Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Психология ‹  Психоанализ и христианство ‹ Христианская и психоаналитическая антропология

Христианская и психоаналитическая антропология

Тема нашей работы «Психоанализ и христианство», поэтому нам необходимо хотя бы поверхностное представление о том, что есть христианство по своей сути, знать его основные положения.


5.1. Сущность христианства

Христианство есть религия, проповеданная и утвержденная на земле Христом. Христианство есть истина о Боге и мире, человеке и человеческой жизни. Первоисточник христианского учения есть Священное писание, в особенности – Новый Завет (Евангелие).

Сущность христианства, сущность Евангелия – в тайне самой личности Иисуса Христа. Он не ищет Истину, как другие мудрецы, а несет ее в самом себе. «Это самосвидетельствование и есть начало и сущность христианства. Без него оно исчезает в морализме», считает Кулаков Ю.И.. [54 ,34].

Профессор С.Верховский видит «сущность христианства - в соединении людей с Богом, между собой и со всей тварью. В этом двойном единстве — основа христианства»[16,297]. Одно единство неотделимо от другого: мы не можем быть с Богом, если мы разъединены враждой. Мы можем быть подлинно соединены между собой только в Боге. Христос есть Тот, Кто соединил в Себе всех с Богом. Вертикальная линия креста Христова символизирует единение с Богом; горизонтальная - единение людей, и обе линии пересекаются в едином средоточии — Христе.

Профессор Верховский считает, что «есть три истины, которые христианство должно утверждать во всем мире и которые могут быть приняты даже теми, кто не хочет войти в Церковь: это истины о человеке, о его отношении к Богу и человеческом обществе. [16, 9]. Перечисленные истины о Боге, человеке и человечестве доступны и необходимы всем, даже неверующим во Христа, но именно в нем они находят свое осуществление.

Во Христе Бог сошел на землю и явился нам как Человек. Поэтому всякий, кто знает Христа, знает Бога. Кто любит Христа, тот любит Бога, и кто живет со Христом, тот живет с Богом. Христос – есть живая Личность, живущая в полноте свободы и самосознания, потому что Бог есть личное Существо. [16, 315]

Нравственные заповеди Христа и надежда на обретение после смерти царства Божьего стали важнейшими элементами христианства, затронувшими души множества людей и позволившими им стать мировой религией.

Грановская Р.М. основой христианской морали считает, «признание абсолютным основанием нравственность как сознательную ориентацию на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближения к безгрешному образу Христа» [22,284]

Христианство сформировало новый идеал любви к Богу и всем людям. Учение о любви к ближним и любовь к врагам – это две заповеди, отличающиеся от заповедей Ветхого Завета. «Бог есть любовь» – это высший принцип христианства.[1 Ин. 4,8] Нравственность христианина целиком утверждается на законе любви. Роль любви в христианстве настолько велика, что иначе ее называют «религией любви».[см. 1,24; 57,26] Для обозначения христианской любви есть специальный термин, агапе. (О нем мы уже говорили в связи с личностью Роджерса и его влиянием на психотерапию и психоанализ в частности.) Эта любовь имеет свой источник в Боге и по сути является одним из его проявлений. Агапе зарождается под воздействием любви Бога к человеку. Чувствующий ее начинает соучаствовать в этой любви. Постепенно накапливаясь и возрастая, любовь затем изливается из сердца человека в окружающее пространство. Такая любовь обладает совершенными свойствами. [1,124] Христианская любовь не является следствием привлекательности объекта и его достоинств. Она сама преображает все к чему прикасается. Такая любовь лишена эгоистических элементов. Учение о любви к ближнему «как к самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата. Он – Богочеловек, и от него каждый может научится , что значит быть настоящим человеком. Любовь в христианстве – фундаментальный психологический фактор, гласящий, что любить – значит забывать себя. А ведь всем известно из своего опыта, что с момента возникновения любви человек становится способен преодолевать жесткие рамки эгоизма и эгоцентризма. Ради любви можно пренебречь правилами и шаблонами. Человек как бы перестает быть жестко запрограммированным. Поэтому любовь, особенно к кому-то самому справедливому, - это путь к истиной свободе. Любовь преобразует человека. Любящий радуется, а ненавидящий страдает и умножает зло. В этом видится суть призыва любить врагов своих.

Любовь всегда требует живых личных отношений с тем, кого любишь. По отношению к Богу – это молитва. «Сущность молитвы состоит из нашей мысли, соединенной с чувством, идущим из самой глубины сердца», считает Андреев О.А.[1,125].

