Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Психология ‹  Психоанализ и христианство ‹ Заключение

Заключение

Итак, мы подошли к концу нашего исследования. В настоящей работе сделана попытка рассмотрения точек соприкосновения между психоанализом и христианством.

В первой главе был сделан небольшой экскурс в проблему взаимоотношений науки и религии. Была отмечена роль Фомы Аквинского для формирования идеологического базиса возникновения и развития европейской науки. Так же были приведены доводы в пользу того, что западно-европейский «рационализм» явился прямым следствием почитания Бога как высшего Разума и представлений о богоподобности самого человека [105,7-13]

Мы пришли к выводу о том, что с этой точки зрения, феномен науки, стал прямым следствием развития христианской культуры, цивилизации.

Нами было найдено большое количество работ, посвященных христианским истокам новоевропейской науки. Однако, нам не встретилось исследований относительно христианских корней психоанализа.

Мы исходим из того, что психоанализ, находясь на стыке нескольких наук, является как минимум рациональным способом мышления а, следовательно, продуктом науки.

Отсюда следует, что психоанализ каким-то образом так же является продуктом христианской культуры.

Для того, чтобы найти дополнительные аргументы в пользу данного вывода, мы выполнили следующие задачи:

1. Провели обзор доступных нам непереведенных источников по теме «Психоанализ и религия».

Были выявлены некоторые темы, касающиеся религии и психоанализа, обсуждаемые в западных научных кругах:

- тема отношения «отца психоанализа» к религии, в т.ч. двойственность;
- тема психологического и теологического объяснения атеизма;
- « Бог как промежуточный объект»;
- тема ответственности за свое бессознательное;
- тема отношения к религии как помощнику в душевном росте и /или психическом здоровье;
- тема разделения религии на «здоровую и нездоровую»;
- тема рассмотрения религиозности как фундаментальной человеческой функции;
- тема истинности веры и ее нахождения за границей сферы интересов психоанализа;
- тема влияния личных убеждений аналитика на диагноз и терапию;
- способствует ли религия автономности или порабощению личности.

Это далеко не все вопросы, которые волнуют западных ученых касательно данной темы. Такое разнообразие волнующих вопросов является следствием большой заинтересованности данной проблематикой. Любая из вышеназванных тем достойна стать объектом дальнейшего исследования.

Так же нами была предложена классификация типов взаимодействия между психоанализом и религией (христианством). Были выявлены следующие типы взаимодействия: конфликт, независимость, диалог, интеграция, нейтралитет, прагматизм, сотрудничество.

Особенно хочется обратить внимание на причины, мешающие людям уверовать в Бога выявленные П. Витцем: 1) психологические; 2)социальные; 3) стремление к легкой жизни; 4) глубинные психологические истоки.

Нам кажется, что желание признания со стороны влиятельных коллег, стремление соответствовать принятым в данном научном сообществе нормам является очень важным фактором отрицания веры в Бога и неприятия христианства людьми посвятившим себя науке. Это относится и к психоаналитикам. Ведь кто «исповедует» психоанализ равняется на своего учителя.

Мы говорили о том, что в обществе произошли большие перемены, они происходят и до сих пор. Огромное количество ученых, интеллигентных людей являются истинно верующими людьми и могут говорить об этом сегодня совершенно открыто.

Если предположить, что в связи с вышесказанным, в психоаналитической субкультуре поменяется взгляд на религию, христианство, то и верующих людей среди психоаналитиков станет гораздо больше.

Одним из важных факторов, которые могли бы способствовать изменению отношения психоаналитиков к религии, может стать новый взгляд на «отца психоанализа». Именно попытка такого нового взгляда и была нами предпринята в этой работе. Не без помощи Пола Витца мы рассмотрели и проанализировали факторы, говорящие за то, что наряду со стандартным изображением Фрейда-атеиста, есть другая сторона Фрейда.

2. Итак, следующий задачей являлось исследование личности Зигмунда Фрейда и рассмотрение его двойственного отношения к христианству.

Тема двойственности Фрейда в отношении христианства достаточно новая даже для Запада. Если в отношении религии двойственность Фрейда рассматривалась некоторыми авторами (Майсснер, Остоу, Гартнер), то отношение к христианству – тема мало изученная.

Причины пренебрежения данной темой следующие:

1. использование стандартной интерпретации Фрейда как атеиста;
2. многие из писем Фрейда и другого биографического материала были ранее не доступны;
3. общая нехватка знания;
4. период антипатии к христианству в пределах современной психологической школы.

