На главную ‹ Проза ‹ Интервью ‹ Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного?
Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного?
Слово «чудо» на церковнославянском языке означает «знамение». А знамение -- это знак, который нуждается в толковании. Как относиться к чудесам, что нужно знать, чтобы отличить истинное чудо от ложного? Ведь апостол Иоанн Богослов сказал: «Не всякому духу верьте».
Как предлагает Церковь действовать в случаях, если вы столкнулись с необъяснимым явлением? Комментирует иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Введенского монастыря (г. Иваново).*
*Иеромонах МАКАРИЙ (Марк Маркиш) родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. с 1985-го по 2000 работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в 2003-м рукоположен в сан священника. Ведет рубрику "Вопросы и ответы" на сайте Свято-Введенского монастыря, выступает на радио "Радонеж" и публикуется в одноименном аналитическом обозрении.
-- В XIX веке в России действовали жесткие правила об освидетельствовании икон: в случае мироточения икона опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным не менее трех свидетелей, один из которых -- в священном сане (желательно благочинный округа). Только так икону могли признать чудотворной. Неканонические изображения вовсе не рассматривались. Есть ли сейчас подобные правила?
-- В XIX веке церковная жизнь в России была более формализована и дисциплинированна, чем сегодня. В этом были свои добрые черты и свои недостатки. Со времени Петра Великого и вплоть до 1917 года внешнее устройство Русской Православной Церкви было ненормальным, неканоническим: Церковь была лишена самостоятельности и во многом напоминала государственное ведомство. С другой стороны, бюрократическая регламентация церковной жизни исключала произвол и самоуправство на местах, которые сегодня, к сожалению, нередко препятствуют нашему церковному возрождению.
Сейчас мы не можем опереться на формальные правила прошлого. Но дух этих правил -- трезвение, бдительность в восприятии чудесных явлений -- абсолютно не переменился.
Главный критерий позиции Церкви в отношении чудес неизменен -- верность Евангелию. Все истинные чудеса не несут ничего нового, чего не было бы в Евангелии, в церковном наследии. Ложные чудеса отталкивают нас от полноты Церкви, от послушания священноначалию, от евангельской истины. Ложные чудеса несут разлад, расколы вместо евангельского духа любви, мира, братолюбия.
-- Если мы столкнулись с непонятным явлением -- замироточила икона или случилось еще что-то необъяснимое, -- как понять, истинное чудо или нет?
-- Для таких случаев есть четкая святоотеческая рекомендация: с ходу не отвергать и не принимать. Потому что если мы с ходу отвергнем истинное чудо, наша душа и воля могут окостенеть к принятию Духа Божия. Если же примем ложное чудо -- можем впасть в обольщение. Поэтому надо учиться различать и ждать плодов. Не торопиться, не горячиться. Основным критерием здесь остается соборный вывод священноначалия, а не наше личное мнение. Поговорите с духовником, с благочинным, с епископом. Соборное мнение Церкви может быть разного уровня: это может быть архиерейский собор, это может быть обоснованное суждение клириков данного конкретного благочиния, которое пока на церковном уровне никто не оспорил. Здесь важен сам принцип соборности.
-- А если духовник благословляет, например, поехать «к святыньке», а мнение других приходских священников отличается от мнения духовника?
-- Случается, конечно, что кто-то из местного духовенства ошибается в своих оценках какого-либо явления и начинает распространять свои взгляды среди прихожан. А те, в свою очередь, считают себя обязанными ложно понятым «послушанием духовнику». Здесь следует опираться на Определение Священного синода 28-29 декабря 1998 года, где говорится: «Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви: в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».
В вопросах таинственных и запутанных надо опираться на мудрость Церкви, на ее опыт. А что значит -- опереться на опыт Церкви? Почитайте, что говорят об этом святые отцы, и этот духовный труд, вдумчивое чтение, будет работой вашей души в деле учебы по различению духов.
-- А может ли Церковь ошибаться в подобных вопросах?
-- Конечно, у некоторых возникают сомнения: что, если Церковь не права, а наш «старец» прав? Что, если именно он -- единственный подлинный святой, а все остальные -- вероотступники, что, если наше чудо -- подлинное откровение Божие, а все его критики заблуждаются? Бывали ведь случаи, когда отменялись решения целых соборов, когда Церковь исправляла допущенные в прошлом ошибки.