Итак, христианство установило новый тип отношений с Создателем. Теперь появилась возможность говорить с Богом как с любящим отцом, который ждет ответной любви. Непостижимый творец стал близок человеку и наполнил жизнь смыслом. А само христианство, благодаря этому новому типу взаимоотношений, сделало следующий шаг в развитии общественного сознания.

Расширяя область объектов христианской любви, апостол Павел говорит, что для христианина не должно быть ни Еллина, на Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного [Кол.3,II]. Для любви не должно быть ограничения по народам, ни по племенам, ни по имущественному, ни по научному цензу. Не такая же установка у психотерапевта, когда он общается с пациентом?

Протоирей Михаил Цельцов говорит о том, что «коренным свойством любви является ее активность. Кто любит – тот действует»[126,80]. И это тоже можно соотнести с процессом психотерапии. Ведь если рассматривать любовь, «как свободное соединение в единое целое приоткрывающихся друг на другу личностей» [128], то невольно напрашивается аналогия с буберовскими Я-Ты – отношениями и соответственно, с отношениями «здесь-и- теперь» в кабинете психотерапевта. Мы уже говорили о том, что современный психоанализ уделяет огромное внимание именно отношениям между терапевтом и клиентом.


5.2. Основные положения христианства

Для понимания христианства необходимо знать его основные положения. Ими являются:

1. Прирожденная греховность человека и идея спасения. Неповиновение Адама и Евы — в христианстве грех настолько тяжкий, что он погубил добрую природу не только самого первого человека, но и всех его потомков.

Прошло много тысячелетий, пока Бог смилостивился и явил Христа, принявшего мученическую смерть за грехи людей. Этот акт демонстрирует божественное намерение уничтожить эту порочность и спасти тех, кто уверует в него. Добровольная смерть Иисуса Христа — это жертва за все грехи людей. Она очищала от греха всех последователей этого учения. Бог-отец послал Сына на Землю, и тот претворил волю Отца, а не свою, и молился Отцу о защите людей. Символ веры и формула крещения «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». «Иисус Христос преодолел эгоизм любви к жизни и стал плотским и духовным «проводником», по которому надличностная, сверхъестественная жизнь текла в наш мир». [18, 279]

Христос, будучи уникальной личностью — богочеловеком по своей природе, т. к. имел и человеческие черты, смог пояснить и передать людям пожелания и ожидания Бога. Поэтому по его благости все верующие («по вере вашей да будет вам») могут обрести по смерти загробную жизнь через искупительную жертву Христа, после Страшного Суда. Соединив через Иисуса Христа каждого со всеми, христианство открыло возможность перехода от обыденного сознания в более высокую духовную сферу. Отказ от убеждения в самодовлеющей ценности мирской жизни привел к возвышению над житейской суетой путем выхода в трансцендентную сферу [18,280].

2. В христианстве выражено равенство перед Богом всех людей, грехи которых, как детей Божьих, искуплены кровью Христа. В связи с таким представлением вера в бессмертие личной души стала догматом христианства. Для спасения требовалось покаяние, причем не путем внешних действий, а путем внутренних усилий — принесением в жертву собственного сердца, своей души.

«Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» [Евр. 10, 4; 46, с. 590]. «И любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего как самого себя есть больше всех всесожжений и жертв» [Мк. 12:33; 34, с.346]

3. Смерть телесная выступила как освобождение души от связывающих ее пут. Признать воскресение Иисуса Христа, значит, приобщиться к надежде на воскресение из мертвых, ожидать нового существования по ту сторону смерти. Вера в воскрешение из мертвых — одно из базовых положений. Воскресение во плоти — один из основных догматов христианства, вошедший в символ веры. Идея воскрешения из мертвых важна тем, что если воздаяния нет при жизни, то оно осуществляется после смерти.

4. Второе пришествие. После второго пришествия Христа на земле установится Царствие Божие — тысячелетнее царство добра и справедливости.

Таким образом, вера в непорочное зачатие, боговоплощение, воскрешение, вознесение, второе пришествие — суть христианства.

