Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Психология ‹  Психоанализ и христианство ‹  Введение

Введение


ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА

Квалификационная работа на тему "ПСИХОАНАЛИЗ И ХРИСТИАНСТВО"

Автор: Казакова Ирина Анатольевна
Научный руководитель: кандидат психологических наук Спиркина Елена Александровна




«В современное время в обществе увеличивается число людей разного культурного уровня, которые приблизились к религии с интересом и энтузиазмом и среди них много психоаналитиков», пишет Мортимер Остоу в своей рецензии на книгу Уильяма В. Мейсснера «Психоанализ и религиозный опыт». [145] Это, по-видимому, и побудило доктора Мейсснера из Йельского университета написать в 1984 году книгу по данной проблеме. И это был далеко не первый опыт обращения к теме «Психоанализ и религия» на Западе.
Уже в 1948 году, например, вышла в свет книга R.S. Lee «Фрейд и христианство»[142]. Психоаналитическая мысль в США и Европе всегда была более прогрессивной, т.к. это было исторически обусловлено.

В России эта тема начинает обсуждаться в кругах разных сообществ. Это работы Бимбат С.Д. «Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта в психоаналитической практике» и Чеснокова Р.А. «Психоаналитическая терапия верующего пациента: извилистое русло и подводные камни»[9;127].

Большие перемены происходят в отношении христианства. Государство в современное время стало лояльно относиться к церкви. Восстанавливаются и строятся храмы, устраиваются международные саммиты религиозных лидеров в Москве, члены правительства участвуют в богослужениях. Буквально совсем недавно прошло отпевание в Храме Христа Спасителя первого президента России Б.Ельцина, которое транслировалось по телевидению на всю страну. Нельзя не отметить и беспрецедентное событие – объединение русской и зарубежной православной церкви. Верить в Бога перестало быть чем-то постыдным. Появляются новые направления психологических исследований и такие учебники как «Психология веры» Р.М.Грановская, «Психология души» В.К. Шабельников, «Элементы православной психологии» Л.Ф. Шеховцева, Ю.М.Зенько и др.

В 1995 г. в Москве прошла I Международная конференция «Психология и христианство: путь к интеграции». Именно на этой конференции прозвучал доклад Е.В. Рязановой «Священник Ойген Древерман и проблемы психоанализа в католицизме», в котором приводится пример решения проблемы взаимодействия психологии и христианства на примере служения священника О. Древермана, который сделал психоанализ основой пасторской деятельности.

В нашей стране сделаны шаги к преодолению многовекового противостояния науки и церкви, веры и разума, одномерности человеческого сознания. Христианская культура обретает, наконец, свою подлинную целостность, потому что наука, являясь порождением этой культуры, возвращается тем самым к своим истинным источникам.

Есть мнение о том, что «психоанализ в России действительно должен обратиться лицом к массе соотечественников, должен полностью реализовать цикл прикладной реализации глубинно-психологического знания, который некогда четко обозначил Иисус из Назарета. Сначала – чудо психотерапии, затем – проповедь в массе, и, в итоге, - формирование устойчивых массовых поведенческих стереотипов, становящихся основанием для новой цивилизации и оперативно контролируемых новой (пусть – светской!) церковью как системой духовной, т.е. психологической власти»[72]. Таким видит В.Медведев выход России из духовного кризиса. Мы не столь категоричны в требованиях, однако нам кажется, что действительно пришло время «обратиться лицом к массе соотечественников», которые, так же как и мы, живут в православной стране.

Изучая вопрос, обнаружили, что не только у нас в России мало исследований, касающихся непосредственно взаимоотношений между психоанализом и христианством. Даже на Западе исследования больше касаются религии и психоанализа. Именно взаимоотношения между психоанализом и христианством все еще мало изучены.

Вопросы о том, может ли быть психоаналитик верующим, что делать неверующему психоаналитику, если на приеме верующий пациент, как себя чувствует верующий психоаналитик, если на приеме у него неверующий пациент, что происходит между двумя верующими в психоанализе, что делать психоаналитику, когда пациент вплотную подходит к вопросу смысла жизни. Ракурс подобных вопросов может быть достаточно широким. И у каждого он свой. Какие то вопросы уже заданы. Дискуссия началась…

На Западе и США существуют новейшие исследования, касающиеся отношения к религии «отца психоанализа» Зигмунда Фрейда, где подвергается сомнению его безбожность. Но ведь их психоанализ прошел большой путь. Современный российский психоанализ находится на этапе становления и развития. Не удивительно, что современные ортодоксально настроенные российские психоаналитики не слишком озабочены подобной проблематикой. Хотя, как уже упоминалось выше, именно в рамках нашего сообщества сделаны шаги в этом направлении.

В каком же ракурсе мы рассматриваем психоанализ и христианство?

Мы считаем, что психоанализ является в каком-то смысле продуктом христианской цивилизации. Т.е., психоанализ мог возникнуть только в христианском обществе. Мы видим психоанализ как часть менталитета христианства.

Итак, рабочая гипотеза нашего исследования несколько философская: психоанализ – это продукт христианского сознания, христианской цивилизации.

Целью данного исследования является подтверждение тезиса о том, что психоанализ является продуктом европейской культуры и менталитета. А так же подтверждение предварительной гипотезы о том, что, по сути, основные положения христианства не противоречат психоаналитическому пониманию человека. Для этого мы делаем обзор доступных нам отечественных и зарубежных исследований в этой области.

Для того чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, перед нами стоят следующие задачи:

1. Провести краткий экскурс в проблему взаимоотношений науки и религии.
2. Провести общий обзор доступных нам непереведенных источников по теме психоанализ и религия, в том числе психоанализ и христианство, что позволило получить более полное представление о разнообразии мнений и представление о том, на каком этапе развития данного направления находятся западные ученые.
3. Провести обзор литературных источников, посвященных личности Зигмунда Фрейда, как основателя психоанализа. Изложить важные факты биографии, проанализировать различные источники двойственного отношения Фрейда к христианству. За основу взяли сенсационную, на наш взгляд, книгу Пола Витца «Христианское бессознательное Зигмунда Фрейда».
4. Провести краткий экскурс в современный психоанализ, что должно более убедительно показать логичность высказанной нами гипотезы. Мы рассматриваем гуманистическую ценность психоанализа на примере Карла Роджерса, Хайнца Кохута, Мелани Кляйн и других.
5. Изложить основные положения христианства и показать, что психоанализ не противоречит христианству. А взгляды психоанализа на природу человека, по - сути, христианские.
Христианство – это огромная область знания. Поэтому мы ограничиваемся тем, что христианская церковь думает о человеке (краткой христианской антропологией). Мы постараемся в рамках данной работы сравнить христианскую и психоаналитическую антропологию.

Методом исследования выступает исторический анализ литературных источников.

Новизна данной работы заключается в том, что:

1. На основе проведенного анализа литературы в данной работе впервые рассматривается психоанализ как продукт христианской цивилизации;
2. Личность Зигмунда Фрейда, представлена в совершенно новом и неожиданном свете, что расширяет наше представление об основателе психоанализа;
3. Переведено и проанализировано большое количество иностранной литературы по теме.