Гипотезу Витца о том, что Фрейд имел сильную, пожизненную, положительную идентификацию и привлекательность к христианству, по-нашему мнению, можно считать подтвержденной.

Наиболее важные автобиографические факты и гипотезы, которые могли повлиять на бессознательные импульсы Фрейда:

1. Рождение Фрейда в Моравии, особенно набожном католическом регионе.
2. Наличие у Фрейда католической няньки, которая имела большое значение в его жизни, была его функциональной матерью в первые три года, первым преподавателем религии.
3. Сенсационное предположение о том, что возможно Зигмунд был тайно крещен.
4. Раннее знакомство с Библией и глубокое воздействие на Фрейда его раннего Библейского чтения.
5. Внезапное исчезновение няньки из жизни Зигмунда, нанесшее ему существенную травму.

Таким образом, самый основной опыт Фрейда в религии был связан с его самой ранней эмоциональной привязанностью: это было травмирующим, имело католический характер, и было источником его двойственного отношения.

6. Пожизненная озабоченность Фрейда великими историческими фигурами, которые имели двух матерей.
7. Фундаментальными, в религиозном подсознательном Фрейда, были следующие понятия: Бог, Любящий Господь (liebe Gott); небеса и ад, дьявол (все связанные с этим суждения); спасение и воскресение Христа, Спаситель, Троица (Пятидесятница).
8. Религиозное влияние Самуэля Хаммершлага в течение юности Фрейда.
9. Отвержение Фрейдом своего отца.
10. Предполагаемая кровосмесительная связь между Филлипом, братом Фрейда и его матерью.
11. Религиозное значение имени Фрейда.
12. Дружба с видным австрийским философом Францем Брентано, христианским верующим.
13. Дружба с преподобным Оскаром Пфистером, католическим священником-протестантом.
14. Религиозность корреспонденции Фрейда (переписка с женой Мартой, О.Пфистером, К.Юнгом, Флиссом, Абрахамом). Пристрастие к христианским темам.
15. Открытое увлечение двусмысленной христианской литературой (Гете) и христианским искусством (Леонардо да Винчи).
16. Одним из интереснейших прохристианских аспектов «Моисея и монотеизма» являлась определение антисемитизма Фрейдом.
17. Признание Фрейдом факта, что христианство – это шаг вперёд по сравнению с иудаизмом.
18. Отсутствие опыта анализа над глубоко верующим человеком.

Но, несмотря на повторяющиеся выражения Фрейда своей привязанности к христианству, факт остается фактом: он никогда не изменил своей позиции и не принял его. Фрейд стал известен как основатель современной психологии и как один из величайших в истории критиков религии. Но с другой стороны, как мы уже видели, основополагающий прохристианский настрой никогда не покидал его.

Подводя итог, хочется еще раз напомнить высказывание Оскара Пфистера в адрес «отца психоанализа»: «Если бы ты заглянул в своё сознание и полностью осознал своё место в этом мире, а для меня это так же важно, как синтез всех нот для симфонии Бетховена, то я ба сказал: «Лучшего христианина в мире не было…» [159, с.170]**

Витц оговаривая свою оценку теоретических исследований религии Фрейда, спрашивает: В какой степени религия была сведена Фрейдом к проекции его собственного разочарования? Этот вопрос остается открытым. Для нас встает более широкий исторический вопрос: какой была бы история отношений между психоанализом и религией, если бы Фрейд был более лоялен к религии, а в особенности к христианству?

А мы увидели, что Фрейд был человеком «возлюбившим ближнего своего», ибо никто из людей до него не отважился на то, чтобы опуститься в «ад» человеческой психики, ради облегчения человеческих страданий.

Фрейд говорит о себе: «Я никогда не делал ничего постыдного и никогда не причинял никому зла, но поскольку мне и не хотелось этого, то гордиться особо нечем» [Цит. по: 58,344]. Так, мы видим, что «отец психоанализа» прожил жизнь в соответствии с заповедями христианства.

3. Следующей задачей и этапом в подтверждении гипотезы о том, что психоанализ является продуктом христианской цивилизации, является рассмотрение изменений в современном психоанализе.

Были выделены следующие изменения:

1. Благодаря влиянию Карла Роджерса и Хайнца Кохута в психоаналитической психотерапии появилась переменная эмпатии, свободы, любви, произошел поворот к человеческим отношениям.

2. Произошло переоткрытие контрпереноса в качестве инструмента понимания, исследования бессознательного пациента. Современный психоанализ с его отношением к контрпереносу стал более человечным.

