Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Андрей Сигутин ‹ Нужно ли современным православным употреблять спиртное?

Нужно ли современным православным употреблять спиртное?

Лучше не есть мяса, не пить вина
и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается,
или соблазняется, или изнемогает.
Рим. 14.


Прежде чем начать размышлять о подводных камнях винопития, хочу оговориться: Церковь не возражает против разумного и умеренного употребления вина и, более того, даже запрещает им гнушаться. К тому же по собственному опыту знаю, что тема «сухого закона» среди воцерковленных мирян весьма непопулярна. Поэтому, чтобы никого не искушать, уточню: я никому ничего не хочу навязывать, пусть каждый руководствуется своей совестью. Данная статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой и Господом, к тем, кто искренне желает убрать любую преграду на пути возрастания во Христе.

Один известный православный публицист, полемизируя с членами «Общества трезвости», заявил: «Ну, слабые мы, нам, чтобы снять стресс, надо пятьдесят граммов водки выпить. А вы хотите нас лишить сего натурального антидепрессанта…». На первый взгляд это - безобидное высказывание, а на самом деле - опасное, так как слабость возводится в ранг нормы. Так и напрашивается вопрос: где же решимость преодолеть сию слабость и обращение к всесильной помощи Божией?

Православные призваны быть представителями Христа, а Спаситель заповедовал сильным носить немощи слабых. Посему апостол учил: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6). Нетрудно сделать вывод: если ты в чем-то духовно сильнее, к примеру, знаешь меру в спиртном за праздничным столом, а твой ближний в этом слаб, то, следуя голосу Христовой любви, тебе нужно постараться не соблазнять брата своего. Заповедь «возлюби ближнего…» должна проявляться в делах, а не в словах. Не зря апостол Павел говорил: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8). Коль апостол такое говорил об идоложертвенном мясе, то тем паче эти слова можно отнести и к алкоголю, который еще в 1975 году на 28-й сессии Генеральной ассамблеи ВОЗ был признан наркотиком, подрывающим здоровье.

Конечно, апостол Павел советовал своему непьющему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5). Но, во-первых, данное высказывание относится к духовному человеку, у которого не было привязанности к спиртному.

Во-вторых, имелось в виду хорошее вино, которое найти ныне весьма проблематично: в красивых бутылках зачастую содержится алкогольный суррогат. Впрочем, в наше время не только качественного вина практически нет, но и пива. «Нынешняя технология приготовления пива не имеет ничего общего с тем пивом, которое употребляли раньше, - пишет кандидат медицинских наук В. Ильющенков. - Все старинные секреты его приготовления отодвинуты. Новое пиво, которым «затоплены» сейчас все города и веси, напичкано всевозможными добавками и тоже обладает наркотическим действием, так же, как водка, вызывает привыкание и разрушение внутренних органов. Уже появился новый термин: пивной алкоголизм. Человек, который начинает с бутылки пива, через несколько месяцев выпивает их три-четыре, по нашим наблюдениям… Что характерно, современное пиво вызывает очень быстрое разрушение печени и поджелудочной железы. Причем цирроз печени наступает даже быстрее, чем от употребления крепких алкогольных напитков. А разрушение внутренних органов идет гораздо быстрее. Возникают патологии, связанные с хроническим панкреатитом».

В-третьих, и хорошее вино должно употребляться в небольшом количестве, что для многих современных верующих тоже является проблемой. Как точно подметил профессор Владимир Юдин: «Уже привыкшим к большим дозам вина куда легче отказаться от него полностью, чем терзать себя малыми дозами по праздникам. Я знаю, что многие этого искушения не выдерживают».

Православным необходимо жить в реальности. А реальность сейчас такова - пьянство и алкоголизм в нашей стране принимают катастрофические размеры. В России ежегодно от «зеленого змия» погибает от 40 до 50 тысяч человек. Поэтому спивающемуся обществу, утопающему в пучине «огненной воды», как спасительный круг, нужен пример православных, способных отказаться от всякого употребления спиртного. О какой любви к ближним может идти речь, если верующие не хотят вставать на борьбу за трезвые традиции? Кому, как не христианам, следует проводить безалкогольные свадьбы, торжества, трапезы. Опять же, по словам В. Юдина, «чем больше будет таких примеров, тем лучше. Тем большее число ныне пьющих (или, тем более, молодых, еще не втянувшихся в это дело) задумается о возможности последовать такому спасительному примеру».

