На главную ‹ Проза ‹ Чтение для детей и подростков ‹ "Я - гордый?" Ю.Герасимчик
"Я - гордый?" Ю.Герасимчик
Наконец-то у Пети выдался хороший денек. Все-таки есть справедливость в этом мире: почти целый семестр он работал не покладая рук, спал по шесть часов в сутки, а остальное время готовился к лекциям, семинарам, коллоквиумам. И вот оно, счастье, — вместо обычных четырех пар сегодня поставили только две. Отучишься, а там — делай что хочешь.
Проснувшись радостным, возбужденным, можно сказать, счастливым, Петя быстренько спрыгнул с постели, наспех перекрестился и побежал умываться.
—Сынок, ты уже встал? — спросила его из кухни мать.
—Да, мам, — ответил Петя, одной рукой расчесывая волосы, другой — чистя зубы. — Я сегодня буду поздно. У нас две пары только, так что я схожу с друзьями посмотреть новый фильм. Хоть раз в году отдохну по-человечески.
На занятия Петя ехал как на праздник. Еще бы, через несколько часов он уже будет сидеть в темном зале кинотеатра и наслаждаться захватывающими событиями на экране.
Всю дорогу Петя напевал какую-то веселую песенку и загадочно улыбался. Войдя в университет, он увидел в вестибюле своих друзей и поспешил к ним. Но не успели они и словечком перекинуться друг с другом, как прозвенел звонок, и им пришлось направить свои стопы в аудиторию.
Учиться, однако, никому не хотелось, особенно Пете. И потому, забыв о преподавателе, он вступил в полемику с двумя однокурсниками, сидевшими на последней парте. И стоило только вмешаться Пете, как полемика тут же переросла в жаркий спор и к последней парте стали сползаться другие студенты. Оказавшись в центре внимания, Петя воодушевился, начал острить, всех подкалывать, рассказывать анекдоты, в общем, набирать очки. Глаза его блестели, губы расплывались в самодовольной улыбке. Настроение у Пети было как никогда приподнятое. Неизвестно, долго ли продолжалась бы Петина эйфория, если бы преподаватель не заметил, что на первых партах студентов становится все меньше и меньше. Он увидел, что Петя Забродин, этот зазнайка, который не раз заставлял его, профессора философии, краснеть перед всей аудиторией, ставя в тупик своими каверзными вопросами, этот выскочка срывает ему лекцию, забавляя однокурсников своими шуточками.
— Забродин! — прогремел на всю аудиторию оглушительный профессорский бас. — Подойдите немедленно ко мне!
На Петю словно ведро холодной воды вылили. В аудитории воцарилась гробовая тишина. Все знали, что с профессором шутки плохи.
Предчувствуя беду, Петя поплелся к преподавателю.
—Забродин!—торжественно изрек тот. — За нарушение порядка во время лекции я выставляю вам неудовлетворительную оценку и освобождаю вас от сдачи экзамена по философии во время июньской сессии. Будете сдавать в августе с двоечниками. А теперь покиньте аудиторию.
У Пети потемнело в глазах. Он вышел в коридор с видом человека, который мгновение назад пережил катастрофу и не знает, жив он или нет. Дошутился! Два по философии! Еще и пересдавать в августе! Когда все будут отдыхать, ему придется готовиться к экзамену. Вот так так!
«Ладно, переживем, — думал Петя. — Но сдавать с двоечниками! Да надо мной все смеяться станут!»
Он чуть не плакал. Естественно, ни о каком кино и речи быть уже не могло. Раздосадованный вконец, Петя поехал домой.
Как только мама услышала, что вернулся сын, она сразу же почувствовала что-то неладное.
—Сынок, что случилось? Почему так рано?
—А, лучше не спрашивай, — махнул рукой Петя и пошел в свою комнату. Он уже хотел закрыть за собой дверь, но мама вошла вслед за ним.
—На тебе лица нет. Расскажи, что произошло.
—Что, что! Неуд влепили, Не допустили к сессии. Буду пересдавать с двоечниками! — вздохнул Петя и поделился с матерью, что с ним приключилось.
—Вздохами делу не поможешь. Пересдавать все равно придется, хочешь ты этого или нет.
—Спасибо, мама, утешила... Ты только представь: я — с двоечниками!
—Тише, тише, не злись. Лучше присядь со мной рядом и послушай.
Петя нехотя сел.
—Ты не заметил, сынок, как у тебя резко поменялось настроение? Утром сиял, как весеннее солнышко, а сейчас черный, как грозовая туча. Не странно ли?
Петя неопределенно пожал плечами.
—А ты знаешь, отчего это? — И, не дожидаясь ответа, мама встала. — Сейчас я принесу тебе одну книгу. Почитай ее, и ты узнаешь о себе много такого, о чем раньше даже не подозревал.
—Что за книга? Дай посмотрю. «О гордости»? Неужели ты думаешь, что у меня есть гордость?
—А ты почитай, почитай. Я сама, пока не прочла ее, думала, что...
—Да перестань ты! Не буду я ее читать. Не буду — и все!
—Вот видишь: не хочешь читать про гордость. Значит, ты горд.
—Не говори так. Не горд я.
—Нет, сынок, ты горд.
—Да не горд я! Сколько раз повторять! Ну ладно, прочитаю. Прочитаю и докажу, что я не гордый.
—Вот и молодец. Не буду тебе мешать, — ласково сказала мать и, тихо закрыв за собой дверь, вышла из комнаты.
