На главную ‹ Проза ‹ Игумен Игнатий (Душеин) ‹ Ступени к Великому посту
Ступени к Великому посту
Великий Пост – это не время, это – делание.
В самом начале Своего служения Господь сказал, что «Царство Божие приблизилось» - Он не сказал что оно «наступило». Наступить оно должно для каждого человека индивидуально тогда, когда тот в него сам, своей волей и трудом войдет. Оно может и вовсе не наступить – просто быль вблизи, но остаться невостребованным.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Евангелие от Луки гл. 19 ст. 1-10.
«Ныне пришло спасение дому сему» - сказал Господь о Закхее, который еще ничего не сделал, только решился.
Мы, возможно, недооцениваем значение своей воли. И зря: ведь и спасение наше и погибель именно там! В воле нашей и рай и ад. И мы это чувствуем!
Решившись на грех, и еще не сделав его, мы уже чувствуем начало мучения в душе. И напротив, решившись порвать с грехом (даже если еще не порвали) человек чувствует в душе облегчение, радость.
Спасение не извне исходит – оно созревает в сердце, в волевом решении. Бог только помогает ему созреть, Своим Промыслом создает ситуацию выбора, подсказывает правильный путь.
У Закхея было много грехов. На такой социальный уровень как у него нельзя попасть случайно. Он начальник мытарей - верхушка финансовой пирамиды целого города. Человек, прошедший такой путь, должен был ежедневно преступать и совесть и заповеди. Он должен был ожесточатся и черстветь день ото дня. Так наверняка и было.
Но удивительное существо – человек - образ Божий. Сколько сил в нем заложено Творцом! Даже дойдя до крайней степени греха человек сохраняет способность видеть, сожалеть и каяться. И главное: сохраняет свободу разорвать в один миг то, чем вязал сатана многие годы.
С чего началось спасение Закхея? С того что в город пришел Христос… Но состоялась ли бы встреча Христа с Закхеем если бы последний не полез на дерево? Скорее нет, чем да.
Закхей показал своим поступком свою заинтересованность. Он сделал шажок к Богу, и Бог навстречу ему сделал шаг несоизмеримо больший: но все же первый шажок сделал Закхей! Как часто нам не хватает такого шажка!
Этот поступок Закхея тем более он ценен, что он был совершенно свободным: его никто извне не определял. Именно на такое свободное движение и откликается Человеколюбивый Господь! Наша свобода, наш к Нему шаг – вот то, что Его привлекает!
Христос обращается к Закхею по имени – это не случайно. Бог не обращается к толпе. Бог знает каждого человека, Он говорит к личности.
Как раньше в раю Он искал падшего Адама, стараясь призвать его к покаянию и вопрошая: «Адам где ты?», так Он говорит в каждом сердце. Да вот только слышим ли мы…
И вот Христос в доме Закхея. Приняв в своем сердечном доме Бога человек уже должен определиться окончательно: или прогнать Его и жить по старому, или прогнать все старое и жить по Богу.
Мы в Евангелии видели всякое: Христос был в доме фарисеев и никакого «спасения дому сему» мы там не наблюдали. Выходило наоборот: «… Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму».
Но здесь иное: Закхей сделал свой выбор! Он решился разорвать путы греховной жизни.
Он еще этого не сделал, только решил, но вот Господь уже говорит: «Ныне спасение дому сему!». Решившись твердо, человек уже соделывает свое спасение или погибель.
«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Закхей был потерянным и мертвым для Бога: стал живым и обретенным.
Для чего перед Постом нам дан этот образ? Это обращение и к нам. И мы, возможно, сейчас потерянные и умершие грехом для Господа. И нас Он пришел взыскать и спасти, уже начал созывать на покаяние перед грядущим Постом.
Как мы откликнемся? На какое дерево залезем? Христос идет рядом. Уже недалеко. Деревья с которых виден ход Спасителя – храмы Божии.
Ступенька 2-я: Мытарь и фарисей
… Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Евангелие от Луки гл. 18 ст. 10-14.
Двое – фарисей и мытарь - вошли в Храм Божий – т.е. предстали пред лицо Бога своего и Творца. По человеческим меркам фарисей – святой праведник, мытарь – откровенный грешник. Но это по человеческим.
С каким внутренним устроением пришли эти люди, с какой самооценкой? Христос нарочито не дает оценку жизни этих людей. Господь не произносит суда на их дела, на их образ жизни. Но Он произносит строгий суд на их внутреннее состояние.
