На главную ‹ Проза ‹ Игумен Игнатий (Душеин) ‹ Миссионерство или пастырство?
Миссионерство или пастырство?
Поп или «рок»?
Новые веяния у нас в церкви Российской… Талантливый миссионер диакон Андрей Кураев проповедует на рок-концертах, игумен Сергий (Рыбко) открыл при храме рок-клуб(1). Иерархия смотрит на все это уже не просто спокойно, но одобрительно.
Из сводки новостей: «7 января 2007 г.в Москве пройдет Молодежный православно-рождественский рок-фестиваль "Свет Рождества", на котором выступят рок-группы различных направлений. Со словом проповеди к молодежи обратится игумен Сергий (Рыбко). В 2006 году активизировались контакты между представителями РПЦ и рок-музыкантами. По мнению митрополита Кирилла, "неверным является однозначный отказ рок-культуре в возможности "способствовать усвоению молодежью великих истин Божественного откровения". Следствием подобного подхода являются христианские рок-фестивали, прошедшие на территории СНГ и в России. Что получится из подобной проповеди, пока неясно, однако сам факт встречи митрополита Кирилла с ведущими рок-музыкантами России позволяет включить это событие в список претендентов на звание наиболее значимого события религиозной жизни, освещавшегося российскими СМИ в 2006 году…» .(2)
Куда пригонят Церковный корабль эти «ветры перемен»? Пока это «поп-рок» миссионерство осуществляют такие харизматические личности как о.Андрей Кураев – можно не особо беспокоиться. Но очень скоро лавры «рок-миссионера» заставят очень многих носителей священного сана повторить подвиг первопроходца. Какой эффект будет от тех из них, чьи амбиции превосходят харизму?
Есть уже и первые примеры: вот одна светская газета(3) рекламирует «бесплатный концерт православной (!?) рок-музыки». В интервью газете православный священник, один из организаторов концерта, исповедует велию любовь к «року» вообще и к некоторым группам в частности, всячески доказывает, что «рок возносит к чему-то высокому».(4)
Раздаются голоса, говорящие, что негативное отношение к «року» отталкивает от Церкви молодежь. Но не покажется ли нам странным, если молодой человек согласится оставаться в Церкви только на том условии, что она возлюбит им возлюбленную музыку? В Церковь приходят не свое хобби реализовывать. Люди ищут в Церкви «надмирности», оценки по самой высокой шкале жизни вообще и их жизни в частности, ищут Истину, Бога. И Церкви, которая этой Истиной живет, не нужно, в погоне за ложной популярностью, пытаться канонизировать ценности «мира сего».
Кто спорит: в «роке», как и в любом другом искусстве есть и положительная сторона. Есть музыка, которую приятно слушать, есть тексты, заставляющие задуматься о жизни. Речь не об этом: не стоит путать «хорошее» и «православное». К примеру: не всякий хороший милиционер обязательно православный.
Используя «рок» для миссионерства, не надо забывать о том, что нас самих могут использовать. Если на «рок» концерте присутствует священник, то в сознании многих людей это равносильно церковному одобрению, благословению и «рока», и концерта, и еще всего того, что там может происходить. В голове молодого человека может сформироваться такое представление о Церкви, которого и сами поп-миссионеры ужаснутся.
Наверное, все же, корни «рок»-миссионерства в том, что некоторые священники с «роковым» прошлым, не изжившие своих доцерковных пристрастий, притаскивают их в Церковь и, очевидно в оправдание собственных немощей, пытаются «освятить» и «догматизировать» их. А заодно и заработать авторитет у определенной части молодежи.
Не будем свои пристрастия возводить в правила! Нормальное миссионерство начинается с себя. И пока мы не исправим себя, не стоит спешить обходить море и сушу. А свои юношеские увлечения лучше не рекламировать, а приберечь для ушей опытных духовников.
Миссионерство или пастырство?
Вообще идея миссионерства стала модной. Нет, наверно, ни одного епархиального собрания любой епархии РПЦ, где бы призыв к активному миссионерству не звучал – таков дух времени.
