Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Андрей Сигутин ‹ Сначала подумай, потом богатей

Сначала подумай, потом богатей

«Для чистых все чисто» (Титу 1, 15)

Что такое деньги? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Ребенок, наверное, скажет: «Это бумажки, на которые можно все купить». Смышленый подросток, возможно, его поправит: «Есть то, что купить невозможно, например, дружбу и любовь». А бабулька, услышав сие, добавит: «Правильно! Деньги – зло, все беды от них!». На что некий острослов-любитель, вероятно, заметит: «Не в деньгах счастье, а в их количестве»… Конечно, такой разговор может продолжаться до бесконечности. Сколько людей – столько и мнений. Но есть то, что их объединяет. Согласитесь, мало кто может сказать о себе, что он равнодушен к шуршащим купюрам, особенно зеленого цвета, или к «презренному металлу», как говорили в старину. По большому счету, практически все человечество озабочено проблемой добывания финансов. Только немногие задумываются о том, что отношение к денежным знакам является весьма хорошей характеристикой духовного состояния личности. Более того, существует прямая зависимость: в какой степени человек болен «золотой лихорадкой», в такой же для него увеличивается вероятность потерять свою душу, то есть обречь себя на вечные мучения. Ибо «где сокровище ваше, там и сердце ваше». «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Правда, в те времена «игольными ушами» называли маленький проем в городских воротах, который не закрывали на ночь. Так что, теоретически, верблюду (символ богача с мешком денег за спиной) можно пройти в «игольное ушко», только для этого ему сначала надо встать на колени, что означает покаяние. (Как известно, «покаяние» в переводе с греч. – это «изменение ума», т.е. образа мыслей)

Однако вернемся к нашему вопросу. Если посмотреть глубже, то деньги – это не только мера стоимости при купле-продаже или единица измерения затраченного труда, но и своего рода выражение нашей жизни. Ведь, чтобы заработать «копеечку», приходится рисковать, переживать, испытывать лишения, тратить свое здоровье и время. С этой точки зрения, жертвуя деньги Храму или на благотворительность, мы отдаем как бы часть собственного бытия, крупицу своего «я»… Но здесь есть еще один «подводный камень», о который может разбиться лодка нашего спасения. Будучи богатым и творя милостыню, легко возгордиться, а значит, попасть под иго смертного греха… Любая добродетель без смирения запросто может поменять свой знак с «плюса» на «минус».

Поэтому Слово Божие нас учит: «когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них. И когда у тебя… будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы не надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа». «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Второзак. 8:12-14; 17-18).

Плохо, когда деньги из слуги превращаются в господина. Поэтому для верующего богатство – это не только дар Божий, но, вместе с тем, большое испытание и ответственность. Ибо без мудрости, нисходящей свыше, можно навредить как себе, так и ближним. («Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак. 1:5)).

Каким же должно быть отношение к материальным благам, чтобы оно не стало грехом? Обратимся к Священному Писанию: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», «так что… должны быть… покупающие, как не приобретающие. И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» (1 Кор. 6, 7: 12; 30-31). «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что нам пить?» или «во что одеться?»… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:31, 33). Следовательно, необходимо, чтобы Бог в нашей жизни был на первом месте, а Слово Его должно стать для нас тем эталоном, по которому мы будем «равнять» все свои поступки. Не зря св. Серафим Саровский учил, что нашему уму нужно научиться как бы плавать в Священном Писании.