3. Заинтересованность развитием психики ребенка в доэдипальный период, расширило понимание человеческой психики.

4. Благодая М.Кляйн, О. Кернбергу и др. в психоаналитической терапии стали работать с патологиями на уровне нарцистических и пограничных личностных расстройств, и даже с психозами.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что современный психоанализ, как терапевтическая техника, с одной стороны, стал еще более человечным, а с другой стороны более продвинутым в возможностях оказания помощи страдающим.

4. Следующим шагом в подтверждении гипотезы, что психоанализ
является продуктом христианской цивилизации, является сравнение христианской и психоаналитической антропологии.


Были выявлены следующие параллели:

1. Новый тип отношений, основанный на любви. (В христианстве – отношения с Богом как с любящим отцом, жаждущим ответной любви, («Я-Ты»- отношения); в психотерапии – новые отношения между терапевтом и клиентом «здесь-и-теперь», основанные на эмпатии, любви, с учетом контрпереноса («Я-Ты» - отношения). Психоанализ и христианство помогают человеку любить этот мир «здесь-и-теперь», избавляя от страданий.

2. Исповедь и психотерапия как способ сделать человека более свободным и познать себя. Стихийный и иррациональный элемент в человеке признают и христианское и психоаналитическое видение человека.

3. Внутренний мир человека по Фрейду подвержен конфликтам, обладающими двумя внутренне противоположными мотивациями. В христианстве «конфликт состоит в противоборстве между стремлением к Богу и бунтом против Него».

4. Тенденция греховной человеческой натуры к саморазрушению и смерти.

5. Возможность преображения (в христианстве) и излечения (в психоанализе) человека путем: а) собственных усилий человека, являющиеся результатом свободы выбора (и в христианстве и в психоанализе); б) Божественная благодати (в христианстве) и помощи аналитика (в психоанализе).

Наиболее существенными различиями между двумя видениями человека, мы считаем следующие:

1. С точки зрения христианской антропологии, человек создан «по образу и подобию Бижию». В психоанализе человеческая природа была понята Фрейдом «по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело»[101, 7]. Таким образом, в центре мироздания христианства - Бог, в психоанализе – человек.

2. Психоанализ работает только с душой, и, в отличие от христианства, он не идет дальше, не затрагивает духовную реальность. Психоанализ помогает достичь «осознания», не указывая направления движения, помогает человеку как можно точнее почувствовать свой собственный индивидуальный путь и следовать по нему. Христианство указывает путь спасения.

3. В психоанализе человек не отвечает за свое бессознательное (хотя сегодня существует альтернативная точка зрения: Вейгерт), в христианстве – он ответственен за свои греховные помыслы.

При сравнении конечной задачи христианской и психоаналитической антропологии, видно, что цель христианской антропологии - указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ, в психоанализе - освободить его от структурного конфликта, от блокирующих последствий травмы и таким образом, помочь стать способным к любви. Другая цель христианской антропологии - направить человека по пути духовного возрастания и соединения со своим Творцом, по образу которого он создан. В психоанализе – «повысить свободу выбора» [27].

В христианской антропологии предполагается репарация через духовное богообщение, основанное на любви, а в терапии - через новые отношения, основанные на любви. Фрейдовское устремление к освобождению Эго в христианстве достигается через подчинение Живому Абсолюту, Живому Богу[71].

В психоанализе терапевт помогает пациенту увидеть перспективу, чтобы посмотреть на самого себя. Если интерпретация точная, то у пациента происходит связывание одного с другим. Внутренний мир становится более понятным. Увеличенное «поле» понимания дает большую свободу. Человек начинает лучше себя понимать, меньше зависеть от бессознательных процессов. А чем более свободен человек от своих страстей, тем более свободен он в своем выборе. Он может взять на себя больше ответственности. Можно сказать, психоанализ – это медицинская техника, которая помогает человеку стать более свободным.

На основании всего вышеизложенного, мы можем с уверенностью заявить, что психоанализ – это «любовь к ближнему», к своему пациенту. Психоаналитик принимает человека таким, какой он есть, не судит. Некоторые психоаналитики тратят годы на прохождение собственного психоанализа, чтобы научится осознавать свой психологический вклад и управлять им во благо пациента. Психоаналитик имеет искреннее и ясное терапевтическое обязательство, глубокое, продуманное желание помочь или излечить. Врят ли можно найти хоть одного эффективно практикующего, психотерапевта или психоаналитика, который не чувствовал бы сильного желания облегчить страдания своих пациентов. Главная мотивация психотерапевта или психоаналитика - посвящение себя задаче психологической помощи и исцеления пациента, которое и помогает психоаналитику в сложные моменты психоанализа сохранять эмоциональную озабоченность и сочувствие к пациенту. Любовь к миру - это то общее что их объединяет.