Содержание христианства почти необозримо, оно охватывает все стороны человеческой жизни и мышления. «Свод» основных положений, называемых Символом веры был принят на Никейском и Константинопольском Вселенских (с участием всех церквей) Соборах в 325 г. и 381 г.[57, 31] и состоит из 12 частей, или членов, которые выражают основные догматы веры, т.е. утверждения, не требующие доказательств. Вот их сокращенное изложение:

1. Вера в Единого Бога-Отца, Творца и Вседержителя всего видимого и невидимого.
2. Вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он извечен, рожден, а не сотворен и имеет одну сущность с Богом Отцом.
3. Вера в то, что Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и воплотился от Духа Святого у Девы Марии.
4. Вера в то, что Он страдая, был распят и погребен.
5. Вера в Воскресение Христово на третий день после Распятия.
6. Вера в Его вознесение и пребывание одесную (по правую руку) Отца.
7. Ожидание второго пришествия Иисуса Христа для будущего суда над живыми и мертвыми, наступление Его вечного царства для праведных.
8. Вера в Духа Святого, третье лицо Святой Троицы, который исходит от Бога-Отца.
9. Вера в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Признание необходимости единого (одного) крещения для оставления грехов.
11. Ожидание воскресения умерших.
12. Вера в будущую жизнь (блаженство) для достойных после суда Иисуса Христа.[cм. 87,7]

В 10-м члене говорится только о таинстве крещения. Но их установлено семь. Таинства — это не постижимые разумом действия, сообщающие принимаемому их Божественную благодать и готовящие его к вечному блаженству. Благодать же есть спасительное воздействие, подаваемое людям Святым Духом.

Другими Таинствами православия являются: Миропомазание. По вероучению, миропомазание подает помощь к благочестивой жизни.

Покаяние (или исповедь). Остановимся чуть подробнее на этом таинстве, т.к. тут можно провести параллель с психоанализом. Исповедь состоит в открытии своих грехов священнику в доверительной беседе (один на один). Грех понимается как нарушение нравственных законов православия. Священник отпускает грехи от имени Христа и допускает к таинству причащения. С позиции христианства, не может быть человека, насквозь испорченного, ибо это значило бы, что творение Божие не удалось. А потому всегда есть надежда на возрождение, достигаемое покаянием. Покаяние очищает душу от греха.

Христианство впервые ввело практику исповеди, как средство компенсации жизненных неудач[22, 297]. Искреннее раскаяние – это, прежде всего, переоценка событий и намерений, осознание своего греха, желания с ним справится. Эффект исповеди достигается путем повторного переживания греховности совершенных поступков и осознания пути для совершения поступков праведных. Регулируя состояние психического равновесия, исповедь выступает, как способ сделать человека добрее, чище, счастливее и свободнее. Эффект и цель психотерапии несколько схож с исповедью. В процессе психоанализа происходит не только повторное переживание травмирующего опыта, но и освобождение от внутренних конфликтов, а так же опыт безусловного принятия другим (терапевтом). Психотерапевт не судит, а пытается помочь человеку стать более счастливым и свободным.

Святой апостол Павел заповедовал своему любимому ученику и приемнику постоянно вникать в себя [1 Тим, 4;16]. А покаяние (исповедь) способствует осмыслению и самопониманию. Роль самопонимания в духовной жизни верующего человека очень велика. Благодаря покаянию, человек задумывается о своей греховной сущности, о тех силах, которые движут его поступками. С точки зрения христианства познание себя лежит в основании духовной жизни. Вера в христианстве невозможна без самопознания, а отсутствие самопознания означает отсутствие веры. Познание себя - это познание своей греховности. Грех – это рана, которую человек наносит себе и переживается человеком по разному. Чаще всего приводит к нарушению целостности человеческого организма, то есть к страданию. [36, 47]

В психоанализе значимость самопонимания для терапевтического процесса была отмечена еще Фрейдом. Цель терапии по Фрейду – сделать осознанным бессознательное, узнать истинные причины своего поведения, осознать свою мотивацию. В психоанализе идет работа по осознаванию подавленных мыслей, чувств, желаний. Психотерапевт (психоаналитик) помогает человеку освободится от внутренних конфликтов, излечится от душевных травм. Священник на исповеди, являясь посредником между человеком и Богом, выслушивает, помогает осознаванию греховных помыслов, читает разрешительную молитву. В итоге человек становится свободен от грехов.

Таким образом, и покаяние (исповедь) и психоанализ делают человека более свободным и способствуют самопознанию.

Вернемся к рассмотрению других таинств христианства.

Причащение (Евхаристия, благодарение) производится на главном Богослужении - Литургии (или обедне) и состоит в том, что верующий под видом хлеба и вина вкушает тело и кровь Христову, готовясь, таким образом, к получению спасения (вечной жизни). Через причащение человек становится центром христианского богослужения, становится причастным. Это таинство было установлено самим Иисусом Христом.

Таинство брака (Венчания) состоит в благословении священником жениха и невесты на совместную жизнь и воспитание детей.

Таинство священства (Хиротонии, Рукоположения) производится над будущими священнослужителями-епископами, священниками и диаконами. В таинстве рукоположения по особому чину посвящаемому передается Божественная благодать и право совершать богослужебные действия.

