На главную ‹ Психология ‹ Психология семьи ‹ Самореализация: женский и мужской взгляды
Самореализация: женский и мужской взгляды
Самореализация: женский взгляд
Мы пойдём своим путём
Однажды в первом классе нас повели на экскурсию в музыкальную школу. До этого я никогда не видела ничего подобного. Казалось, что по особенным коридорам как-то особенно бегают какие-то особенно одарённые дети. Они, такие же первоклашки, как мы, преспокойно произносили слова «сольфеджио», «пьеса», «репетиция». Вдобавок ко всему я заглянула в класс, где с виду обычный мальчишка, сидя за пианино, играл всем известное «От улыбки станет всем светлей». Но мне было не до улыбок, отнюдь. Я не могла понять, как можно вот так просто взять и сыграть что-нибудь невыразимо-прекрасное, из мультика, а он знал и играл! И тогда мне стало ясно, что так я никогда не смогу. Мои семь лет показались мне прожитыми несерьёзно, впустую и зря. Я тихо прикрыла дверь и ушла из музыкальной школы — навсегда.
Такое благоговение перед всеми подряд чужими успехами и просто способностями нередко мешало мне и в последующие 20 лет, пока я не вывела первое правило желающего самореализоваться: не смотри по сторонам!
Этот написал книгу, тот (в твоём возрасте!) стал лауреатом немыслимых конкурсов, подруга уже ведёт сына в школу, а бывший одноклассник, кто бы мог подумать... Здесь лучше всего остановиться и спросить себя: «Ну и что? Точно ли ты хочешь свою книгу, победу в конкурсе — или всё-таки замуж?»
И если это их пути, то должен быть и твой, нужно только спокойно, без паники и зависти прислушаться и присмотреться к себе. Ведь Бог никого не оставляет без талантов, лишь бы мы использовали их во благо, а не просто чтобы блеснуть при случае.Может быть, это жёстко, но для слепого человека видеть — это чудо, талант, а для того, кто не может ходить, эта возможность, для нас такая обычная, важнее всего. И значит, если кому-то помочь, стать на какое-то время его рукой, ногой, глазами, то ведь это тоже самореализация, настоящая, пусть и не такая конкретная, как диссертация или должность топ-менеджера по связям со стратегическими клиентами. Замечено, что постоянное сравнение себя с успешными другими здорово изматывает. Плюс история про мальчика-пианиста — и в итоге мы не только ничего не достигли, но даже не попробовали заниматься чем-либо в своё удовольствие. Сплошные убытки.
Маленький женский секрет
Как правило, у мужчин довольно приблизительные представления о том, что любят и считаю важным женщины. Неужели и у нас о них — тоже? Представьте себе молодого человека, который пытается самореализоваться. Если он не пишет стихов, картин или музыки (чем восхищаются многие девушки), то обычно проверяет свои ребра на прочность с помощью различных приспособлений вроде парашюта, сноуборда или боксёрских перчаток. Всегда интересно — что ещё я могу сделать вот этими чудесными руками, ногами, а то и головой? Ещё бы, молодым птицам нравится испытывать крылья.
Долго, долго женщины воевали за право быть не хуже мужчин. Теперь нам тоже можно всё: заниматься бизнесом, дайвингом, политикой, служить в армии, покорять горы — в общем, реализовывать себя вовсю. Справедливость восторжествовала, и даже слишком, потому что на стороне всех девчонок, девушек и женщин оказался перевес.
Да-да! Дело в том, что, ко всем прочим нашим победам и достижениям, у нас есть маленький секрет. Мы можем ещё и рожать детей! В пылу борьбы за права и равенство «М» и «Ж» как-то забыли, что они всё-таки чуть-чуть разные. До того как придёт пора дарить жизнь другому, маленькому и совсем новому в этом мире человечку, мы — «как все люди» — учимся, работаем, ищем и находим любимые занятия, добиваемся поставленных целей, будь то карьера или новая сумочка. Но наступает ещё более удивительное и чудесное время новой самореализации — нарядной невесты, любимой жены и заботливой, чуткой, самой лучшей на свете мамы. Что будет потом? Кто-то полностью отдаст себя семье, потому что поймёт, что здесь и счастье, и непочатый край работы и творчества на всю жизнь. Кто-то будет отлично совмещать любимую профессию, мужа и детей... Хорошо бы!
Бог дарит человеку жизнь через родителей, доверяет им большое и важное дело. Стать со-работницей Бога, дать, воспитать, сберечь жизнь, наполнить её любовью — это ли не самореализация?
Запишите на мой счёт
Самореализация — это хорошо, но иногда бывает, что процесс идёт полным ходом, а окружающие почему-то не очень довольны. Тогда можно задаться двумя вопросами. Первый, с которого обычно начинают, — да что им всем от меня надо?! Вопрос № 2, который задают реже, — а за чей счёт, собственно, происходит банкет?