Думаю, в этом смысле хорошим примером для всех православных может послужить житие преподобного Серафима Саровского. Он и на священническом служении при монастыре, даже до принятия на себя особых аскетических подвигов, не употреблял вино. Более того, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» гласит, что старец Серафим «кушать, не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина - «чтобы и запаха его у меня в обители не было!»». Преподобный понимал: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины?.. У тех, которые долго сидят за вином… Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Пр. 23). К величайшему сожалению, проблема злоупотребления спиртным имеет корни и в церковной истории. Не хотелось бы касаться темы винопития в среде священства («диаконы также должны быть… не пристрастны к вину» (1 Тим. 3)). Отмечу лишь, что в 1871 г. по Калужской епархии были осуждены церковным судом представители духовенства за: нетрезвость и буйство - 8 человек; нетрезвость - 30 человек («Калужские епархиальные ведомости», 1872, N 10)… Как говорится, комментарии излишни.

Однако многие отстаивают идеи «культурного пития», привыкнув отмечать праздники со спиртным, и не задумываются над тем, что употребление и небольшой дозы алкоголя, по сути, свидетельствует о том, что верующий ищет удовольствия в вине. Получается, что общаться «на сухую», за чашечкой чая, даже в кругу братьев и сестер во Христе, такой православный не умеет. Давайте задумаемся: почему современный православный выпивает, какую пользу ему приносит алкоголь? Во-первых, наверное, мирянин выпивает потому, что «вино веселит сердце», как говорил царь Давид в псалмах. Иными словами, алкогольные напитки вызывают приподнятое настроение и мышечное расслабление. Но верующий же должен приобретать «приподнятое настроение» другими способами. Например, через творческий труд, помощь ближним, занятия физкультурой и т.д. Православному необходимо радоваться и веселиться о Христе Воскресшем. Счастливому человеку и в голову не придет расслабляться с помощью вина: тот, кто всем доволен, не имеет такой потребности. Если у верующего в душе мир и радость, то допинг, для того чтобы комфортно чувствовать себя в компании, ему не нужен. Во-вторых, алкоголь хотя бы на время примиряет человека с жизнью, ибо пьющий индивид несчастен по своей сути. Следовательно, у выпивающего недостает смирения и адекватного восприятия жизни. Воистину, как сказал апостол Павел: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным».

Врачебная практика показала, что путь к алкоголизму часто лежит через «культурное застолье». Причем, допустим, если у девяти выпивающих есть «тормоза», то у десятого может оказаться предрасположенность к алкоголю. В беду попадают именно те, кто начинал пить «понемногу» и «красиво». Воля этих людей незаметно для них самих уже порабощена алкоголем. Кто-то может возразить: «Для меня спиртное - не проблема!». Но если это действительно так, то человеку должно быть все равно, с чем отмечать праздники - с чаем или с «Кагором». Определить, привязан кто-то к спиртному или нет, просто. Раз у человека возникает бурная реакция по поводу добровольного отказа от спиртных напитков, значит, зависимость у него еще присутствует, если не от вина, то от мнения выпивающих людей. Чтобы это понять, нужно просто быть честным с самим собой. Апостол Павел точно подметил: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6). Как видим, «ничто не должно обладать мною». Привычка же - второй характер. Чем чаще человек понемногу выпивает, тем меньше у него желания совсем бросить пить, он становится рабом «зеленого змия». Нельзя забывать: из умеренно пьющего человека даже верующий под давлением экстремальных обстоятельств может незаметно превратиться в пьяницу и алкоголика. Так как он привык снимать напряжение не духовными средствами, а спиртным. (Мне известны подобные случаи). Кстати, врачи-наркологи пришли к печальному выводу: деградация личности, как правило, начинается с нелепой философии «культурного пития». Тем не менее любители «бахуса» в пример ставят грузин и молдаван, говоря, что они пьют с самого детства ежедневно, но алкоголиками не становятся. На это могу ответить: я лично знаю грузин и молдаван (правда, они проживают в Москве), у которых большие проблемы с алкоголем, а некоторые из южан даже закодированы.