Таинство елеосвящения (Соборования), состоит в призывании Божьей благодати, прощении грехов, а возможно, исцелении серьезно больного верующего.

Кроме семи таинств важную роль в христианстве играют другие обряды и праздники. Главными христианскими праздниками являются Рождество Христово и Воскресение Христово (Пасха). Другие праздники: Обрезание Господне, Торжество Пресвятой Богородицы, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне, День Святой Троицы (Пятидесятница) и др. Многократное упоминание о некоторых из этих праздников (например, Рождестве, Пасхе и Пятидесятнице) Зигмундом Фрейдом в переписке, а так же его трепетное отношение к ним, мы смогли увидеть в главе посвященной анализу прохристианских элементов в бессознательном «отца психоанализа».

Итак, мы обозначили сущность христианства, поговорили о его истинах, положениях, таинствах, праздниках, значении любви. Так же был приведен Символ веры. Это тот минимум, без которого невозможно понять, что представляет собой христианство как вероучение. Также мы провели параллель, касающуюся христианства и современного психоанализа:

1. новый тип отношений, основанный на любви;

2. исповедь и психотерапия как способ сделать человека более свободным и познать себя.



5.3. Христианская антропология

Одной из задач нашего исследования является рассмотрение христианской и психоаналитической антропологии для сравнения этих двух видов знания. Понятие «антропология» (антропо+логия) – «человековедение» - наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в системе бытия. [84,9]

Перейдем собственно к христианскому видению человека, антропологии. Христианская антропология — это христианское учение о человеке, его происхождении (творении), строении, земной и последующей жизни.

Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и дух. До грехопадения Адама сотворение человека Богом по Своему Образу и Подобию означало отсутствие данного дуализма, наличие Божественного единства тела, души, духа. Но Адам не во благо, а во вред себе и своим потомкам воспользовался данной ему от Бога свободой воли, встав на ложный путь. Божественное единство тела, души и духа оказалось нарушенным, плотское в человеке стало превалировать над духовным. В результате человек стал подвержен болезням, страданиям и смерти. «Мы уже с самого зачатия и рождения своего получаем тела, поврежденные болезням и разрушению, а главное – души, зараженные грехом» - говорит иерей Вадим Коржевский.[53,338 ] А это значит, что греховная природа человека уже заложена в нем с самого рождения. Это согласуется с психоаналитическим видением человека, как иррационального, разрываемого страстями. А Мелани Кляйн описала тот «ад» , который происходит в детской психике в течение первого года его жизни. Психика ребенка уже с рождения защищается от страха смерти при помощи агрессии, депрессии и шизофреничности, что подтверждает врожденную греховную природу человека. Мы уже говорили о том, что «никто из психоаналитиков, вышедших из фрейдовской школы, не переживал так сильно и одновременно бессознательно библейское грехопадение человека». [38,186] , а идея о насильственном характере смерти есть глубоко христианская идея.

С точки зрения христианской антропологии, человеческая природа получила более расположение ко злу, чем к добру. Недоброе в человеке называется ветхим человеком, имеющим тело греховное, некий корпус греха. [53, 339]

Сами «душа и плоть, как твари Божии, добры; но вследствие падения стали седалищем всего недоброго. Вселилась в них самость со страстями, и все их силы и потребности обращает на самоугодие. И образовался тут среди естества особый некий корпус самостный, страстный, самоугодливый».[103,433] Именно в этом корпусе и не живет доброе; там живет грех - тот самый господин, которому продано в рабство все человечество. Что это за личность? Это - «лицо, душу которого составляет сластолюбивое самоугодие, а тело - все страсти, со всеми привычками, питающими их; душа же и тело со своими силами и отправлениями суть только орудия его».[там же]

Таким образом, ветхий человек составляется из самости со страстями, которые действуют беспорядочно и бесцеремонно. Это некая бурливая область, где беспорядочно мятутся мысли, желания и чувства, которую святые Отцы помещают между душой и телом, показывая этим, что страсти не принадлежат естеству человеческому, что они есть нечто случайное, прившедшее в естество человеческое и расстраивающее его. Само слово «страсть» несет в себе идею страдательности: и в смысле рабства, на которое человек соизволяет добровольно по причине обещаемого удовольствия, и в смысле разрушения, что является уже следствием греховного услаждения. По причине такого действия страсти, православная аскетика считает страстное состояние ненормальным, противоестественным, противоприродным.

Вникая в свою душу и ее жизнь, каждый человек не может не признать глубоко истинными слова апостола Павла. «Доброго, которого хочу, - писал он христианам-римлянам, - не делаю; а злое, которое не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» [ Рим 7:19-23].