Да и вокруг Церковной ограды все говорят о том же: Православную Церковь призывают «выйти из храмов к людям», пойти с проповедью «в народ». Народ, правда, уже устал от проповедников, ходящих по улицам и квартирам.(5)
Собственно, даже если обратиться к временам апостольским, то можно заметить, что апостолы не проповедовали где попало. Начинали они с синагог, то есть с мест, где собиралась аудитория достаточно религиозная и благочестивая. Проповедовали в частных домах. Почти всегда там же преломляли хлеб – то есть проповедь и Таинство всегда были рядом.
Апостол Павел проповедовал в Ареопаге – месте философских диспутов. Но ведь Ареопаг – это все же не улица и не рок-концерт, туда шли не танцевать, а рассуждать, думать. Не сделаем ли мы ошибку, выйдя с проповедью на улицы, в места отдыха и увеселения?
Проповедь – дело серьезное. Далеко не всем возможно говорить о Боге: «не мечите бисер перед свиньями». Любой священник знает, как часто пьяные мужички приходят в храм и заводят «духовные» разговоры. И почти в 100% случаев проку от этого нет. Выиграет ли Церковь от проповеди среди тех, кто бежит в магазин, или идет выпить, поплясать и повеселиться?
Чем может закончиться такое «миссионерство»? Пример не далече: на II-ом Ватиканском соборе Римо-Католической Церкви был провозглашен подобный «миссионерский» курс. Этот курс привел католиков к церковному расколу, к уходу множества духовенства, к дальнейшему, еще большему обмирщению их церкви, ощутимому падению ее авторитета.
Невольно вспоминается притча Христова о добром пастыре, оставляющем 99 овец ради спасения одной заблудшей. Правда ситуация иная: сейчас наоборот, одна-две овцы в ограде Церковной, а остальные гуляют на «стране далече». Казалось бы, тем более – вперед, за погибающими овцами! Но вот вопрос: а те, что в ограде-то, как, все в порядке?
Куда мы зовем людей?
Мы готовы идти на улицы и рок-тусовки для того, что бы призвать людей в Церковь. Но «в Церковь» - это куда? С протестантскими проповедниками все понятно – для них Церкви вообще нет: уверовал – и ты спасен. Перенимая практику сектантов, надо задуматься о том, что мы сами понимаем под спасением.
Ну, уверовал человек, ну крестился. Все? Он спасен? Он только встал на путь спасения! Спасение – целожизненный процесс, он происходит в Церкви. И не просто в РПЦ, а в конкретной Евхаристической общине. А они у нас вообще есть?
Казалось бы – вопрос глупый. Сколько у нас храмов! И во всех – Евхаристия. Иди куда хочешь, молись да причащайся.
Действительно: храмов у нас много. У нас приходов – мало. Очень мало общин, где можно не просто молиться по воскресеньям и причащаться (что тоже неплохо), но где можно слышать живое слово проповеди, получить ответы на вопросы, в конце-концов – просто поговорить со священником, а не с бабушкой, чистящей подсвечники.
Мы на концертах призываем народ в храмы, а люди, придя в наши храмы и пообщавшись там с кем попало, убегут от туда, и уже никогда туда не вернутся.
Люди ведь в храмах бывают: крестят детей, венчаются, отпевают, берут святую воду, носят на освящение куличи. Почему же они не спешат остаться? Может дело не только в них, но и в нас?
Не лучше ли оставив миссионерство харизматическим личностям типа о.Андрея Кураева, обратить свою пастырскую энергию на нормальную работу своих приходов, на жизнь Евхаристических общин? А то пока мы гоняемся за заблудшими овцами, наша родимая овечка и сама может отойти на «страну далече» - как это случилось с «Пензенскими сидельцами».
Какие у нас проблемы? Вот хотя бы некоторые:
- Священники в подавляющем большинстве не живут при храмах. Часто лишь по выходным приезжают как на работу. Храм открыт в лучшем случае несколько часов в день – дежурят старушки – ради работы церковной лавки. Нет пастыря – нет и овец.
