На главную ‹ Проза ‹ Андрей Сигутин ‹ Христос – истинный Врач душ и телес наших
Христос – истинный Врач душ и телес наших
Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа,
истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы.
свв. мч. Косма и Дамиан
«Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих. Если бы наше тело не было Богу дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и вечная наша душа, Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых», - писал митрополит Антоний Сурожский.
Воскресение Христа из мертвых показало людям, что теперь возможно как спасение души, так и исцеление, преображение тела. Ведь когда Господь воскрес, Он пришел к Своим ученикам во Плоти. При чем она имела удивительные свойства. Апостолы, не веря своим глазам, даже ощупали Его: с виду – обычное человеческое Тело, однако же Спаситель с легкостью прошел сквозь стены горницы, где они находились. Как мы знаем из Евангелия, двери в горницу были накрепко заперты. Этим чудом Спаситель показал нам, какой должна быть исцеленная человеческая природа. По обетованию Христа («Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12)), подобные чудеса доступны и верным Его последователям, святым. Из истории Церкви известно, что православные святые совершали необыкновенные вещи: ходили по водам, яко посуху, мгновенно перемещались на огромные расстояния, левитировали, исцеляли неизлечимо больных, воскрешали мертвых и т.д.
То есть человеческое тело способно быть Духоносным, поистине Богоносным! Только для этого человеку нужно стяжать благодать Святого Духа. Благодать – реально существующая Божественная энергия («энергия» - с греч. «деятельная сила»), которая дарована Иисусом Христом Его Церкви. В Евангелии от Луки об истинном Враче душ и телес наших – Христе – сказано: «от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 19). Эта СИЛА и есть Благодать Святого Духа.
Посылая апостолов на проповедь Благой вести роду человеческому, Спаситель наделил их силой Духа Святого. Именно этой Силой они исцеляли больных, изгоняли нечистых духов, воскрешали мертвых, совершали чудеса, а также передавали её другим людям. Исцеление страждущих в период бытия ранней Церкви было в центре жизни христианских общин. Но и по сей день Церковь называют общиной исцеления, ибо в ней силой благодати Христовой происходит исцеление души и тела, как мы свидетельствуем об этом словами молитвы перед Святым Причастием. Причем некоторые святые находились в такой полноте благодати, что её можно было видеть даже телесными очами. Архимандрит Амвросий (Фонтрие) о святителе Нектарии Эгинском писал, что приемный сын святителя часто видел своего отца будто купающимся в ослепительном золотом свете. Очевидец описывает, как однажды ночью его вдруг охватил страх, и он начал кричать: «Пожар! Пожар!» Огненные языки исходили из тела святого. Он казался совершенно отрешенным от всего постороннего. «Я попытался погасить пламень, хватая моего святого наставника за рясу, — повествует рассказчик. — То был огонь благодати. Душа Нектария была сплошным светом и огнем, она была как бы огненным облачением его святого тела...» Кстати, интересен взгляд святителя Нектария на здоровье, своей духовной дочери он писал: «Болезнь препятствует духовному росту тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет не доставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье — это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения. Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей...»
Дары Божии в верующих людях были особенно выражены в первые века христианства. Чудесных исцелений, производимых тогда христианами, было великое множество. При изучении тех времен создается впечатление, что для ранних христиан подобные чудеса были привычными, какими-то даже обыденными явлениями. К примеру, живший во II веке св. Ириней Лионский писал: "Некоторые исцеляют наложением рук; слабых и больных они восстанавливают совершенно. В то же время были случаи воскрешения из мертвых. При этом воскрешенные остались много лет между нами". Он же как свидетель, присутствовавший при воскрешении из мертвых мальчика, принесенного старцу в корзине, рассказывал: старец совершил молитву, прилег над ним, пока не воскресил…
Древние христиане, имея от Господа дар исцелений и движимые чувством сострадания, исцеляли даже язычников от неизлечимых болезней. «Христиане, - пишет Иустин мученик, - многих, одержимых демонами и неисцеленных всеми заклинателями, заговорщиками и чародеями во всем мире и в нашем городе, исцелили и сейчас еще исцеляют, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтийском Пилате, а тем побеждают и изгоняют овладевших человеками демонов».