Итак, деньги – благо или зло? По своей сути – ни то, и ни другое, они нейтральны. Все зависит от нашей воли и мотивации. Это, как нож: в руках хирурга – спасает жизнь людей, в руках убийцы – отнимает. Аналогично и с деньгами. Вот почему так важно познавать самого себя. Давайте честно ответим себе на вопрос: “Деньги в моих руках – орудие добра или зла?”. Не стоит бояться правды, особенно верующему, ибо она обличает нас и ведет к покаянию. Слава Богу, что у нас есть шанс через это спастись. Знание истины о себе – первый шаг к преображению в образ Христа. Напротив, необновленный благодатью Духа Святого человек, как правило, всегда оправдывает свои поступки, даже греховные. К примеру, наркокурьер, в прямом смысле торгующий смертью, в свою защиту или для успокоения собственной совести со слезами на глазах будет оправдываться: «Ну, у меня же дети, мне их кормить надо…» А то, что в результате его деяний могут погибнуть тысячи, только чужих, детей – это, как говорится, остается “за кадром”. Вот почему Христос предостерегает каждого из нас: “Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят” (Луки 17:1). Обобщая вышесказанное, нетрудно сделать вывод: правильное мышление (соответствующее Божиим заповедям) приводит к такому же поведению. Не случайно апостол Павел написал: “ и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Рассмотрим этот вопрос еще и с точки зрения психологии. Согласно данной науки, мы устроены так, что постоянно все оцениваем, находясь в состоянии непрерывного выбора, часто бессознательного. Следовательно, здоровье нашей души зависит от того, что является для нас приоритетом в жизни. Ведь служить двум “господам” одновременно невозможно. Об этом хорошо сказано в Евангелии: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)” (Мф. 6:24). Поэтому, если человек для себя решает кому-то подчиниться, то только тому, кто для него главнее. Например, опытные дантисты знают: чтобы ребенок не кричал от страха перед лечением зубов и успокоился, врач должен стать авторитетом для малыша. Как? Покомандовав немного мамой. Допустим, можно сказать ей: “Сядьте туда” или “Выйдите отсюда”. Тогда дитя увидит, что дядя или тетя в белом халате главнее мамы. А, значит, теперь хочешь-не хочешь, - надо слушаться. Так же и во взрослом мире. Выражаясь светским языком, истинный авторитет – Бог, мнимый – деньги. И от того, чему мы отдаем предпочтение, зависит наша жизнь как земная, так и вечная. Потому что богатство – это тот “крючок”, на который лукавый ловит неокрепшие души. Подумайте сами, сколько молодых людей до 35 лет погибло в бывшем Союзе с начала перестройки, когда перед ними после 70-летнего безбожия открылась широкая дорога к легким, “шальным” деньгам! Воистину, “кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным” (Притчи 28:20). (Как говорится, умный учится на чужих ошибках). Поэтому перед тем, как богатеть, сначала надо узнать свои истинные мотивы, ведь они для Бога то же, что и дела. И по ним судит Господь человека. Наказание же за грех – смерть (см. Рим. 6:23). (Тем более, нет смысла скрывать свои беззакония: Всевышний так и так знает наши мысли и видит сердце). Необходимо себе честно ответить: “Зачем мне нужно богатство, с какой целью? Что я буду с ним делать?”. И если вы вдруг поняли, что ваши желания не согласуются с Божиими заповедями, то первое, что надо сделать – покаяться. Ибо в лучшем случае вы не получите просимое от Бога, а в худшем – будете страдать. “Желаете – и не имеете… потому что не просите, просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4:23). Все лучше познается на примере. Допустим, у юноши больные ноги, и он в молитве просит Бога исцелить его. Но для чего? Если для того, чтобы ходить на дискотеки и блудить, то такое прошение скорее всего останется без ответа; а если, чтобы служить ближним и Господу, - то вероятность стать здоровым велика. Так же и с богатством. По словам А. И. Осипова, «Небесный Иерусалим должен быть внутри нас, а наше Отечество – это наши близкие, наши сограждане, и мы должны делать все, чтобы наш народ жил хорошо - и духовно, и материально». Не правда ли, «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8)?

Слово Божие учит: “Больше всего хранимого храни сердце твое…” (Пр. 4:23). Потому что, по большому счету, от желаний сердца и зависит наша жизнь. Повторюсь: важно, чтобы между нами и Богом была правда. Первый шаг к этому – быть честным с самим собой и иметь чистую совесть. Ибо “скрывающий свои преступления не будет иметь успеха” (Пр. 28:13).

Какова цель жизни христианина? Стяжать (приобрести) Дух Святой, - говорил прп. Серафим Саровский. Зачем? Чтобы, с Божьей помощью, выражаясь современным языком, сформировать у себя характер Иисуса Христа.