Принцип Божественного Правосудия гласит: в чем застану, в том и сужу. «Многие в пьяном состоянии умирают и от сего света на оный переходят безо всякого чувства, а потому и без покаяния», - пишет святитель Тихон, епископ Воронежский. А без покаяния нет спасения. Причем погибнуть от спиртного сейчас может и культурно пьющий человек, достаточно выпить всего 100 граммов поддельной водки. К примеру, по данным Мосгорстата, пятая часть москвичей, умерших от спиртного, употребляла фальсифицированные алкогольные напитки. Принимать сейчас даже умеренно спиртное - это все равно что играть в «русскую рулетку». Конечно, милосердие Господа велико, но зачем же искушать Господа? По телевизору недавно показывали одного интеллигентного россиянина, пострадавшего от «паленой» водки, который, очутившись на больничной койке, сокрушался: я же не алкоголик, всего-то сто грамм выпил… Даже в цивилизованной Латвии пару лет назад произошел курьезный случай: «Двух погибших мужчин нашли на кладбище возле недавнего захоронения. Рядом с умершими стояли две рюмочки. Всё говорило о том, что они отравились некачественной водкой. Два мужичка выпили за помин души покойного, но спиртное оказалось ядом - и сами они тут же отдали Богу души» (www.million.lv).

Важно помнить, что совместные трапезы с вином среди прихожан служат примером для подражания молодому поколению, даже если дети за столом пьют только сок. Разве можно будет потом юношу или девушку, у которых сформировался образ того, как надо отмечать праздники, переубедить в том, что веселиться со спиртным - не лучший вариант. А ведь молодежь нужно с детства учить искать радость в трезвом образе жизни. Ибо Священное Писание учит, что пьяницы Царства Божия не наследуют.

Профессор Владимир Юдин написал: «Чтобы помогать другим, надо быть самому здоровым и сильным. Твои же пороки подкашивают твою силу и сокращают время, в течение которого ты мог бы СЛУЖИТЬ БОГУ В СВОЕМ НАРОДЕ. Но мало того, что ты им не служишь. Ты способствуешь разрушению своего народа, подавая ДУРНОЙ ПРИМЕР своим образом жизни членам твоей семьи, родственникам и знакомым. А пример заразителен».

Конечно, не все верующие способны отказаться от употребления вина в малых дозах. Иначе говоря, нелегко освободиться от скрытой зависимости умеренного винопития (ведь такой образ жизни принято считать нормой). Но остановиться, с Божией помощью, прекратить выпивать можно. Прекратить – значит не употреблять ничего, содержащего хоть каплю спиртного… Выбор, естественно, остается за каждым из нас. Но протянуть руку помощи своим больным соотечественникам в первую очередь должны православные.


Андрей СИГУТИН



Приложение.

«Г. А. Шичко очень подробно рассмотрел как программируются на дурное наши дети, в частности как они программируются на употребление алкоголя и табака. Я вам логику Шичко относительно алкоголя и табака перескажу, а потом обобщу на любую вредную привычку…

У нас в нашей стране не было известно ни одного случая чтобы ребенок родился в роддоме с папиросой в зубах или бутылкой портвейна подмышкой. Ни в одном роддоме такого не зафиксировано. Все дети рождаются идеальными трезвенниками. Но как же так получается, что вот он родился небесный ангелочек, а через 15-20 лет из него выросли дядя или тетя, который уже и курит, и пьет, и еще Бог знает чем занимается, чем заниматься-то совсем и не надо. Вот как это происходит? Давайте посмотрим.

Родился ребенок. В момент рождения у ребенка ни одного условного рефлекса, ни одной социально-психологической программы, только рефлексы безусловные. А именно: кричать, сосать, дышать, двигаться. Вот эти рефлексы. Но с первых минут жизни ребенок всеми органами чувств жадно впитывает окружающий мир и этот мир формирует его отношение к этому миру. Вот те самые социально-психологические программы. И если бы нашим детям никто никогда в жизни ничего про алкоголь-табак не рассказал и не показал, они бы у нас лет до ста пятидесяти доживали, так бы все здоровенькие и умирали. Но в том-то и дело, что расскажут и покажут, и расскажут и покажут очень и очень быстро.