Можно сделать и вывод: не на дела смотрит Сердцеведец, Он прозревает глубины сердечные и судит именно их.
За благочестием ревностного до мелочей фарисея стоит страшное, поистине сатанинское состояние гордыни, самолюбования, презрения к другим. Фарисей молится Богу, а, по сути – хвастается перед Ним! Он высоко ценит свои посты, молитвы и пожертвования. Он видит себя как бы отделенным от всего «грешного» мира: «я не таков, как прочие люди» - ключевая фраза характеризующая погибельное состояние фарисея. Он не такой как прочие… Он – особенный.
А эти презренные «прочие» поделены на четкие категории: «грабители, обидчики, прелюбодеи». Разве же «прочие» люди бывают хорошими? Разве есть подобные ЕМУ?
Страшно даже подумать о том, что ждет человека с таким самовоззрением в духовном мире … Место «одесную» сатаны.
Мытарь в данном случае (как не парадоксально) – идеал правильного духовного состояния. Он тоже в своих глазах как бы отделен от всего мира, но если фарисей над «миром прочих», мытарь – под всеми. Он видит себя ниже всего остального человечества.
Он не собирается считаться с Богом, он не дает цены своим делам и просит о том же Господа, как бы говоря: «не дай цены моим грехам, не вспомни их, не засчитай их, перед Тобой нет никого, кто бы оправдался»…. Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Тот, кто не осуждает, кто не превозносится, кто ищет только милости – тот ее получит.
Скоро мы тоже войдем пред лице Господа, и будем просить Его милости. С каким сердцем мы обратимся к нему? С мытаревым ли? Или червь фарисейского самомнения шевельнется внутри: «я не таков как прочие»... ?
Ступенька 3-я: Блудный сын
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Евангелие от Луки гл. 15 ст. 11-32.
Эту притчу Христа можно смело назвать центром всего Евангелия. Это не просто притча. Это и диагноз, и указание пути, и откровение Бога о Себе Самом. Это - рассказ о том Кто для нас Бог и кто для Бога человек.
Сначала описывается диагноз общечеловеческой болезни. Говорится о том, что же случилась с Адамом и его детьми.
Младший сын, юное творение Божие – человек, захотел самостоятельности, свободы. Близость отца казалась ему тягостной, фантазия рисовала сладкие картины вольной жизни, удовольствий от срывания запретных плодов.
Он потребовал раздела имущества, выдачи наследства при живом отце. В этом требовании звучит горькая истина: сын не любил отца. Он как бы жалеет, что тот жив еще, требует части имения как бы от уже умершего…
Но вот и долгожданная свобода – отец теперь далеко и можно спокойно предаваться всем прелестям самостоятельной жизни. Но что это означает в плане духовном?
Центр отсчета всего во Вселенной – Бог. Он Источник жизни, радости, любви, всех благ. Вне Его, в удалении от Него – оскудение, тоска, смерть. Пока у сына еще оставались дары – наследство отца, это не чувствовалось, оставалась иллюзия полноты жизни, ее смысла. Но так не бывает долго. В удалении от Бога Его дары быстро оскудевают. И наступает голод великий.
И вот тот, кто искал безбрежной свободы, оказывается в рабстве у «местного авторитета» - некоего гражданина (а возможно и хозяина) этой удаленной от Бога страны… Кто этот «авторитет» догадаться не сложно – сатана.
Он выгоняет вчерашнего свободолюбца пасти свиней – заставляет человека пресмыкаться в скотской, греховной жизни. Он питает человека «рожцами» - свиным кормом – скотскими и греховными мыслями… Но эта поросячья еда не способна насытить человека - того, кто назван Образом Божиим. Голод сына неутолим.
На этом кончается первая часть притчи – диагноз. Далее описывается путь, который предлагает Бог своим заблудившимся детям.
Младший сын пришел в себя. Этим как бы указывается, что раньше он был не в себе, он был сначала в плену у своих иллюзий, потом у эйфории греха. И только теперь попав в рабство он очнулся… Рядом свиньи. Горькое пробуждение.
Итак, придя в себя, он начинает здраво рассуждать, и приходит к выводу, что даже последнему наемнику в доме отца живется лучше, чем ему теперь. Вслед за здравым рассуждением пробуждается и совесть. Сын четко формулирует то, что с ним произошло, готовя слова для обращения к отцу: «я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном».
Именно такое самовоззрение спасительно. Оно возвращает сынов к Отцу. Оно привлекает Отца к сынам.
Но сын не просто принимает решение, он совершает соответствующее действие: «встал и пошел к отцу своему».