В детстве родные обеспечивают все условия, лишь бы малыш рос сытым и здоровым. В школе никаких лишних забот — лишь бы учился. Кружки, танцы, бассейн — «лишь бы не улица». Дальше — только бы поступил, сдал, устроился, только бы нравилось!
Ситуация, когда ради самореализации любимого юного дарования трудится весь дом, не такая уж редкость. Дарование вырастает и превращается в дядю Ваню, который занят неведомым, но огромным и важным трудом всей жизни, в то время как о нём продолжают печься родные и близкие. Если же они возмутятся, то им тут же возразят: как можно требовать презренных денег от альтруиста и мыслителя?
Очевидно, в самореализации это самое «само-» должно, как тень, знать своё место.
По случаю
Как говорил Курт Воннегут, если чья-то жизнь без видимых причин переплелась с вашей и вы никак не можете расстаться, то это, вероятно, член вашего карасса, команды, которую собрал Бог, чтобы она для Него что-нибудь наконец сделала.
С одной стороны, мы не всегда оказываемся там, где хотим, и не всегда делаем то, что хотим. С другой, если верить в Бога и доверять Ему, вместо неудовольствия и обид мы начинаем искать, для чего сложилась та или иная ситуация, произошла та или иная встреча, или, допустим, случайно ли злые люди завернули на доработку вашу курсовую.
Если самореализация — это раскрытие и развитие, то логично предположить, что должны раскрываться и такие качества, как терпение и смирение, а раскрывать их бывает не очень легко и даже больно,- с непривычки. В повседневной жизни как-то становишься похожим на устрицу, наращиваешь вокруг себя защитные слои, накрепко захлопываешься и уж там, в темноте и безопасности, начинаешь подумывать о самореализации (но так, чтобы не пришлось вылезать из ракушки).
Бог это видит и, чтобы не дать человеку окончательно задохнуться в створках, начинает выводить его на свет, где приходится и общаться, и помогать, и, может быть, проявлять себя в не совсем привычных ролях. Под давлением обстоятельств и «случаев» ракушка крошится, трескается, и бывает, что согнутый и замкнутый в ней обитатель встаёт в полный рост, стряхивает с себя остатки мела, потягивается, улыбается — и вот тогда начинается его настоящая самореализация.
Самореализация — это очевидно и всё-таки невероятно, так просто и сложно, ответственно и радостно. Кто мог бы сказать о ней лучше, чем святые — люди, которые действительно самореализовались? Вот слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией — единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием. А человек может делать любую работу — от самой ничтожной до самой великой — и спасаться этим или погибать».
Самореализация: мужской взгляд
Очевидное и невероятное
Так много о ней говорят... Так много о ней слышишь... Так часто этим словом манипулируют... Самореализация — с чем она обычно связанывается в нашем сознании? Образ какого человека лучше всего подходит к эпитету «самореализованный»? Я попробую представить. Нужно расслабиться (или сосредоточиться), закрыть глаза, и...
Вот подъезжает его машина. Он выходит и идёт ко мне, улыбается, смотрит прямо в глаза, протягивает руку. Моя рука сама подскакивает вверх, словно намагниченная. Он сразу становится центром влияния. Мне кажется, я видел его лицо в окружении букв... На странице журнала, а может быть, сайта! Он только что оттуда, сошёл с высот по требованию моего воображения. Теперь, пользуясь тем, что всё это происходит в моей голове, я нажимаю на паузу. Он замирает, и у меня появляется возможность его рассмотреть. Что же это за птица, homo самореализованный?
Итак, это человек, производящий впечатление свободного, а точнее, не зависящего от чужого мнения, имеющий достаток и не имеющий причин его скрывать, это человек, уверенный в себе, снисходительный к слабостям, но требовательный к обязанностям, это удачливый, интересующийся человек, это человек старше тридцати лет, это мужчина.
Я нажимаю «выкл.» и отправляю его обратно, в глубины воображения. Мой собирательный образ «самореализовавшегося» действительно собран подсознанием из самого очевидного. Он соткан из того, что было воспринято моими доверчивыми зрением и слухом через экраны, страницы, рекламные плакаты и новостные ленты. Это один из стереотипов, переданных мне социальной средой, словно бы на хранение. И я храню их, не ведая, что они такое — полезные семена или бомбы замедленного действия.
Итак, что же нам предлагается как «очевидное»? А то, что, дескать, самореализация — это обязательно престиж, харизма, успех, финансовая обеспеченность, это уважение окружающих, это самоуважение. Все действительно из разряда очевидного. Но что-то здесь кажется невероятным...
Если дать себе труд перечислить первые приходящие на ум примеры «самореализованных» людей, то они почему-то оказываюся сплошь из среды бизнесменов, политиков, звёзд всех мастей, деятелей разного калибра. Людей, которые на виду, на слуху, на обложках журналов. Выходит, что самореализация — это некий атрибут успешности?! Просто добейся успеха, попади на вершину, и дело в шляпе — вот она, самореализация, это же очевидно! Нет?