Из «Жития святых» можно узнать о многих людях Божиих, которые обладали даром целительства, но всех их объединяет одно – глубокое смирение и четкое понимание, что исцеляют не они, а Бог! Так врачи-бессребреники святые мученики Косма и Дамиан исцеляли людей через молитвы и возложение рук. От всех болящих они требовали лишь истинной веры во Христа. О своем врачевании братья говорили больным следующее: "Мы только возлагаем на вас руки и ничего не можем совершить нашей силой, действует же через нас всемогущая сила Христа, единого истинного Бога, и если вы уверуете в Него, то будете здоровы". А святой великомученик Пантелеймон (III век н.э.), ещё даже будучи не крещенным, силою Божией воскресил ужаленного змеёй мальчика. Возведя глаза к небу, юноша произнес: "Господи Иисус Христос, я недостоин призывать Тебя, но, если Ты желаешь, чтобы я стал рабом Твоим, то яви Свою силу и сделай так, чтобы по имени Твоему мальчик ожил, а ехидна стала мертвой". И чудо свершилось, мальчик встал живым, ехидна сдохла. Юноша со слезами на глазах стал прославлять и благодарить Бога, после чего крестился у старца Ермолая… В IV веке святая Нина, племянница патриарха Иерусалимского, перед тем, как исцелить грузинскую царицу, сказала: «Не я тебя исцеляю, но Иисус Христос — сын Бога — Творца вселенной!»
Образец величайшего смирения и упования на помощь Божию - жизнь древнерусского безмездного врача преподобного Агапита Печерского. Исцеляя больных молитвою, он сознательно скрывал от них её силу: давал недугующим травы, которые сам употреблял в пищу. Исцелив безнадежно больного князя Владимира Мономаха, святой врач отказался от щедрого вознаграждения, сказав: «Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою»
Наш Бог – Бог Любви, поэтому святые, уподобляясь Христу, не могли равнодушно взирать на людские страдания, порой, даже заслуженные. Они, будучи милосердными, всеми силами старались облегчить скорби ближних, исполняя тем самым закон Христов: «…да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34). Не зря св. Иоанн Златоуст говорил: «Но так как я объемлю вас отеческою любовию, так как любовь дерзает на все, то я не только в церкви, но и у себя дома прежде всего творю молитву о вашем душевном и телесном здравии».
Преподобный Серафим Саровский также был великим молитвенником и ходатаем пред Богом. Старец при чтении Псалтири на каждой главе неопустительно произносил от всего сердца следующие молитвы:
За живых. «Спаси, Господи, и помилуй всех православных христиан и на всяком месте владычествия Твоего православно живущих: подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие и прости им всякое согрешение, вольное же и невольное, и их святыми молитвами и меня, окаянного, помилуй».
Известно множество примеров исцелений по молитвам преп. Серафима Саровского, здесь же приведу его личное свидетельство об исцелении. Вот что игумен Иоасаф рассказывает об ударе, полученном о. Серафимом от злобного духа: «...При этом старец, как бы в удостоверение, расстегнул свою свитку и, взяв мою руку, дал мне осязать нанесенную ему язву, уже, по его словам, исцеленную. Я осязал ее и видел: она была на спине старца между лопатками, совершенно мягкая и походила на отвислый кусок мяса, величиною с гусиное яйцо. С этою язвою его и похоронили. Дав мне видеть и осязать ее, старец еще прибавил, что боль от этой проказы так жестока, как бывает больно пальцу, когда его положишь на горящую свечу, и притом, если бы он горел, но не сгорал. «И если бы не Господь и Царица Небесная, — говорил старец, — исцелили меня, то никто не мог бы уже исцелить»» («Житие преп. Серафима Саровского», стр. 252, «Благовест», 2002 г.)...
Говоря о великих чудотворцах, невозможно не упомянуть и «народного батюшку» св. прав. Иоанна Кронштадского. Случаев исцелений больных по молитвам отца Иоанна было очень много. Дивный дар чудотворения прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжелые болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа (от 5 до 60 тысяч человек), а весьма часто и заочно.
Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. По его молитве прозревали не только слепые, но и происходило чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой. Отец Иоанн исцелял силою молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Тысячи писем и телеграмм присылали ему из Германии, Франции, Испании, Италии, Америки, Индии, Англии, Австрии, Швеции. Португалии, Греции.
Чудеса исцелений происходили и происходят и в наше время. Воистину «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). В середине ХХ века жил великий угодник Божий преподобный Амфилохий Почаевский, каждый день за исцелением к нему приходили до пятисот человек. Он изгонял бесов, поднимал на ноги безнадежных больных, воскресил мальчика, и плюс ко всему был ещё хорошим костоправом. Бывало, нарисует он ручкой, как кость сломана, пойдет больной на рентген, и точь-в-точь также выходит…
Как-то к старцу приехал первый секретарь Тернопольского обкома партии. Без надежд привез единственного сына - саркома колена, врачи отказались лечить. Через неделю отец забрал своего сына от старца полностью здоровым. Или еще случай: из Москвы военный привез парализованного четырехлетнего сына. Старец попросил оставить ребенка. Когда отец приехал через несколько дней - сын бегал по двору.