Вот ребенку полгода. Первый юбилей. А папа, мама рады, назовут гостей, родню собирают, бутылки на стол, пьют, песни поют, пляшут. А он сидит в колясочке, он ходить не умеет, он говорить не умеет, но он все прекрасно понимает. Он понимает, что песни поют и пляшут с этих красивых бутылок на столе, это-то он понимает. Ну каждый день мама с папой не поют и пляшут, а тут по третьему стакану и такое началось! «Эх, — он думает, — как же я ходить да не умею? Я бы стакан-другой «заложил», тоже бы с ними поплясал». Пошла у него в подсознание интересная информация относительно красивых бутылок на столе.

Дальше — больше, пришел к отцу сосед, дядя Коля. Нога на ногу, папиросы в зубы, в потолок сидят, умный разговор ведут. Ребенок не понимает, о чем говорят, но понимает, что умные. «Наверное, — думает, — они потому и умные, что дым сосут. Вырасту — тоже буду дым сосать». Пошла информация в подсознание.

А где-то около года в жизнь наших детей вторгается одно из самых страшных зол современности, это — телевизор. Я вам не буду говорить что вообще наши дети видят по телевизору, это вы и без меня знаете. Я вам проанализирую только три-четыре самых популярных детских мультфильмов. Вот мультики-то чему наших детей учат? Причем не американские, а наши, отечественные мультики.

Самый первый детский мультфильм — это «Крокодил Гена и Чебурашка», да? Если вы в большом городе своего ребенка сводите в зоопарк и покажете крокодила, ничего кроме омерзения у ребенка с нормальной психикой крокодил вызывать не должен. Ребенок может восхититься белочкой, кошечкой, но не крокодилом же. Вот такое лежит полено, два метра, с вот такими зубами, да он человека сожрет, глазом не моргнет. Но стоило этому омерзительному крокодилу всего-то ничего — засунуть в рот трубочку с табаком и он сразу стал таким добрым, таким милым крокодилом Геной. Но ребенок-то этого не понимает. Вернее он понимает: «Тот в зоопарке не курит, тот плохой, а этот курит, этот хороший». Пошла информация в подсознание.

Сериал «Ну, погоди!» А ведь волк, он — привлекательный герой, особенно нашим мальчишкам (эта его удаль). Обратите внимание, на протяжении всех серий волк из зубов не вытаскивает папиросу. Зачем бы это?

«Трое из Простоквашино». Государственная премия. Дяде Федору — шесть лет, помните? С котом, с собакой в деревню ушел жить. Долго думали, давать ему папиросу в зубы или не давать. Решили не давать. Но обратите внимание, у дяди Федора мама злая, мама не курит, а папа добрый и папа-то у него курит. Зачем бы это?

Про алкоголь? Пожалуйста.
Смотрю мультфильм про былинного героя Буслаева. Набирает Булаев дружину, с врагами воевать. Ну кого раньше брали в дружину? В дружину брали людей сильных, ловких, смелых. Тех, кто может с оружием обращаться. Да ну что вы, какая ерунда. В фильме все показано детям: выкатывает Буслаев бочку с водкой и тазиком черпает: «Пей». Тазик водки выпил — в дружину, не выпил — пошел вон. То есть он себе алкоголиков в дружину-то набирал. Но ведь дети-то все это тоже за чистую монету воспринимают.

А в три года в первый раз наше дитя в очередном застолье вылезло из-под стола и тоже потянулось за стаканом. А ему по руке:

— Цыц! Мал еще. Вот подрастешь, вот тогда и будешь пить и курить.

— Эх, — он думает, — опять сплоховал. Ну ничего, Сейчас годик-два, да как подрасту, да как запью, закурю, стану взрослым самостоятельным человеком.
У ребенка в подсознание уходит мощнейшая установка — что без алкоголя, табака жизнь — не жизнь. Что это признак взрослости, полноценности. И он начинает стремиться к этому. А в пять лет в первый раз все пьяные по углам расползлись, он этот стакан взял со стола, «бульк» туда, а оно «хлоп» — всё назад: ну это же яд, да что ты будешь делать! Он этот окурок поднял, затянулся, вместо радости, счастья у него и кашель и слезы и рвота, да что ты будешь делать! Папа с мамой сосут — хоть бы хны. Заливают и ничего. А он разве не такой? И ребенок начинает недоумевать, начинает ломать в себе защитные биологические барьеры против этих ядов. Ломает, переламывает и вот он уже герой. Вот уже сигарету сосет — его не рвет, алкоголь употребляет — его не тошнит. А потом он попадает в плен к этим наркотикам.