Очищая свое сердце от страстей, соблюдая Заповеди, человек вырабатывает в себе “духовный иммунитет”. Такой верующий водится уже не вожделениями плоти, а Духом Святым, ибо ищет прежде “Царствия Божия и правды Его”. Для такого христианина Истина и честь – дороже денег. Поэтому в любой ситуации его интересует только одно: “А как бы Христос поступил на моем месте?”.

Как сказал митрополит Климент Калужский и Боровский: «Можно быть занятым в экономике, но служить Богу, а не мамоне. Среди наших благочестивых предков было много купцов и предпринимателей, которые оставили нам примеры богоугодной жизни. Из купеческого сословия произошли преподобный Серафим Саровский и многие оптинские старцы.

Главное, чтобы занятие предпринимательской деятельностью, стремление достигнуть достатка, получение прибыли не погашало в человеке любви к Богу и ближним. В Библии есть достойные примеры. Патриарх Авраам был очень богат, но был милосерден к ближним, принимал странников с нелицемерной любовью, служил им, несмотря на старость, и удостоился Божиего посещения.

Праведный Иов Многострадальный также имел большие богатства, но не привязывался к ним душой и благодарил Бога равно в достатке и в лишениях, за что Бог прославил его. В жизни христианских святых есть множество примеров, когда богатство благочестивых людей служило на пользу ближнему и украшало души богатых добродетелями. Святителю Николаю досталось от родителей большое наследство, но он использовал его на служение ближним, избавляя бедных людей не только от нищеты и голода, но и от смертных грехов, на которые толкала их бедность. Святая великомученица Анастасия Узорешительница, будучи богата, посещала узников в темницах. Святая равноапостольная царица Елена всю свою жизнь устраивала храмы. Особое внимание она уделяла возведению храмов на Святой Земле, в местах, связанных с событиями земной жизни Спасителя. Её усердием был обретен Животворящий Крест Господень, благоукрашены величайшие христианские святыни – Голгофа и Гроб Господень. Таких примеров можно приводить очень много. Советую вам их прочесть в Житиях святых…»

Кто ходит во Свете, для того даже самое несметное богатство не станет соблазном. Только такой образ жизни истинного последователя Иисуса Христа делает любое сокровище безопасным для спасения вечной души, так как чистому – все чисто.


НЕМНОГО ПОМЕЧТАЕМ

Давайте зададим себе тот же вопрос, что и Остап Бендер своему приятелю: “Сколько вам нужно денег для полного счастья?..”. А теперь поярче представим, что мы уже обладаем этой суммой. И вот, Вы богаты – Ваши действия… Обратите внимание на то, о чем вы подумали прямо сейчас. Самая опасная мысль, которая может прийти на ум в данной ситуации, это та, что посетила евангельского богача. Он, “как обычно для зажиточных, задумал перестроить житницы свои, по случаю обильного урожая. Ничего тут нет укорного. И за это не укоряет его Господь. Но, между тем, как он это задумал, из сердца вышло такое помышление: “Ну, теперь только ешь, пей и веселись: не о чем заботиться и нечего бояться!”. Кажется, невелико слово. Но что означает оно!.. Оно значило, что он сердцем отвратился от Господа и весь прилепился к богатству, на него одно полагаясь и в нем чая иметь верховного хранителя и всегдашнего защитника, поставляя его таким образом для себя в бога. Никто сторонний не видел в нем такого помышления. Но его видел Бог с неба святого Своего, - и в тот же час дал ему должный ответ: “В сию ночь душу твою возьмут у тебя” (Луки 12:20). Лег он, не предвидя никакой опасности, а утром найден умершим. Вот суд Божий не по внешнему, а по сердцу. Сколько знаем мы случаев скоропостижной смерти!.. Но, кто знает, - не ответ ли это правды Божией богопротивному настроению сердца, делающему человека недостойным жить в Богоуправляемом мире” (Св. Феофан Затворник)”. “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Луки 12:21).