Нет. Не совсем. Невероятное, конечно, не в том, что самореализация и успех несовместимы. А в том, что скорее успешность — это атрибут самореализации, причём вовсе не обязательный. Но стереотип, закладываемый в сознание людей медиа-миром, гласит — делай то, что быстрее всего приведёт к известности, славе, успеху, и сразу же, автоматически, почувствуешь себя реализованным!
Критерий заветности
Когда у человека, которого я хорошо знаю, не хватило смелости и власти над собой задать вопрос «чего я хочу от жизни?», он стал поступать по велению «очевидного» способа самореализации. Он начал делать то, чему научился в институте и что могло приносить вполне достаточный заработок. Этот способ оказался удобным и безболезненным. Он занимался своим ремеслом, копил личные достижения, анализировал неудачи, набирался опыта. Иногда ему вдруг становилось скучно, иногда просыпалось в нём что-то острое и горячее, живое и жаждущее осуществления, какое-то ноющее желание, которое уже начало закисать и бродить в нём.
Он говорил мне, что «замариновал живую воду своей жизни в трехлитровой банке» и, лишив себя возможности вкушать её, чтобы чувствовать себя живым, глотал маринад, сочившийся наружу, предательски смакуя его горечь. Услышав такое, я тут же взорвался советами: «Да разбей ты эту банку! Да начни делать то, что хочешь! Да освободи, да выпусти, да то, да это...» Он, конечно, соглашался, из вежливости кивал головой, улыбаясь моей горячей наивности.
Понятно, что его метафора скрывала множество туго завязанных душевных узлов. Легко сказать: «Разбей, выпусти», — но не так-то легко решиться на изменения в жизни. Даже когда чувствуешь, что живёшь не так. Ну не так, и всё! Жизнь человека, катясь вперёд, словно огромный чугунный шар, обладает большой инерцией, которая сопротивляется любым изменениям. И чтобы преодолеть эту инерцию, нужны большие усилия, большие затраты энергии. Так говорят физики. Так есть и на самом деле. Очень трудно, летя по накатанной жизненной колее, в один прекрасный миг понять, что тебя всегда привлекала встречная полоса.
Поэтому очень не хочется ошибаться. Очень хочется точно знать, что мне нужно. Но «реализация себя» — это реализация чего в себе? Ведь в каждый миг множество желаний и стремлений борются в человеке за право доступа к его воле, потому что это будет означать для них «путёвку в жизнь» — превращение в поступки, материализацию в реальности. Так вот, осуществление какого моего желания можно считать самореализацией? Того, которое сильнее всех, или того, которое наилучшим образом согласовывается с мнением окружающих? Чтобы разобраться в этом, чтобы выбрать из множества стремлений то самое, заветное, нужен критерий заветности. Я думаю, что такой критерий даёт, конечно же, самопознание, в том или ином виде.
И, казалось бы, хотящий реализоваться должен чаще задумываться над вопросами «кто я? что я? для чего я?» Но парадоксально — эта удивительная душевная работа часто вытесняется за пределы повседневной деятельности. Ведь такова человеческая природа: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7, 15); и Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). И когда я вижу, как нечто действительно большое и важное остаётся за пределами моей душевной суеты, не есть ли это то самое «доброе, которого хочу», но «не делаю»?
Откуда что берётся
«Человек, познай самого себя», — это звучит вовсе не гордо. Это звучит как истина, спрятавшаяся в банальности от лап невежества. Ведь как бы пафосно и напыщенно ни звучало слово «самопознание», это всего лишь пафосное название того, что происходит с каждым из нас в каждую секунду нашей жизни, хотим мы того или нет. Миг за мигом, как бы мы ни были к себе невнимательны, как бы ни загружали головы работой, развлечениями, необходимыми и обходимыми делами, каждое движение, мысль, поступок ведут к самоузнаванию. У более внимательных оно происходит отчётливее, у менее внимательных — незаметнее. Но как бы то ни было, в результате жизни человек узнаёт самого себя, хочет он того или нет.
Слово «самореализация» вообще может восприниматься негативно, особенно для слуха христианина. Оно созвучно и похоже на слово «самолюбие», и на другие слова, заражённые «само»-стью. Но если заменить «самореализацию» на «самораскрытие», например, то ядовитость приставки «само-» нейтрализуется. Потому что, мне кажется, «самораскрытие» не совместимо с «самолюбованием».
Самопознание, как своего рода истина, может сделать человека свободным, потому что показывает ему причины его действий. Оно словно объясняет ему, какие желания были мотивами многих поступков, которые человек совершал... и сам удивлялся им. Зная, «откуда что берётся», человек может перестать быть игрушкой в руках каких-то «неизвестных» и «таинственных» сил, управляющих его действиями из глубины его же собственного сознания.
Ответ на вопрос «почему я это делаю?» может привести к ответу на вопрос «чего же я хочу?» А ведь ответы на такого рода вопросы — и есть тот камень, на котором, в отличие от песка стереотипов и навязанных мнений, желательно строить свою «реализацию».
Сергей Кирицев
Юлия Самарина
журнал "Отрок", июнь, 2008