Ведь и алкоголь и табак — это наркотики. И наркотики страшные, они берут в плен душу, тело. И терзают. И в самом расцвете сил могут в могилу человека загнать.

Ну возьмите того же Высоцкого. Ведь сорок два года, талантливый человек, загнали его в могилу.

Вот такую картину нарисовал Геннадий Андреевич Шичко. Вы скажете картина очень проста и примитивна, я согласен. Но вот вам маленький пример.

Рядом с моим домом детский сад. У меня туда младшая дочка ходила. Как только я понял как формируются программы-установки на дурное у детей, я тут же пошел в детский сад, в старшую группу шестилеток.

— Здрасьте.

— Здрасьте.

— Как живете?

— Да хорошо живем.

— А во что у вас дети играют?

— О! У нас утверждена программа развивающих игр, с печатью.

Я говорю:

— Нет, вот меня интересует: в «Праздник» у вас дети играют?

— Ну что вы, Владимир Георгиевич? «Праздник» — это любимая детская игра. После каждого праздника дети у нас играют в «Праздник».

Я говорю:

— Ну вот вчера праздника не было, а давайте сейчас проснутся, устроим игру в «Праздник». Я хочу посмотреть, как дети играют в «Праздник».

— Хорошо.

Дети проснулись, воспитательница в ладошки похлопала:

— Детки, сегодня играем в «Праздник»! Праздник, ура!

Все дети моментально приосанились, мы, взрослые, стоим в стороне, они тут же составили столы, вокруг расставили стульчики, расставили кубики в виде стаканов, расставили кегли в виде бутылок. Тут же у них шарики-мячики — закусь, апельсины. У них тамада объявился: «Открывай, наливай, тосты поднимай». Да тосты-то поднимают, я заслушался: «За прекрасных дам», «За вечную любовь», «За успехи на производстве». Поднимают кубики, чокаются, пьют, кто крякает, кто морщится, кто рукав нюхает. После третьего стакана мальчишки встали из-за стола, начали ходить, изображать из себя пьяных, качаться. Начали друг на друга задираться, какие-то обиды старые вспоминать, начали вдруг матом в открытую материться. Воспитательница хотела прекратить это безобразие, а я ее придержал: «Ну дальше праздник чем-то кончится? Должен же». Ну а дальше естественно вмешались девчонки, начали забияк растаскивать, на себя верхом грузить, носить, на диваны-кровати укладывать, уговаривать, успокаивать. Ну праздник... Натуральный праздник...

Понимаете? Вот у этих шестилетних детей в подсознании записана мощнейшая программа «Что такое праздник». Праздник — это обычный день, когда на работу ходить не надо, когда накрывают большой и вкусный стол, на этот стол в красивых бутылках ставится вот это самое дурево, человек это дурево в себя заливает, дуреет, а там — что хочешь вытворяет. Тебе все с рук сойдет — сегодня праздник.

Я пошел к трехлеткам, в старшую ясельную.

— Здрасьте.

— Здрасьте.

— В «Праздник» играете?

— Нет, у нас такого нет.

Я им рассказал об этом программировании на дурное. В один голос нянечка и воспитатель:

— Владимир Георгиевич, да у нас-то еще хуже. Ведь шестилеткам что-то можно объяснить, нашим трехлеткам же ничего объяснить нельзя. Нам санэпидемстанция категорически запретила выводить ясельников за территорию детского сада. Почему? Да потому что дети всех до единого курящих родителей первое что делают когда выведем — самый заплеванный окурок где-то в урне хватанет, идет, сосет ее, отобрать не можем.

«Ну почему нельзя-то? Папе с мамой можно. Ему-то почему нельзя?»

Так вот, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, я хочу вас уверить, что вот эти трех-шестилетние дети с вот такими уже записанными в подсознание программами, как только у них появится первая реальная возможность заменить кегли на настоящие бутылки, как только они научатся раскуривать эту наркотическую вонючую палочку с ядовитым табачным дымом, они у вас начнут пить, начнут они у вас курить и покатятся они у вас туда, куда наверное ни один папа с мамой не хочет чтобы его дети покатились».