- Самые главные таинства – Крещение, Причастие, Венчание – совершаются почти повсеместно без должной подготовки и объяснения. Это уже привело к появлению в Церкви миллионов формальных членов, по знаниям, образу жизни, да и по вере – обычных язычников.
- Очень редко человек, заинтересовавшийся Православием, получит в храме вразумительные ответы на свои вопросы. Часто может услышать как раз то, что православием не является.
- Наиболее эффективные средства миссионерства: пресса, радио и телевидение - слабо используются православными.
Так может прежде, чем обходить «море и сушу, дабы обратить хотя одного»(6), надо возродить то, что у нас под рукою: приход – основу церковной жизни? Имеется ввиду не стены и купола, а настоящую приходскую общину, в которой нет ссор и склок, где есть внимание к ближнему, взаимопомощь и любовь.
Итак, что же: миссионерство или пастырство?
Благодатный Огонь – благодатнее Самой Благодати?
Еще нечто новое у нас появилось: теперь мы огонь из Иерусалима привозим. Веками возгорался он в Великую Субботу в Иерусалиме, но теперь его стараются быстро, до Пасхи, привезти в Россию и чуть ли не по всем храмам развести. Говорят, что это для того, чтобы участвовать в Пасхальной радости всего Православного мира.
Но ведь мы и так, на любом приходе каждую службу в этом участвуем! Неужели мы забыли, что каждая Евхаристия и есть наше участие не только во всеправославной молитве Церкви, но и в Теле Христовом. Ведь у Церкви одна Чаша и Христос Тот же в каждой Евхаристии: и у Патриарха в Иерусалиме, и у деревенского священника в самом глухом селе.
Сам огонь по своим свойствам отличается от обычного несколько десятков секунд после схождения. Потом же он является просто огнем, питается воском или лампадным маслом, а не благодатью. И не надо делать из него идола! Мы не греки-олимпийцы и не ассирийцы-огнепоклонники. Мы не огню с неба кланяемся, а Богу Слову Воплотившемуся – Он и есть Огонь, который зажигается в сердцах верующих, и горит, пока они живут по заповедям Христовым.
Нельзя забывать и пророчество Иоанна Богослова: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли … он … творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми»(7). Лжепророк - слуга Антихриста - будет искушать людей ложными чудесами – пародией на чудо благодатного огня. Так что не стоит нам «западать» на чудеса и знамения, а то привыкнем. А там и обмануться недолго.
А всего хуже, что чудо Евхаристии – явление Самого Христа – да еще в Пасхальную ночь, для нас уже на втором плане. Какой же огонь нам нужен: земной в лампадке, или Небесный – Христос?
Примечания
1. «29.08.2006 Настоятель храма Преподобного Сергия в Бибирево иеромонах Сергий (Рыбко)… открыл рок-клуб… Во дворе клуба стоит гипсовый макет памятника Виктору Цою, который хотели установить на Арбате. В небольшом зале, где проходят репетиции и концерты, стены увешаны иконами…». ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru http://drevo.pravbeseda.ru/?id=1223&page=shownews
2. http://www.religare.ru/article36726.htm
3. «Народная газета» г.Обнинск № 3 (413) от 14 января 2005 г.
4. Странный аргумент. С таким же успехом можно сказать, что «к чему-то высокому» возносит оккультизм: в наше время есть немало православных, пришедших в Церковь после увлечения магией. Для постсоветских атеистов она была ступенькой к Церкви. Она ведь, как и «рок» заставляет задуматься о «высших материях», о «высоком»!
5. Надо отметить, что идея «уличного миссионерства» уже нашла одно из своих воплощений: http://www.bogoslov.ru/text/259805/index.html
6. Мф. Гл. 23 ст. 15.
7. Откровение гл.13 ст.11-13.
игумен Игнатий (Душеин)