Умер батюшка 1 января 1971 года... Когда через 31 год, 22 апреля 2002 года, по решению Священного Синода была раскопана могила старца Амфилохия, все присутствовавшие были поражены: гроб, облачение и тело самого старца было таким, будто его похоронили только вчера, а вокруг разносилось чудное благоухание… Поистине, дивен Бог во святых Своих.
Думаю, раз мы начали разговор о православном понимании роли тела в деле нашего спасения, самое время поговорить о феномене нетления мощей святых.
В 80-е годы прошлого века советские ученые исследовали останки святых угодников Киево-Печерской лавры.
«По мнению экспертов, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, очень вредных как для живого организма, так и для мощей.
После проведения медэкспертизы ученые определили, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии. Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не методами бальзамирования (в Православии это запрещено), а особой структурированностью организма, что позволяло воде безпрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, то есть после смерти.
Рентгеновские снимки показали, что все внутренние органы у святых на месте! Это поразительный факт, ведь их наличие - одно из главных препятствий для бальзамирования. Поэтому из тела Ленина, как известно, внутренние органы вынули. Их извлекали и при мумификации в Древнем Египте. В летописях времен Киевской Руси говорится, что с телами усопших монахов ничего особенного не делали, только смачивали миром - смесью большого количества масел…Кандидат биологических наук Тамила Решетникова изучала влияние святых мощей на зерна пшеницы. Она клала зерна на крышки гробниц на различные промежутки времени (от нескольких секунд до нескольких часов), а затем их проращивала. Всхожесть (количество проросших семян) была на 30 процентов выше, чем обычно. Скорость роста также оказалась небывалой. Причем не имело значения, как долго зерна пролежали на гробницах... Но больше всего Решетникову поразило другое: «благословенные» зерна, в отличие от обычных, успешно выдержали облучение и даже дали прибавку в зеленой биомассе. Следующий эксперимент был проведен возле мощей Никона Великого: стрелка дозиметра ДП-5В, ранее показавшая 120 микрорентген (такой была средняя радиация в Киеве в мае 1986 года), после молитвенного обращения к преподобному резко уменьшилась на 50 рентген! Ученые были настолько шокированы, что безоговорочно поверили в силу Святого Духа. Именно тогда они сделали уникальное открытие: энергетическая сила, исходящая от преподобных подвижников, «воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи»…
Многие святые прославляются не только на небесах, но и на земле. Их нетленные мощи необходимы для духовного подкрепления каждого человека: через молитвы к нашим преподобным люди получают исцеления и утверждаются в Православной вере». (http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=9854)
Издревле известна целебная сила церковных Таинств. Случаев чудесных исцелений, по милости Божией произошедших с воцерковленными людьми, описано великое множество, на их перечисление не хватило бы никаких книг. Приведу лишь один из них: в октябре прошлого года слепой от рождения шестилетний красноярец Ваня Куташевский прозрел после Таинства Крещения. По словам красноярского священника Виктора Теплицкого, от человека, желающего справиться с тяжелой болезнью, требуются "желание и вера", и тогда "Бог посылает исцеление на эту благодатную почву".
Господь не желает, чтобы Его дети грешили, как и не желает, чтобы они болели. (Слава Богу, есть Таинство покаяния!). Апостол Иоанн писал: «Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2), то есть апостол говорит, что, в первую очередь, необходимо «преуспевание души», но не умаляет при этом значения и телесного здравия.
В заключение позвольте привести высказывание митрополита Антония Сурожского:
«Как дивно наше тело, и с каким благоговением мы должны относиться к нему! Первоначально тело свято: оно призвано к вечному общению с Богом, так же как и душа. Оно любимо Богом. Не напрасно апостол Павел говорит: прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших (1 Кор 6:20)… пусть тело ваше будет таким, что соприкосновение с ним было бы соприкосновением с Воплощением, с тайной Бога, ставшего Человеком… Какое это диво! Какая дивная тайна: тело — такое как будто хрупкое, такое временное — может первоначально принадлежать вечности и уже сияет вечной славой во святых».
Андрей Сигутин