Подводя итог сравнению двух видений человека, с христианской и психоаналитической точек зрения, можно с уверенностью сказать, что любовь и свобода – это два положения, которые являются общими и для христианства и для современного психоанализа. Понятие об испорченности, двойственности человеческой натуры так же является общим и для христианства и для психоанализа. С учетом всего вышесказанного, мы считаем, что эти понятия вышли из христианской культуры.

Однако такие положения христианства как: идея спасения, вера в бессмертие души, рассмотрение телесной смерти как освобождение души от пут, воскресение во плоти, второе пришествие – противоречат психоаналитическому видению человека.

Таким образом, мы считаем предварительную гипотезу о том, что, по сути, основные положения христианства не противоречат психоаналитическому пониманию человека, доказанной не полностью, т.к. в христианстве есть положения, которые противоречат психоаналитическому видению человека.

Философия Фрейда прямо противоречит христианству. Однако сам психоанализ, независимо от всех философских обоснований и выводов, которые делают из него Фрейд и некоторые из его последователей, ни в какой мере не противоречит христианству.[69] А его методика перекликается с христианской моралью.

Мы считаем, что техника психоанализа, основанная на отказе от грубого подавления личности, использовании механизма осознавания скрытых конфликтов – это техника по сути христианская.

Исходя из вывода о том, что феномен науки как таковой, стал прямым следствием развития христианской культуры, цивилизации, с учетом нового взгляда на «отца психоанализ» Зигмунда Фрейда, как на человека, имевшего бессознательную привлекательность к христианству, а так же с учетом изменений произошедших в современном психоанализе и сравнении христианской и психоаналитической антропологии, можно сделать вывод о том, что психоанализ является продуктом христианской культуры. Мы считаем нашу гипотезу доказанной.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в результате исследования восполнены некоторые пробелы, существовавшие в толковании личности Зигмунда Фрейда, в разработке темы «Психоанализ и христианство» и понимании истоков психоанализа.

Материалы исследования, выводы и предположения могут быть применены:

- для дальнейшей разработки проблемы взаимоотношения психоанализа и христианства;
- для дальнейшего исследования личности Зигмунда Фрейда;
- в учебном процессе как источник информации по затронутым в исследовании темам;

Использованная литература:

1. Андреев, О.А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий/ Серия « Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
2. Антоний, митр. Сурожский . Диалог об атеизме и последнем суде./ Антоний, митр. Сурожский .Человек перед Богом. М.: 1995, с. 53-54
3. Архимандрит Платон (Игуменов). Православное нравственное богословие. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/691 (05.04.07)
4. Баранцев, Р.Г. Тринитарный архетип единства. Наука и богословие: Антропологическая перспектива/ Ред. Владимир Порус (Серия «Богословие и наука»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. – 320 с.
5. Белорусов, С.А. Психология и религия: взаимодействие, противоречие, синтез. Доступно в сети Интернет по адресу: http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A (09.10.2006).
6. Белорусов, С.А. Психология религии. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.aquarun.ru/psih/relig/rel. (09.10.2006)
7. Бердяев, Н. Проблема человека (К построению христианской антропологии). . Доступно в сети Интернет по адресу: http://hl.mailru.su/cached?url (21.02.07)
8. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество.- М., 2004.- 1371 с.
9. Бимбат, С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике// Журнал практической психологии и психоанализа, 2004. №1
10. Богданова, Т.А. Экзистенциальная психология. Учебное пособие. Часть I. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 56 с.
11. Брянчанинов, Игнатий, свят. Слово о человеке. СПб., 1996, с. 10.
12. Булгаков, С.Н. «Свет невечерний: Созерцания и умозрения.» — М.: Респуб¬лика, 1994. — 415 с. — (Мыслители XX века).
13. Бубер, М. Я и Ты// Бубер М. Два образа веры. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. – 592 с. – (Классическая философская мысль) с.65
14. Вальверде, К. Философская антропология./Пер. с исп. Вдовина Г. - М.: Христианская Россия, 2000. – 224 с.
15. Васильева, Ю.Ю. История и теория религий: Методическое пособие. – М.: Высшая школа психологии, 2005. – 127 с.
16. Верховский, С. Христианство / Православие в жизни . Сборник статей под ред. С.Верховского. –Клин., 2002. –с.297-360
17. Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа (3-е изд.).-М.:КомКнига,07.-200с.
18. Грановская, Р.М. Психология веры. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 576 с.: ил.
19. Витц, П. Психология атеизма. Пер. с англ. Я. Шапиро под ред. Е.Канищевой. Доступно в сети Интернет по адресу: http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A% (10.10.2006)
Вопросы психологии. Круглый стол. Психология ХХI века: пророчества и прогнозы. 2000, № 1, с. 18.
20. Гайденко, В.П. Эволюция понятия на¬уки (XVII-XVIII BB.) Формирование научных программ Нового времени. - М.: 1987
Геращенко Л.Л. Беседы психолога со священником. – М.: ООО Издательский дом «Диаграмма», 2006 г. – 256 стр., илл.
21. Гогошвили, Л.А. Платонизм в Зазеркалье ХХ века, или Вниз по лестнице, ведущей вверх // А.Ф.Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993. – 722 с.
22. Грановская, Р.М. Психология веры. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 576 с .: ил.
23. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь/ Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд.В.М.Скакун, 1998. – 896 с.
24. Гротьян, М. Переписка З. Фрейда/ Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем./ Общ. Ред. А.М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. с., илл.- с.31-144.
25. Гротьян М., Шайдт Ю. Фрейд в зеркале биографов/ Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем./ Общ. Ред. А.М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. – с.196-226.
26. Дадун, Р. Фрейд. М.: 1994. – 512 С.
27.Даулинг, С. Современные представления о целях психоанализа. Доступно в сети Интернет по адресу:
htth:// www.bpaonline.ru ( 15.05.07)
28 Дронов, М. Отец психоанализа против святых отцов. Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме// Православная беседа,1998, №4. Библиотека Фонда содействию психической культуры (Киев) Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.cmserver.org/38/108_1.htm (15.05.07)
29. Джонс, Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда: Пер. с англ. Старовойтова В.В.. – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1996. – 448 с., 3 илл.
30. Джоунс, С., Батмен Р. Классический психоанализ З.Фрейда. Джоунс С., Батмен Р.: другие произведения./ Пер. с англ. Ноэль-Цигульская Т. Доступно в сети Интернет по адресу: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/03psychoanalys (26.03.06)
31. Джоунс, С., Батмен Р. Современные направления психотерапии: комплексная христианская оценка. Доступно в сети Интернет по адресу: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/ (11.05.07)
32. Жизнь и деятельность Тертуллиана. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.svitlo.net/nasled/tertulian/00.shtml (10.05.07)
33. Зальцбергер-Виттенбергер, И. Психологический инсайт и человеческие отношения. Кляйнианский подход/ Пер. с англ. И. Пантелеевой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2006. – 192 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