Что ответить на такие мысли, какими доводами утешить мятежную душу?
Церковь не живет логическими доводами, она живет Христом. Логическим доводам есть место в церковной жизни, и очень важное место -- но не самое важное. И приведенные сомнения демонстрируют этот фундаментальный факт. Если можно было бы свести христианство к логическим доводам, в нем не было бы места Самому Христу -- Богу, Который стал Человеком и принял смерть за людей.
«Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Эллинов же безумие» (1 Кор. 1, 23). Сомневающимся скажу: ищите Христа. Ищите внимательно и неотступно. Видите ли вы Его в фальшивых «иконах», в скандальных историях ложных «чудес», в истериках и экзальтации «благодатных матушек», в бессвязных прокламациях расколоучителей? Встаньте сами перед Его Лицом и спросите Его: «Господи, где Ты?» -- и если вы не верите Его Церкви, то пусть Его ответ станет для вас последней мерой истины. Ведь ответ вам так или иначе держать перед Христом.
-- Известно, что прославление многих чудотворных икон шло в России «снизу». Например, в истории чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году говорится, что девочке Матроне, которой во сне явилась Божия Матерь и повелела сообщить архиепископу, чтобы извлекли из земли Ее образ, никто не поверил. И только после того, как девочка с матерью нашли икону в месте, где указала Богородица, образ торжественно перенесли в храм. В чем смысл отраженного в церковном предании некоего разногласия церковной власти и «простых людей»?
-- В истории Церкви бывало, когда священноначалие (в лице тех или иных его представителей) оказывалось неправо в споре с «простыми людьми». В любом споре есть правая и неправая сторона, а нередко правота и неправота распределяются между сторонами.
«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор. 11, 19), -- свидетельствует Новый Завет. В таких разногласиях «выявляются искусные» и среди священноначалия, и среди «простых людей». Православие, в отличие от римо-католицизма, не делит Церковь на «учащих» и «учащихся»; у нас нет «непогрешимых», все мы учимся, все вместе стремимся достичь Истины -- Самого Христа.
Да, много сейчас случаев чудесных явлений, когда священноначалие говорит: не знаем! И это нормальный, честный и смиренный ответ. Наша Церковь после почти века ига атеизма еще продолжает восстанавливать духовные традиции. Церковь учится, и пусть вместе с ней учатся ее верные чада, а не ставят себя выше и мудрее Церкви, вынося свое решение.
А. С. Хомяков писал: «Мyдpость, живyщая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе как членy Цеpкви, и дана тебе отчасти, не yничтожая совеpшенно твою личнyю ложь; дана же Цеpкви в полноте истины и без пpимеси лжи. Посемy не сyди Цеpковь, но повинyйся ей, чтобы не отнялась от тебя мyдpость» («Церковь Одна»).
Полнота истины без примеси лжи достигается Церковью не вдруг, не сразу; бывает, требуются долгие годы молитвенных и богословских трудов, исповедничества и духовной борьбы, прежде чем истина проявится с полной ясностью и неопровержимостью. К примеру, иконоборческий собор в 754 году осудил почитание икон, однако его решения были опровергнуты VII Вселенским собором, где было восстановлено иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Евангелия.
Если представить, что какому-либо святой жизни человеку дано действительно от Бога знание, что вот какое-либо чудо -- истинное, а Церковь не вынесла никакого решения, если это действительно праведник, его действиями будет смирение и терпение. Никогда он не станет противопоставлять свое мнение мнению Церкви, не станет окружать себя «верными» людьми, вызывая соблазн, сомнения и непослушание. Кто отец раздоров и непослушания? Дьявол. Христос же «смирил себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной». (Флп. 2, 8). Ведь смирение -- это не страх и не простое молчание. Подлинное смирение -- это мудрость. Посмотрите, кому выгодно, чтобы наша Церковь, только недавно получившая свободу голоса, совсем недавно начавшая собирать своих чад, страдала от расколов? «Раздирать ризы Церкви» -- великий грех и большая радость для лукавого.
Праведник знает, что Бог поругаем не бывает, и настанет день, когда обнаружится правда. Вспомните святого Серафима Саровского. Он был гоним своим настоятелем, завидовавшим ему. Он был долго не прославляем Святейшим синодом. Но Бог нашел способ прославить его. Надо уметь оставлять в своих действиях место для Бога.
