Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Андрей Сигутин ‹ "Кто не свят, тот пусть покается"

"Кто не свят, тот пусть покается"

«Церковь – Божественное общество святых»
(Св. Иоанн Кронштадтский)

От некоторых священников, распекающих на исповеди нерадивых прихожан, не раз приходилось слышать: «Как так? Не знаешь, в чем каяться?.. Ты что, святой, у тебя грехов нет?..». Конечно, это трагедия, если христианин не знает, в чем ему каяться. Однако, упоминать о «безгрешности» святых неуместно. Ведь прославленные Церковью Божии угодники не были без грехов. Потому они постоянно и каялись. Разве все святые не видели себя грешниками?

Более того, свят только Бог. (Причем, святость Господа есть совокупность всех свойств Божиих, таких как Вечность, Вездесущие, Всемогущие и т.д.). Невольно возникает вопрос: кого же можно назвать святым? Писание учит: святой – значит отделенный для Бога, посвященный Ему. Святость не есть лишь безгрешность, как частенько это ошибочно понимают на бытовом уровне. Святость – полная отдача себя в руки Божии, как говорит апостол Павел: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2). Это состояние хорошо выражают слова великой ектении: «…сами себе и друг друга и весь живот наш (жизнь нашу) Христу Богу предадим». Точно подметил С.И. Фудель: «Все слово Божие и все учение Церкви полно призывами к святости или раскрытием ее, а мы в течение столетий приучались к тому, что «святые» - это только на иконах, а в нашей жизни их не бывает и что все призывы к святости – это только аллегория. И святость действительно стала уходить в аллегорию из жизни… Святость не есть совершенство чистоты. Ни один святой не мог считать себя чистым… Для святых святость не есть совершенство и, тем более, ни осознание себя в нем, а только постоянная устремленность к нему, вернее говоря, к Богу, в покаянии и любви» («Записки о литургии и Церкви», стр. 55). Как видим, святость проявляется в постоянном устремлении к Богу в покаянии и любви. А можно ли всех воцерковленных мирян называть святыми? Согласно Библии и православному учению о таинстве Крещения – да. Ведь в Крещении человек освящается и посвящается Богу. «…все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Постараемся осознать эти слова: после крещения мы облекаемся во Христа, становимся святым народом Божиим, «царственным священством», а не мирянами, т.е. светскими, мирскими, земными, как ошибочно называют «рядовых» христиан. Нельзя забывать изречение апостола Иакова: «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». С богословской точки зрения православных было бы правильнее называть «верные» или лаики (от греч. «лаикос») – это те, кто принадлежит к народу Божьему. Как пишет прот. Геннадий Фаст: «Деление народа Божия, святого народа, на духовенство и мирян не христианское! В церкви нет мирских и духовных. В церкви все "живут духом" (Гал. 5, 25), все духовные. Христианским, православным является деление на пастырей и паству, на отцов святых и святых братьев. Справедливо и греческое "клир" и "лаики", т. е. причт и народ. Причт причтен к совершению священнослужения, лаики участвуют в нем… Не рукоположением, не монашеским пострижением, а крещением отсекается мир. А то ведь и больше того монахи уже и женатых священников начинают называть мирскими… Поразительное дело! - церковь именуется миром! О каких святых, отсеченных от мира, речь?!... Святость всего народа Божия не противоречит существованию в церкви священной иерархии, или священноначалия. В церкви - святые братья и святые отцы»(1).

Однако, вернемся к даруемой через крещение святости. Но прежде, чем продолжим разговор, чтобы никого не искушать, а то кто-то подумает: «Неужели мы уже святые и делать больше ничего не нужно?», - оговорюсь: существуют понятия «святой» и «праведный». Выражаясь библейским языком, каждый святой должен стать праведником («святый да освящается еще» (Отк. 22:11)). Святость – дар Божий, а праведность – плод святости, обретаемый в подвиге. Первые христиане ясно понимали, что только благодаря Искупительной Жертве Спасителя они спасаются и принимают благодать. В них самым естественным образом переплетались чувства святости и смирения. Например, в литургии первых веков были такие слова в молитве перед причастием: «…Если кто свят, то пусть приступает. Если же нет, то пусть покается…»(2). Вот святейшая простота и мудрость: «Если кто не свят, тот пусть покается». Отец Геннадий пишет: «Исторически, понятия "святой" и "праведник" в значительной степени поменялись местами… Уже давно, обывательски, а, иногда литургически и богословски, под святыми понимаются почитаемые в церкви праведники, планка едва достижимая, а праведники - это попроще, доступнее… В святом Божьем народе все святые, не святых нет!». Кстати, к коринфянам, не отличавшимся особым духовным совершенством, апостол Павел обращался: «…освященным во Христе Иисусе, призванным святым» (1 Кор. 1), «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми…» (2 Кор. 1). «И освящение и оправдание начинаются в водах крещения, – говорит отец Геннадий. - Крещенный именем Иисуса Христа становится святым и вступает на путь праведности, будучи оправданным пред Богом… Освященный во Христе получает дар и печать Духа Святого, Которым и должен теперь возрастать, ибо помазан и, как помазанник, есть храм Бога Живого и Духа Его. Забывающим это христианам апостол с укоризной напоминает: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3, 16)? И другой раз: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои" (1 Кор. 6, 19)? Вместе с теми коринфянами не знают этого и большинство крещенных в православии ныне. Следует еще отметить слова апостола: " и вы не свои". Обратившийся ко Христу посвящен Богу в крещении и уже не свой, не мирской, а Божий, святой. Как в Ветхом Завете Израиль, так ныне христиане - народ святой… "Но вы - род избранный, царственное священство, НАРОД СВЯТОЙ, люди, взятые в удел" (1 Петр 2, 9). Вот, кто такие христиане! В крещении они взяты в удел Богом, теперь - род избранный, цари и священники Богу в окружении падшего мира, народ святой в роде и мире сем прелюбодейном. За Божественной литургией предстоятель народа Божия возносит освященный Хлеб, восклицая: "Святая святым!". Святые Дары Тела и Крови Христовой даются святым».