34. Зеньковский, В. прот. Вера и знание. / Православие в жизни . Сборник статей под ред. С.Верховского. –Клин., 2002. –, с. 297 .
4. Зигмунд Фрейд и психоанализ в России: Фрейд З. Работы по психоанализу; Лейбин В.М. Фрейд и Россия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 528 с. (Серия «Библиотека психоаналитика)
35. Зиневич, О.В. Эволюция христианского отношения к платоновскому Эросу в ранних работах А.Ф.Лосева. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/ (03.04.07)
36. Ильичева, И.М. Введение в психологию духовности: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социального институт, 2006. – 349 с.
37. Исповедник, Максим. Творения. Кн. I, II. М.: Мартис, 1993, т. 2, - с. 49.
38. Йеротич, В. Психологическое и религиозное бытие человека/ Пер. с сербск. яз. Закуренко А.– М: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2004. – 210 с.
39. Канн, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – Пер. с англ. Под ред. В.В. Зеленковского и М.В. Ромашкевича. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 143 с. – (Серия современный психоанализ»).
40. Кейсман, П. Обучение на ошибках / Пер. с англ. Юлия Колчинская. – Алматы: Дарын, 2005. – 206 с.
41. Кейсман, П. Обучение у пациента / Пер. с англ. А. Кудияровой. – Алматы: Дарын, 2005. – 512 с.
42. Кемеров, В. Филосовская энциклопедия. «Панпринт», 1998 Доступно в сети Интернет по адресу: http://terme.ru/?rub=183( 15.03.07)
43. Кернберг, О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии/ Пер. с англ. М.И.Завалова. – М.:Независимая фирма «Класс», 2005. – 464 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып.81).
44. Ким, Н. свящ. О христианской антропологии. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www/hesychasm/ru/library ( 12.04.07)
45. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж,1950)
46. Кирсанов, В. С. На¬учная революция XVII века. - М.: 1987.- 330 с.
47. Кляйн, М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников.Пер. с анг. А.Ф. Ускова. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 96 с.
48. Кнапп, Г. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда. / Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем./ Общ. Ред. А.М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. – с.266-289.
49. Копейкин, К. прот. Богословие и естествознание в антропологической перспективе. Наука и богословие: Антропологическая перспектива/Ред. Владимир Порус (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св апостола Андрея, 2004. – 320 с.
50. Косарева, Л.М. Рождение на¬уки Нового времени из духа культуры.- М.: 1997. - 288 с.
51. Кохут, Х. Восстановление самости. М., 2002. - с.283.
52. Кочетов, Г. Антрополгия Христа. Беседа со священником Георгием Кочетковым и философом Григорием Гутнером . Доступно в сети Интернет по адресу: http://hl.mailru.su/cached?url=http%3A(12.03.07)
53. Коржевский, В. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. – М., 2004. – 648 с.
54. Кулаков, Ю.И. Наука и религия: Почему я христианин?/ Наука и богословие:Антропологическая перспектива/ Ред.Владимир Порус (Серия «Богословие и наука»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. – 320 с.
55. Кураев, А. Раннее христианство и переселение душ. М.: Гнозис, 1996, т. 1, с. 15 – 333 с.
56. Куттер, П. Современный психоанализ. Пер. с анг. С.С. Панкова под ощей ред. В.В. Зеленского. – СПб.: «Б.С.К.», 1997 – 351 с., с ил.
57. Леонидов, Ф. Введение в вероучения народов мира: справочное пособие/ Ф.Леонидов. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 128 с.
58. Лейбин, В. Зигмунд Фрейд: психопоэтический портрет. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 368 с.
59. Лейбин, В.М. Психоаналитическая антропология/ В.М. Лейбин, Философская антропология. Доступно в сети Интернет по адресу: http:///anthropology.rchgi.spb.ru.leibin.htm (08.10.06)
60. Лейбин, В.М. Психоаналитические методы анализа личности. Доступно в сети Интернет по адресу: http://anthropology.rchgi.spb.ru/leibin.htm ( 15.05.07)
61. Лейбин, В. М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. – ( Серия «Золотой фонд психотерапии»)/
62. Летуновский, В.В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / Под ред. Б.Братуся и Д.А.Леонтьева. – М., 2002. Доступно в сети Интернет по адресу: http://hpsy.ru/public/x1406.htm (08.03.06)
63. Лифинцева, Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.philosophy.ru/iphras/library/lifinceva.htm (03.05.07)
64. Лихачев, А. свящ. Духовно- нравственная жизнь в категориях психологии. Московский Психотерапевтический Журнал (Теоретико- аналитическое издание) №3(46) 2005.
65. Логинов, А. иегум. Психоанализ сквозь призму оккультной психологии. Опыт богословского и религиозного исследования. Доступно в сети Интернет по адресу: http:// hl.mailru.su/cached?url=http%3A%2F%2Fermolino (06.05.07)
66. Локтионов, В.И. Синтез современной европейской науки и религии как выражение целостности христианской культуры. Доступно в сети Интернет по адресу: http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A% (05.03007)