Действительно, каждый из людей наблюдает в душе раздвоенность и борьбу двух начал. Что-то зовет, принудительно зовет нас к доброму, к светлому, истинному и прекрасному. Но одновременно в душе восстает что-то другое, оттягивающее нас от первого и нудящее к темному, мрачному, лукавому, злобному. Человек всею душою стремится к первому, но, как говорит апостол Павел, "иной закон", в душе живущий, направляет нас к злому. Апостола Павла уже причислили к «первым теоретикам бессознательного». [19]

Н. Бердяев пишет: «С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге».[84,25]

Таким образом, мы видим, что с точки зрения христианской антропологии, человек имеет двойственную натуру.

Христианская антропология учит не только о ветхом Адаме, но и о новом Адаме, Христе-Богочеловеке, и потому христианская антропология - богочеловеческая. Идея богочеловека стоит в ее центре: человек есть существо, отпавшее от Бога, и человек есть существо, получившее благодать от Бога. Таков круг христианской антропологии. Христианская антропология не унижает человека как тварь. Она ставит проблему в глубине, и она видит насколько человек существо парадоксальное. [52] Совмещение в человеке противоположных начал определяется не только грехопадением, но и изначальной двойственностью человеческого происхождения и человеческой природы. Стихийный и иррациональный элемент в человеке есть не только результат падения человека, но есть, прежде всего, результат свободы. Бог создал человека свободным, а значит ответственным, поскольку свобода и ответственность неразрывны. Свобода, выражая глубочайший уровень личности, изначальна. В этом и только в этом смысле ей ничто не «предшествует», даже «разум», который скорее, содержится в ней. Только свобода осуществляет исполнение «Я», побуждаемое не зависящим от человека различием между тем, чем «Я» является и тем, чем оно должно быть.[106]

Творческие действия Бога в течение шести библейских дней творения мира завершаются творением человека. Создание человека после видимого физического мира показывает, что этот мир не есть конечная цель творения, что творение Божие направлено к бытию духовному. В отношении ко всем земным существам человек первоначально занимает главенствующее место — ему дана власть над животными — нарекать им имена (Быт. 2, 19-20). Можно сказать, что христианство – антропоцентрично, т.к. Бог поставил в зависимость от человека все космическое устройство и порядок Вселенной. Фрейда же называют великим ученым, который «повернул психологию в сторону отдельной человеческой личности» [108, 86] Ему принадлежит исключительная роль в становлении науки о человеке.

Человек создается Богом по Образу Своему (Быт. 1, 27). Из всех земных существ один только человек украшен Образом Божиим, следовательно, он особенное, единственное существо, которое и по своей природе, и по достоинству совершенно отличен от всех земных тварей и стоит выше всего земного и материального. Господь, взяв персть из праха земного, создал тело человеческое и «вдунул в лице его дыхание жизни» — «и стал человек душою живою» (Быт, 2, 7).

В Книге Екклесиаста так изображает последнюю участь человека на земле: «И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его» (Еккл. 12, 7). Это значит, что душа человека духовна, бессмертна и вечна.

Человеческая природа, запечатлевшая Образ Божий, приближается в некоторой степени к свойствам природы Божественной, именно поэтому она способна возвышаться и господствовать над всем земным и материальным.

Св. Григорий Палама пишет: «Человеческой природе Он тоже дал славу божественности, но божественной природы не дал. "Славу" нельзя причислять к видам, сущим во времени, она превосходит существование и неизреченным образом присуща природе Бога» [83]. Эту Славу Господь даровал ученикам — эта слава и есть то, благодаря чему мы приобретаем в самих себе Бога (там же). Слава Божья понимается в Святоотеческом Предании как Божественная Энергия, таким образом, благодаря Божественной Энергии, мы обретаем в себе Бога. Божественная Энергия объединяет человека с Богом.

О неразрывном единстве человека с Богом говорил и св. Игнатий Брянчанинов: «Человек не может не быть тем, чем он создан. Не дано ему пребывать единственно с самим собою. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати — без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца» [11 , 10].

Важный вопрос антропологии – понятие личности. Само понятие личности было подарено культуре христианством. Христианство исповедует незаменимую ценность каждой человеческой личности, высочайшую ценность личного бытия вообще. Только личность может быть духовна. Только личность может быть источником новой жизни, нового творчества, источником любви и носительницей счастья. [16, 322]

Понятие личность обрело всю полноту своего значения, отличного от чистой индивидуальности, лишь осветившись светом христианской веры. [106, 196] В христианстве всемерно поднята значимость личности, ее достоинство.