Покаяние должно быть деятельным, а не только внутренним. Оно должно проявиться в жизни. Возвращение на путь правильной жизни, на путь заповедей – основное условие покаяния. Невозможно получить плод покаяния, не уйдя с пути греха!
На этом заканчивается вторая часть притчи. Она говорит о том, с каким сердцем надо возвращаться к Богу. Как нужно прийти в себя и чем должен сопровождаться этот приход.
Последняя часть притчи – Откровение! Христос говорит нам о том, Кто такой для нас Бог.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Не на заоблачном престоле, не в Храме небесной славы дожидается Бог согрешившего человека. Не как праведный Судья или властительный Хозяин Вселенной Он встречает свое создание.
… Побежав, пал ему на шею и целовал его. Бог выше страстей и эмоций. Он – чистая и ничем не замутненная Любовь. И когда Его заблудшее чадо, от всего сердца обратившись, идет к Нему со смирением – Он не просто ждет, Он бежит навстречу!
Препятствия для Божественной любви только в нас самих. Только в нашем сердце, в нашей воле та стена, которая отделяет нас от Него. И когда мы эту стену сокрушим (не даром сказано – сердце сокрушенно) – ничто и никто уже не может помешать Господу заключить свое чадо в объятия Его Любви. Вся проблема нашего спасения – в нас самих.
Ступенька 4-я: Страшный Суд
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Евангелие от Матфея гл. 25 ст. 31-46
Страшный Суд. Страшен он тем, что он – суд последний. После него каждый идет в свое место навечно. Почему же нам Церковь напоминает о Суде перед началом Поста? Уж не пугать ли людей она хочет, что бы постились поусерднее?
Но в Евангельском чтении этого дня про пост не сказано ни слова. Вообще выходит, что на Суде Христос - а Господь утверждает, что Суд производить будет именно Он Сам - не спросит про дела!
Это и неудивительно. Перед Богом невозможно оправдаться делами (как мы видели в неделю о мытаре и фарисее) так как они не всегда соответствуют сердечному устроению человека.
Христос на Суде спросит о милости, о любви… Жили ли Вы по любви? Все эти действия к ближним: напоили, накормили, приютили, одели, посетили в больнице или в темнице – все это деятельные проявления любви.
И все поступки человека по отношению к ближнему Христос воспринимает как поступки по отношению к Нему лично.
Тогда, на том Суде убийца увидит, что он убивал Христа! Вор – что он украл у Бога, прелюбодей увидит, что он предал любовь не только своей жены, а Божию любовь. Обидчик, клеветник, осужденец – увидит против Кого он грешил. Это действительно страшно.
И напротив сотворивший милость вдруг обнаружит, что он оказал ее не кому-то, Самому Богу!
Главные свойства Бога – любовь, милость, смирение. Те, кто станет похожим на Него в этих свойствах – войдет в жизнь вечную. Те, кто приобретет противоположные свойства – в муку вечную.
Ступенька 5-я: Прощеное воскресенье
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Евангелие от Матфея гл. 6 ст. 14-21
Правильно этот воскресный день называется «воспоминание Адамова изгнания». Церковь вспоминает то состояние радости и чистоты в котором человек пребывал после творения, которое не сумел оценить и которое так легко потерял…
А Евангельское чтение этого последнего предпостного дня говорит о пропуске в Пост, об еще одном условии, без которого даже и молиться-то Богу нельзя.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Принять прощение и милость может только тот, кто сам способен на прощение и милость.
И если наше сердце закрыто для ближних, то оно закрыто и для Бога. Эта прямая пропорциональность прощения – закон духовный, который нельзя обойти.
В первые дни Поста, христиане ограничат себя в пище, отключат глупые телевизионные ящики, отстранятся развлечений, пойдут в храмы для того, что бы принести Богу покаяние в вольных и невольных грехах и немощах, очистить совесть от уклонений от Его заповедей.
Если мы будем делать все это, простив от сердца всем людям, ни на кого не будем иметь в душе ни злобы, ни осуждения – то сможем надеяться на милость от Господа.
Если же хоть к одному человеку будем питать неприязнь, злобу, осуждение или, что еще хуже, будем в ссоре с кем-то – Бог не сможет войти в наше немирное сердце. Он - Бог мира и любви.
Откроем же свои сердца навстречу приближающемуся Христу! Потрудимся по приготовленным Церковью ступенькам взойти в делание Великого Поста!
Игумен Игнатий (Душеин)