С точки зрения Слова Божия понятно, почему некоторые «миряне» становились Старцами или подвижниками, обладающими Божьими дарами. Например, святые бессеребренники Косьма и Дамиан, целитель Пантелеимон не являлись священниками. Они были обычными мирянами. Схиигумен Иоанн (Алексеев) писал: «Старец Даниил Агинский, великий подвижник и учитель, жил в Сибири; и Кузьма Бирский – были простыми мирянами, а к ним за советом ездили не только миряне и священники, но и монахи, и епископы, и даже из премудрых»(3).

Почему же сейчас обычных христиан не называют святыми? Да потому что, к сожалению, по жизни этому высокому званию мало кто из современных верующих соответствует. Хотя всех первых христиан именовали святыми. «Ныне, - пишет о. Геннадий, - можно услышать сетование священника - вот, мол, раньше можно было так ко всем обращаться, потому что они были святые (праведные!), а теперь нельзя, т.к. мы грешные, теперь не скажешь святые в Красноярске, или святые в Москве. Это рассуждение-сетование неверно… Разница была не в том, что те христиане были особенно праведны и совершенны по сравнению с нынешними, а в том, что тогда был народ, взятый из мира в удел Богу, а теперь грань между миром и народом Божиим, народом святых стерта». И одна из причин данной трагедии в том, что крестить стали всех подряд, массово, часто без искреннего обращения и глубокого покаяния. Практика оглашения (т.е. подготовки ко крещению) ныне, по большому счету, канула в Лету. Раньше же человека 3 года готовили к принятию великого Таинства. Да и потом, чего греха таить, нередко крёстные родители являются таковыми лишь на словах. Ни о каком их наставлении дитяти на путь Истины не может быть и речи. (Мне известны случаи, когда после «перестройки» воспреемниками становились и заочно). Поэтому частенько из крещеных младенцев вырастают атеисты, экстрасенсы, последователи других религий (к примеру, мой школьный приятель, крещеный в младенчестве, сейчас – буддист). А значит, работу нужно проводить и с поручителями-воспреемниками, т.е. «оглашать» и крёстных.

Есть и еще момент. Как сказал иерей Георгий Казанцев: «Один из важнейших недостатков современной церковной жизни в том, что 99 % "церковных" православных – это люди, реальное воцерковление которых не совпадает с моментом Крещения. С позиции канонов нехристианский образ жизни после Крещения – это преступление, за которое человек должен быть отлучен от Причастия до самой смерти. А это больше чем за убийства, аборты, колдовство и т.д. С канонической точки зрения современный церковный обычай противоправен. Если среди церковных людей 99 % пришли в храм, насытившись греховной жизнью после Крещения, это не значит, что такова норма церковной жизни. И если называть все своими именами, то Крещение без подготовки нужно назвать нарушением святых канонов и миссионерских принципов». Вот уж точно: «Кто не свят, тот пусть покается»…

Однако, хотелось бы закончить мажорным аккордом. По словам отца Геннадия Фаста: «Христиане суть "братья святые"… Через крещение все мы святые братья и святые сестры, как через рукоположение отцы святые. Иногда оспаривают право именовать священника отцом святым, дескать это относится только к святым отцам церкви. Но тогда недопустимо и "владыко святый" в отношении к епископу, и тем более "святейший патриарх"… Монахи и монахини - святые братья и святые сестры. Также и все христиане суть святые братья и святые сестры. При возрождении христианской общины, отличаемой от мира, возможно и полноценное возвращение этих обращений и само ощущение себя святым избранным о Христе братом или сестрой. Итак, в церкви - братья святые, а не только отцы и владыки. Святость дается в крещении Христом. И не погрешительно будет сказать, что крещение есть посвящение во святого брата или святую сестру».




Андрей Сигутин
___________________
(1) Из доклада протоиерея Геннадия Фаста, произнесенного 15 января 2003 г. на IV краевых Рождественских Чтениях, г. Красноярск. http://enisey.wallst.ru
(2) См. С.И. Фудель «Записки о литургии и Церкви», стр. 58
(3) Схиигумен Иоанн (Алексеев) «Загляни в свое сердце», стр. 30