—Ладно, прочитаю и докажу: нет во мне гордости. Нет и не было! — крикнул ей вслед Петя. — Так, посмотрим, что здесь пишут. Я докажу, я всем докажу. Вот, например, глава первая. «...Гордость — это излишняя самоуверенность, постоянное осуждение ближних и почитание себя самым лучшим и самым достойным». Ха! Чудаки! Что пишут?! Да разве я не лучше, чем многие-многие другие? Ну-ка, ну-ка, что там дальше придумали старцы эти? «Если малейшие неуспехи в своих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Во дают! Как же не расстроиться, когда какая-нибудь неприятность случится! Да-а... Ну писцы... Ладно, закроем глаза на их незнание жизни. В университете они наверняка не учились, двойки-тройки не получали. Простим. Ага, вот интересно: «Стадии развития гордости». Может, здесь что-нибудь умное скажут. «Начальная стадия». Та-ак...«Человек ведет себя как будто нормально, но опытный взгляд усматривает в нем начало болезни». Какой еще болезни? Хм... «У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, острит, делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание других. Но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как майская роза. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым».
Петя остановился.
— Ха! Когда же они успели! Не может быть, это же я! — воскликнул он. — Это же они меня описывают. Действительно, я сегодня утром прыгал, как теленок на лужайке. И тут этот профессор... Где они сидели? И не стыдно им подсматривать? А с другой стороны, я теперь знаменитость, про меня книги пишут! — Петя самоуверенно улыбнулся. Впрочем... — улыбка исчезла с его лица. — Это же они о гордости пишут. Так что же получается — я горд? Нет, не может быть. Это не про меня, это так, про кого-то. Похож, но не я. Слушай, а хитрые они, чуть не поймали. Хорошо, посмотрим, удастся ли им еще меня провести.
Петя поудобнее устроился в кресле и продолжил чтение. «Стадия вторая. У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими, он начинает распоряжаться чужим временем и силами по своему усмотрению, за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается. В этой стадии настроение гордого портится, потому что он часто встречает отпор окружающих. Его начинают избегать. Он же убежден в своей правоте, считает себя непонятым и порывает со всеми. Его цель — посрамить других и доказать свою правоту...»
— Посрамить, поразить, доказать... — повторяя эти слова, Петя почесал затылок, что-то вспоминая. — Н-да... Неужели я гордый? Нет! Чушь! Вранье! Понапридумывают тут всякое, только зря людей расстраивают.
Он закрыл книгу и уже хотел отшвырнуть ее в сторону, но что-то его удержало. После небольшого колебания Петя вновь открыл ту же страницу и продолжил чтение.
«Третья стадия. В ней человек разрывает с Богом... Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он присваивает себе. Он уверен, что жизнь свою сможет устроить без посторонней помощи, — читал Петя, вдумываясь в каждое слово. — Превозносится своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва его становится неискренней, холодной, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души невыразимо мрачное и беспросветное. Вместе с тем он искренне убежден в своей правоте и с поспешностью продолжает идти к своей погибели».
Петя отложил книгу в сторону. Эти слова глубоко поразили его, потрясли до глубины души. Он уже не пытался критиковать автора, насмехаться над ним, иронизировать. Нет, он просто сидел и все прочитанное примерял к себе.
«Посрамить, поразить, доказать»... При этих словах Петя вспомнил своего бывшего одноклассника Ваню Лопухина, или просто Лопуха, как его называли. Это был маленький, веснушчатый паренек, обладавший незаурядной эрудицией. В девятом классе он уже хорошо разговаривал на двух иностранных языках, являлся победителем республиканских олимпиад по нескольким предметам, и потому его небезосновательно называли самым умным учеником в классе. Вторым после него был Петя, который всячески старался доказать, что он, по крайней мере, не хуже.
И вот однажды на уроке математики они сидели вместе... Преподаватель, как обычно, проверял домашнее задание, вызывая каждого ученика по фамилии. Когда очередь дошла до Вани, преподаватель со словами: «Ну с Лопухиным все ясно, он человек исполнительный, пример для всего класса», — хотел перейти к следующему.
Но Петя вдруг ни с того ни с сего встал и, обращаясь к учителю, торжественно заявил:
—А Лопухин не сделал домашнее задание. Посмотрите в его тетрадку: там ни одной задачи нету. А я все решил. Можете проверить.
—Ай-ай-ай, как плохо, — покачал головой учитель. — И не стыдно тебе, Петя?
—Мне? А за что мне должно быть стыдно? Совершенно не стыдно. А вот ему стыдно, — радостно сказал Петя, указывая, на красного как бурак Ваню Лопухина. — Посмотрите, как покраснел. Аж веснушек не видно.
Преподаватель только грустно вздохнул и ничего не ответил. А на следующий день класс объявил Пете бойкот. С ним перестали здороваться, разговаривать. Но на его счастье вскоре начались каникулы, за время которых это происшествие забылось, и авторитет Пети был восстановлен. Только Ваня и его друзья больше никогда с ним за одну парту не садились.
«Неужели и впрямь я — гордец? Гордыня — источник зла. С нее и начались беды человека, его борьба с Богом. Это же путь сатаны... Неужели я избрал этот путь?» — Петя закрыл лицо руками и глубоко задумался.
Из сборника рассказов "Цветы для Спасителя",
составитель Б.А.Ганаго, 3-е издание,
Минск, 2006 - Белорусский Экзархат