67. Лосский, В. Богословское понятие личности./ В. Лосский//Богословие и Боговидение: сб. статей В.Лосского, - М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2000.
68. Лука Войно-Ясенецкий, Святитель Дух, душа, тело. – М:ОБРАЗ, 2006. – 128 с.
69. Льюиз, К. Просто христианство.(1943) / Пер. с англ. Череватой И. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.blagovest.lozovaya.org/books/cristianity/content.htm (01.03.07)
70. Льюис, К.С. Сущность христианства./Издание второе, 1985. -117 с.
71. Махнач, А.В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии. 1995. № 6 С.146-151. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www/voppsy.ru/journals_all/issues/1995/956/95 (09.10.06)
72. Медведев, В. Спор о природе психоанализа: Прошлое, настоящее и будущее еще одной иллюзии. Доступно в сети Интернет по адресу: http://vapp.ru/projects/imago/2000/20/ (05.04.07)
73. Мень, А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т.1. Истоки религии. – М.: СП»Слово», 1991. – 287 с.
74. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Православное учение о человеке. / Православное учение о человеке. Избранные статьи. – Клин: Издательство «Христианская жизнь» 2004, 430 с.
75. Михайлов, И. Новый Иерусалим: Будущее психоанализа в свете библейских откровений. – М.: Аграф, 2004. – 688 с. – (Серия «Imago»).
76. Михайлов, И. Христианство и психоанализ: будущее одного конфликта // Russian Imago 2001/ Исследования по психоанализу культуры: Сборник статей. СПб., 2002. с.140-242.
77. Моран, Д. Православие и современная глубинная психология/ Пер.с анг. Зайденбергер С., Матвеев Д., свящ. Кочетков Г.// Православная община. 1999. № 53
78. Мур, Б.Е., Файн Б.Д. Теория Мелани Кляйн./Психоаналитическая христоматия. Классические труды/ Под ре. Ромашкевича М.В. – М.: 2005. – 431 с. (Психоаналитическая библиотека)
79. Нефедов, Г. прот. Основы христианской нравственности. – М.: Паломник, 2006. – 288 с.
80. Николаев, В.И. Алфред Адлер. Доступно в сети Интернет по адресу: http://psychoanalyse.narod.ru/psychoan/mitglied/adler(05.03.07)
81. Обухов, Я. Отто Кернберг о психоанализе и религии.// Психоаналитический вестник, №6, М.,1998, С.55.
82. Ориген. De princ. III, 5, 3, PG 11, 327; русский пер.: Творения Оригена. Вып. I. Казань, 1899, с. 282. Доступно в сети Интернет по адресу: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/creation/7.html (05.02.07)
83. Палама, Г., Триады в защиту священно-безмолствующих / Пер., послесл. И ком. В Вениаминова. М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках).
84. Панкин, С.Ф. Религиозная антропология: конспект лекций/ С.Ф.Панкин. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 200 с.
85. Панкратов, А.В. К проблеме союза религии и науки. ?/ Наука и богословие:Антропологическая перспектива/ Ред. Владимир Порус (Серия «Богословие и наука»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. – 320 с.
86. Пантелеимон , Иеромонах, Антропология по творениям св. Иоанна Дамаскина. /Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. – Пермь,2002, с.139
87. Полный молитвослов по Уставу Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2004. – 528 с.
88. Пивоваров, Д.В. Философия религии: Учеб. Пособие. – М.: Академический Прект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 640 с. – («Gaudamus»).
89. Пфайфер, В.А. Психотерапевтическая теория Карла Р. Роджерса и ее практическое применение/ Энциклопедия глубинной психологии. Том IV. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Пер. с нем./ Общ. Ред. А.Боковикова. – М., .: «Когито-Центр», МГМ, 2004. – 588 с.
90. Ранер, К. Основание веры. Введение в христианское богословие/ Пер. с нем. ( СЕРИЯ «Современное богословие»). – М.: Библейско-богословсий институт св. апостола Андрея, 2006. – 662 с.
91. Рассел, Б. Интервью Бертрана Рассела. Доступно в сети Интернет по адресу: http://home.peterstar.ru/gordin/misc/whois.html (05.03.07)
92. Рассел, Б. История западной философии. М.: 1959, 497 с.
93. Религиоведение: Учебное пособие /Под ред. М.М. Шахнович – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
94. Ризенберг, Р. Творчество Мелани Кляйн. / Энциклопедия глубинной психологии. Том III. Последователи Фрейда/ Пер. с нем. – М.: «Когито-Центр», МГМ, 2002. – с.84-125.
95. Розен, Пол. Фрейд и его последователи; Пер. с англ. Старовойтов В. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005.- 661 с.
96. Роджерс, К. " Взгляд на психотерапию. Становление человека. " - М. : Изд группа " Прогресс" , 1994 .- 480 с.
97. Роджерс, К. “Клиенто-центрированный/ человекоцентрированный подход к терапии” / Московский Психотерапевтический журнал, 1998, №4.)
98. Розин, М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр?/ М.В.Розин// Московский психотерапевтический журнал. -1994.- № 2.
99. Романов, И.Ю. На стыке психоаналитических традиций/ Эра контпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949-1999 гг.) / Составление, научная редакция и предисловие И.Ю. Романова. – М.: Академический Проект, 2005. – с.20-21