Ладно, помечтаем дальше. Хорошо, если бы у кого-то из верующих появилось желание пожертвовать из этой воображаемой суммы на Церковь хотя бы 10 % (“десятину”). Ведь Слово Божие не двусмысленно говорит: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажите: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные…” (Малахия 3:8,10,11). Однако, как только вопрос заходит о “десятине”, многие христиане говорят: “Но это же Ветхий Завет, а мы – люди Нового, на нас это правило не распространяется”. Поэтому они предпочитают ничего на храм не давать: “Мы же не фарисеи!”. Ну, а если и рискнут что-нибудь пожертвовать, то не более 0,1% от своего дохода. Прямо, как в поговорке: “Возьми, Боже, что мне негоже!”. Не случайно А. Кураев в книге “Откуда у Церкви деньги” написал, что наши храмы, оказывается, обеспечивают неверующие. Парадокс и только. Что тут скажешь: не нравится жертвовать 10 %, - отдавайте 20 %!

Конечно, с Богом нельзя иметь торгово-рыночных отношений (образно говоря, пусть левая рука не знает, сколько отдает правая), то есть надо приносить дар бескорыстно, не ожидая ничего взамен, в подражание Господу, любящему нас жертвенно и бескорыстно. А то некоторые «верующие» целенаправленно отдают “десятину”, ожидая восполнения своего бюджета в 100 раз (“во сто крат”). Конечно, этот Божий принцип “работает”. На Западе даже создают целые учения, как разбогатеть, отдавая “десятину”. Но это, мягко выражаясь, как-то некрасиво, да и недуховно. Св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, так об этом говорит: “Когда мне было 16 лет, я, подавая нищему, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицей (т.е. во сто крат). И, многократно испытав это, я убедился, что это действительно – так. Наконец, я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!””.

Кто же за свою мнимую “любовь” ко Вседержителю требует плату (компенсацию, дивиденды) или пытается “откупиться” от Него, чтобы избежать т.н. “Божьей кары”, тот впадает в грех лицемерия и фарисейской злобы. Потому что Богу не деньги наши нужны (Он – Сам Источник всякого блага и изобилия), а любящее, верное сердце.


ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Как-то раз к святому обратился почтенный и благородный человек, у которого воры украли все имущество, так что он остался нищим. Пожалев, что столь почтенный и известный человек внезапно дошел до крайней нищеты, патриарх повелел церковным экономам, выдать ему 15 фунтов золота. Экономы же, видя, что в церковном хранилище золота немного, ослушались патриарха и выдали только 5 фунтов, а десять удержали при себе. Когда св. патриарх возвращался домой, к нему подошла богатая женщина и пожертвовала на церковь 500 фунтов золота. Патриарх, по благодати Святого Духа, понял: та женщина не все передала, что первоначапьно определила дать в уме своем. Вернувшись домой, Иоанн позвал экономов и спросил, - сколько они дали человеку, обокраденному ворами. Те солгали, говоря: «Как ты, владыко, приказал, 15 фунтов». Обличив их ложь, скупость и непослушание, святой сказал им: «Благочестивая женщина намеревалась дать нам 1500. Но так как вы, не послушавшись меня, удержали 10, то поэтому Бог устроил так, что женщина удержала 1000. Если же вы мне не верите, скоро сами о том точно узнаете». Призвав к себе эту женщину, он в присутствии экономов спросил у нее, сколько она хотела пожертвовать первоначально. Она ответила 1500. (Прим. - То есть ровно во 100 раз больше суммы милостыни… «и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать». (Мф. 13:8)).
(Из жития св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского).

2. «Я слышал, от одного московского священника, что все его прихожане, которые занимаются коммерческой деятельностью, платят в храм десятину. При этом их доходы лишь увеличиваются. Опыты, подобные тем, которые ставил в юности свт. Иоанн Милостивый ставятся часто. И Господь действительно подает испытующим Его материальные блага. Наша вера подтверждается жизнью. Господь позволяет Себя испытывать. Однако мы не можем догматизировать результаты этих опытов». (Иерей Георгий Казанцев)


А. Сигутин