Я могу рассказать, как сам повел себя в одном таком случае: стою я в храме во время службы, вдруг ко мне подходит наш священник и говорит тихо: ты знаешь, кажется, у нас замироточил крест. Очень спокойно сказал. Я никому больше ничего не стал говорить, подошел ко кресту, вижу, действительно, есть жидкость на перекладине креста. Посмотрел: сверху ничего не капает, от лампады не может быть -- масло из лампады не стреляет вверх. Мы пожали плечами, перекрестились и пошли. Не стали кричать, что это чудо нам Бог послал или бес нас искушает, мы приняли это как реальность и разошлись по своим кельям с молитвой и благодарностью Богу за все.
Не надо думать, что исходя из позиции трезвения в отношении к чудесным явлениям Православная Церковь умаляет чудеса: ничего подобного! Но она утверждает, что на сегодняшний день под прикрытием чудесных и сверхъестественных явлений идет массированная атака на Церковь со стороны ее врагов, видимых и невидимых, поэтому требуется особая осмотрительность и осторожность. Если вспомнить Ветхий Завет, писания древних пророков, мы увидим огромное многообразие чудесных явлений и знамений, но всему свой срок. Пророки жили в те времена, когда еще не произошло величайшего чуда человеческой истории -- воплощения, смерти и воскресения Живого Бога, которое возвращается к нам ежедневно в Таинстве Святой Евхаристии. Современная чудомания несет в себе ясную тенденцию: подменить и закрыть это Истинное Чудо от сознания верующих.
Беседовала Ирина ЛУХМАНОВА
Мироточивая икона Касперовской Божией Матери. Образ находится в Никольском храме села Кулевча недалеко от Одессы. В киоте постоянно меняются ватки, чтобы раздавать верующим. В храме ведется запись исцелений от святого образа, показания верующих проверяются
_________________________
Техника безопасности
Важно помнить: христианская вера не может строиться на чуде. Чудо не может быть критерием веры и истины. Не все чудеса -- от Бога. Из Священного Писания мы знаем, что многие чудеса может подделать сатана.
Неправильно искать чудес. Стремление к чуду -- это нездоровье души, недоверие Богу и Его доброй воле по отношению к нам. Этим может воспользоваться дьявол, чтобы прельстить неопытную душу.
Нельзя считать, что мироточение иконы само по себе -- признак истинности чуда. Известно, что еще в древности «мироточили» и языческие статуи, и сейчас «мироточат» и «благоухают» многие сектантские изображения, например, лжеиконы Божией Матери «Воскрешающая Русь», «Воительница», «Дары дающая». Церковь категорически не признает мироточение любых самочинных «икон», изображений и т. д. Это грех непослушания Церкви.
Возить иконы «на мироточение» -- совершенно неправильно. Истинное чудо невозможно «размножить» по воле человека. «Мироточение» иконы дома, которая перестает мироточить в храме, Церковь не признает истинным.
Нельзя принимать помазание от нецерковных, неканонических изображений. Каноническая икона может быть признана чудотворной только специально созданной церковной комиссией. Чтобы не втянуться в круг «агитаторов» за чудеса, не распространяйте сами, без благословения священника, никаких изображений, листовок и изданий, иначе вы введете людей в соблазн.
Если в вашей жизни произошло какое-то чудо, до совета со священниками неразумно делать его достоянием широкой гласности. Это может быть исключительно личное, для вас, для вашего вразумления явленное чудо. В Евангелии Христос нередко, исцелив человека, просил никому не говорить об этом. Практика показала, что широкое обнародование чудес по человеческой немощи часто приводит участников к прелести, корысти, духовному повреждению.
Если что-то необычное происходит в вашем доме, не надо вести икону «по старцам» или искать священника, который «примет» явление. Соблюдая церковную иерархию, надо сообщить об этом благочинному, который, удостоверившись в реальности явления, создаст церковную комиссию. До выводов комиссии не должно быть никаких публикаций об этом событии, никаких паломничеств в ваш дом. Разумнее передать эту икону в церковь.
Каким бы ни было решение священноначалия, как церковный человек вы должны подчиниться ему, не проявляя самочиния, не пытаться самовольно организовывать крестные ходы с иконой или иные мероприятия.
По книге «Чудеса истинные и ложные», изд. «Даниловский благовестник», 2007 год.