Христианская личность утверждается в своей неповторимости. Тем самым душа обретает способность свободно действовать во имя добра и зла. Самые важные свойства, которые несет человеку личностная форма бытия его природы это: свобода, творчество, любовь.

В христианской антропологии личность есть Божья идея и Божий замысел, возникшие в вечности. Личность и есть образ и подобие Божье в человеке. Достигнуть богоподобия человек не может лишь своими силами. Для преображения человека необходим союз двух сил.

Это:
1. Собственные усилия человека, являющиеся результатом свободы выбора;
2. Божественная благодать.

«Попытки познать природу — это поиски ответа на вопрос "что есть человек" [55, 15].

Природа (сущность) — это те специфические качества, которыми обладает предмет и, в частности, человек.

Дух, сверхвременное и внепричинное, в человеке определяет и связывает, онтологически скрепляет все процессы в психике. «Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности», - пишет Св. Лука Войно-Ясенецкий.[ 68, 63] Душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, несвойственных животным и некоторым людям [там же]. О них говорил апостол Иуда: Эти люди душевные, не имеющие духа [Иуд. 1,19].

Цель короткой жизни христианина заключается в том, чтобы в течение земной жизни накопить капитал Духа Святаго. Вопрос о том, является ли дух составом природы каждого человека или только верующего в Бога, участвующего в таинствах, где подаются Дары Духа Святаго остается не решенным. Пр. Максим Исповедник по этому поводу пишет: «Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову. Ибо Он... промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности» [37 ,49].

В Священном Предании можно найти две точки зрения на структуру человека. Это обусловлено существованием двух взглядов на тождественность или нетождественность души и духа.

Дихотомия представляет человеческое существо как противоположность внешнего и внутреннего человека, где внешний человек представлен телом, а внутренний — душой и духом. Иоанн Дамаскин говорит о том, что человек «двойной», «создан с двоякою природой», душа и тело составляют всего человека.[86,81]

Душа, согласно дихотомической точке зрения, утверждает, что душа по своему происхождению представляет собой особое, высшее в мире существо, не земное, а премирное, небесное, совершенно отличное от тела.

Дух считали высшей частью души св. Ириней Лионский, св. Иоанн Златоуст, отчасти св. Иоанн Дамаскин, подразумевая, нередко, под духом благодатный дар Св. Духа[86,84].

Трихотомия представляет человека как тримерию тела, души и духа. При таком взгляде на человека описываются различия между душой и духом. Подчеркивают ли сторонники трихотомии принципиальную разницу между душой и духом?

Известный патролог русского зарубежья XX века архим. Киприан (Керн) полагал, что душа и дух являются двумя сторонами одного духовного начала [45].

Наиболее распространенной является точка зрения о некоторой частичной тождественности души и духа, «промежуточности» души. Антиномичный взгляд сформулирован в догматическом богословии, что душа — это низшая духовная сущность, которая имеет способность к духовной жизни.

Итак, христианская антропология учит:

1. человек есть существо, сотворенное Богом;
2. человек носит в себе образ и подобие Божье;
3. человек занимает главенствующее положение по отношению к земным существам;
3. человек есть существо свободное и в своей свободе отпавшее от Бога;
4. человек – существо парадоксальное;
5. человек имеет двойственную натуру;
6. иррациональный элемент в человеке – результат падения и свободы;
7. человек – слаб, греховен;
8. как существо падшее и греховное, человек получает от Бога благодать, возрождающую и спасающую;
9. душа человека бессмертна и духовна;
10. Дух – высшая форма души
11. природа, индивидуальность и личность – разные понятия;
12. личность – есть образ и подобие Божье в человеке;
13. человек - целостное существо

Христианскую антропологию можно назвать «нисходящей». Она смотрит на человека «сверху» - со стороны Бога. [84,14] Она отталкивается от максимального образа человека, от того, каким он призван быть согласно замыслу Творца. Но затем она обращается к реальному состоянию человека и исследует все последствия греха, который привел человека к отпадению от Бога[74,18].

Конечная задача христианской антропологии:

1. указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ;
2. направить человека по пути духовного возрастания и соединения со своим Творцом, по образу которого он создан.


5.4. Психоаналитическая антропология

Перейдем к рассмотрению психоаналитической антропологии, с точки зрения «отца психоанализа» Зигмунда Фрейда. Психоаналитическое видение человека отличается нетрадиционным представлением о его внутренней природе. Психоаналитическое учение о человеке было выдвинуто Зигмундом Фрейдом. К своим теориям он пришел путем самоанализа и наблюдения за невротическими пациентами, т.к. границы между нормой и патологией (в психоанализе) не столь строги[56,94]. Можно сказать, что человеческая природа была понята Фрейдом «по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело»[101,7]. И здоровая и отклонившаяся от нормы психика истолковывается Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо. В зависимости от того, успешно ли был преодолен «эдипов комплекс» или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из «доэдиповых» ступеней развития либидо, протекает вся взрослая жизнь человека.

Итак, был предложен новый метода лечения невротиков, получивший название - психоанализ. В основе этого метода лежали представления о сексуальной этиологии неврозов, о бессознательном пласте человеческой психики, о скрытом психическом материале, вытесненном из сознания человека, и о возможностях перевода бессознательных мыслей в сферу сознания благодаря таким исследовательским приемам, как толкование сновидений, выявление патогенного содержания, получаемого в процессе расшифровки речевых ассоциаций, изучения ошибочных действий (описки, оговорки и иные промахи) и т.д.[60] В поле зрения Фрейда оказался мало исследованный пласт человеческой жизни.

Психоаналитическая антропология была основана на «вычленении бессознательных и сознательных аспектов человеческой деятельности как не сводящихся друг к другу и характеризующихся своими собственными законами структурирования и функционирования»[60,1].

Приоритет отдавался бессознательному, как источнику мотивационного поведения человека. Оно же стало реально значимым концептом. Фрейд не только обратился к проблеме бессознательного, но и вывернул наизнанку сознание, обнаружив тем самым скрытые стороны бытия человека в мире. Что же представляет из себя человек, если в основе его лежит бессознательное?

Итак, как носителя бессознательного Фрейд рассматривал влечения человека. Доминирующее место отводилось сексуальным влечениям. По мнению Фрейда, они являются причиной возникновения невротических заболеваний. Проявление этих инстинктов Фрейд обнаруживал в снах, ошибочном поведении, оговорках, забывании, ошибках речи, в шутках, иронических высказываниях. Учение о сексуальной этиологии неврозов переросло затем у Фрейда в более общую теорию.

Со временем Фрейд внес коррективы в свое понимание сексуальности. Если первоначально в качестве «первичных» он рассматривал сексуальные влечения, то в дальнейшем основатель психоанализа предпочитает говорить уже о «психосексуальности», имея в виду «душевный фактор» сексуальной жизни. Затем понимание сексуальности получает у Фрейда более широкую трактовку. Теперь оно включает всю сферу человеческой любви (любовь родителей, дружба, общечеловеческая любовь и т.д.) [60,4]. По словам самого Фрейда «расширенная сексуальность психоанализа совпадает с Эросом « божественного Платона» [121,166]. Эрос у Платона и в платонизме - это побудительная сила духовного восхождения и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. В связи с вышесказанным вновь становятся актуальными слова апостола Павла, которые мы уже упоминали в связи с рассмотрением понятия «агапе», где он превыше всего ставит любовь[1 послание к Коринфянам 13:4-8].

Несмотря на то, что Фрейд не ставит во главу угла техники психоанализа переменную любви, как это делал Роджерс в своей «терапии любовью», он, тем не менее, предает ей большое значение в своей теории. Хотя по сведениям, касающимся работы самого Фрейда с пациентами, нельзя сказать, что он был абсолютным эталоном «нейтральности». Он искренне любил своих пациентов.

В более поздних работах Фрейд пришел к выводу о том, что «первичные» влечения составляют полярную пару созидательной любви и диструктивности. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос). В христианстве считается, что люди обладают положительными мотивами к продолжению рода, творчеству и любви и уделяет внимание извращенным и злым сексуальным мотивам, переживаемым людьми. Это предполагает некоторую центральную роль сексуальности. Так же в христианстве (в Библии) утверждается тенденция греховной человеческой натуры к саморазрушению и смерти. [31]

Человек у Фрейда - эротическое существо. Внутренний мир его подвержен конфликтам. Конфликт, обладающий двумя внутренне противоположными мотивациями свойственен человеческой природе. Фрейд помещает его на центральное место. Психоанализ считает, что человек разрываем конфликтами. Надо отметить, что хотя христианство не изображает конфликт таким же образом, но предполагает, что «конфликт состоит в противоборстве между стремлением к Богу и бунтом против Него». [см. 31]

Фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов помогает пониманию природы конфликтов. Итак, по Фрейду личность разделена на Оно(Id), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Все элементы структуры находятся в определенном соподчинении друг с другом.

Оно(Id) - сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Оно(Id) –сущностное ядро личности. Вокруг него и над ним структурируются и настраиваются остальные элементы. Оно – это область нерешенных конфликтов и забытых впечатлений.

Я (Эго)- сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение.

Сверх-Я (Супер-эго)- сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе.[125,643-656]

Фрейдовское «Я» - это не что иное, как особая, дифференцированная часть «Оно». Следовательно, в психоаналитическом видении человека, бессознательное управляет сознанием, властвует над индивидом. Моральное и социальное «Сверх-Я» оказывается наследником и носителем бессознательного. [60,5.] “Я” как бы находится в зависимости не только от бессознательного “Оно”, но и от социального “Сверх-Я”.

«Сверх-Я» властвует над ним в виде двух “демонов” — совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдовское “Я”, не являясь, по выражению основателя психоанализа, “хозяином в своем доме” , находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, “Оно” и “Сверх-Я”, что постоянно драматизирует человеческое существование. Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире.

Это усугубляется тем, что каждый индивид, по Фрейду, обладает склонностью к агрессии. Внутренний мир человека представляет собой арену борьбы и действия двух противоположных сил. Сексуальность и агрессивность – два основных побудительных мотива человеческой жизни и межличностных отношений. Они рассматриваются Фрейдом как две наиболее могущественные силы, детерминирующие поведение человека.

Лозунгом Фрейда и соответственно результатом терапии были слова: «Там, где было Оно, должно стать Я».[101, 6] Человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, добродушным существом. Среди его бессознательных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. Именно в силу этих внутренних качеств человека культура и цивилизация постоянно находятся под угрозой уничтожения.

Таким образом, мы видим, что с точки зрения психоаналитической антропологии человеку присуща двойственная природа. Из этого следует, что, психоаналитическое видение человека имеет сходство с христианской антропологией.

Фрейд не ставит окончательный диагноз в отношении характеристики человеческой природы как доброй или злой. Правда, в отличие от мыслителей, признававших исключительно “добрую природу” человека и акцентировавших внимание на сознательной деятельности людей, основатель психоанализа стремится выявить теневые стороны человеческого бытия, импульсивные и агрессивные наклонности индивида, а также подчеркнуть ведущую роль бессознательных влечений в жизни человека. Надо отметить, что это не значит, что Фрейд не признавал наличия в человеческом существе добрых начал или не верил в силу человеческого разума. “Мы подчеркиваем все злое в человеке, — замечает Фрейд, — только потому, что другие это отрицают, — благодаря чему душевная жизнь человека хотя и не становится лучше, но зато делается непонятной. Если же мы откажемся от односторонней этической оценки, то, несомненно, сможем определить форму взаимоотношений доброго и злого в человеческой природе” [118 ,384 ] Фрейд признавал и разумное начало в человеке, с сожалением говоря лишь о том, что “примат интеллекта лежит еще в далеком будущем, но все-таки не бесконечно далеко” [119 ]. Вместе с тем Фрейд полагал, что “склонность к агрессии является первоначальной, само по себе существующей инстинктивной диспозицией в человеке” [120].

Итак, психоаналитическое видение человека предполагает:

1. «Свертывание» человеческой проблематики во внутрь индивида.
2. Акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания.
3. Интерпретацию человеческого существование с точки зрения внутриличностных конфликтов.
4. Взгляд на человека «снизу» (по способу рассмотрения человека как феномена Бытия), от заложенных в нем бессознательных сил.

Надо отметить, что конфликт между сознанием и бессознательным есть величайшее открытие школы Фрейда. Психоанализ открыл в человеке бездну тьмы, противоречие и муку. И хотя история обращения к проблеме бессознательного имеет древние корни, можно предположить, что христианские (имеется ввиду апостол Павел как первый «теоретик бессознательного»), Фрейд первым в истории естествознания и медицины заявил, что под кровом сознания скрыт глубинный», «кипящий» пласт неосознаваемых личностью стремлений, влечений, желаний.[108, 78]

Есть мнение, что такая темная формулировка человеческого состояния как у Фрейда намного ближе библейской реальности.[см. 31] П.Флоренский говорит о том, что « христианство, как видно из опыта, судит о человеке вернее, когда говорит о его греховной природе, чем философы, предполагающие идеальность «естественного» человека…» [Цит. по : 109,723]*. Вслед за Флоренским хочется отметить, что психоанализ, по сути, делает то же самое: говорит о греховной природе человека. В христианстве падший человек выглядит ничуть не красивее, чем в психоанализе.

Различие между психоанализом и христианством заключается в том, что Фрейд считает постыдные страсти естественным содержанием человеческой души. Христианство же считает их изначально привнесенными извне, следствием грехопадения.

Другим отличием психоанализа от христианского видения человека состоит в отрицании возможности его чистоты, имеется в виду «обожение». Фрейдовское видение человеческой природы скорее пессимистично.