100. Романова, И.А. Христианский подход к проблеме самопонимания. Доступно в сети Интернет по адресу: http://samara.orthodoxy.ru/Hristian/Romanova.html (01.03.07)
101. Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – 175 с.
102. Санадзе, И.А. Оценка Фрейдовской теории возникновения, развития и сущности религии. Личностные истоки богоотрицания Фрейда и анализ бессознательных проявлений его религиозности. Доступно в сети Интернет по адресу: http://freud.by.ru/library.shtml (1.03.07)
103. Св. Феофан, Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М.,1996.- 433с.
104. Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. Пермь: ПО «Панагия», 2002.- 114 с.
105. Селиверстова, Н.А. . Идея бога и человека. Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.- с.7-13.
106. Скола, А, Богословская антропология./Пер. с итал. – Ю.Ромашев – М.: «Христианская Россия», 2005. - 383 с.
107. Солохин, М. Фрейд и Православие: незримая война. Доступно в сети Интернет по адресу: http://hl.mailru.su/cached?url=http%3A%2F%2 (1.03.07)
108. Сонин, В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия. (Психолого-социальные концепции личности в XX столетии). – СПб.: Речь, 2006. – 254 с.
109. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с.
110. Старовойтов, В.В. Психоанализ и религия //
Журнал практической психологии и психоанализа. 2005, №2. Доступно в сети Интернет по адресу: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20050210 (1.03.07)
111. Старовойтов, В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ /Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. - №1.
112. Столороу, Р., Брандшафт Б, Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999, с.20.
113. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ, т.1, М., 1996, с.128.
114. Усков, А.Ф. Мелани Кляйн/ Мелани К., Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. А.Ф. Ускова. – СПб.: Б.С.К., 1997. – с.9.
115. Феррис, П. Зигмунд Фрейд/ пер. с англ. Е.А. Мартинкевич; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 432 с. + 16 с. вкл.
116. Франк, С.Л, Религия и наука, Брюссель, изд. "Жизнь С Богом". 1953.
117. Фрейд, З. Автопортрет / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. Жеребин А, Панков С. – СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2006. – 256 с. – (Собрание сочинений: в 26 т.; т.2.
118. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции.
Серия: Золотой фонд психотерапии Издательство: Питер, 2002 ., 384 стр.
119. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии. /Фрейд З. Толкование сновидений/ Пер. с нем. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – 1088 с.
120. Фрейд, З. Недовольство культурой/ З.Фрейд // Сб. «Либидо», - М.: Гуманитарий, 1996. – 476 с.
121. Фрейд, З Очерки по психологии сексуальности. Минск. 1990г.- 166с.
122. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я»/
Фрейд З. Толкование сновидений/ Пер. с нем. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – 1088 с.
123. Фрейд, З. Тотем и табу. Фрейд З. Толкование сновидений/ Пер. с нем. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – 1088 с.
124. Фрейд, З. Человек Моисей и монатеистическая религия./Зигмунд Фрейд// Я и Оно: Сочинения. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. – с.915- 1038.
125. Фрейд, З. «Я» и «ОНО»/ Зигмунд Фрейд// Толкование сновидений/ Пер. с нем. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – с.643-656.
126. Чельцов, М. протоирей Христианское миросозерцание / Православный Свято-Тихоновский Институт, М.: 1997. Библиотека Веб-Центра «Омега», 83 с. Доступно в сети Интернет по адресу: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/23ch/chelsov/ (08.04.2007)
127. Чесноков, Р.А. Психоаналитическая терапия верующего пациента: извилистое русло и подводные камни//Журнал практической психологии и психоанализа., 2004. №1. Доступно в сети Интернет по адресу: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php&id=20040109 (08/10/2006)
128. Шевченко, А.А. Основы христианской антропологии. Доступно в сети Интернет по адресу:
http://hl.mailru.su/cached?url= http%3A%2F%2F ( 30.10.2006)
129. Шлендерер, Ф. Критика Фрейдом общества, культуры и религии/ Энциклопедия глубинной психологии. Том II. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем./ Общ.ред. А.М. Боковикова. – М., «Когито-Центр», МГМ, 2001. – с. 263-304.
130. Шмеман, А., За жизнь мира. Нью-Йорк, 1983.
131. Шур, М. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть/ пер.с англ. Л.А. Игоревского. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2005. – 527 с.
132. Элленбергер, Г. Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии, Часть I: / Перевод с англ. Д.И. Скородумова, М.М. Скородумовой, И.П. Соколенко, - СПб.: Информационный центр Психоаналитической Культуры, Академический проект И.И, Блажко, 2001 – 559 с.
133.Элленбергер, Г. Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии, Часть II: Психотерапевтические системы конца XIX – первой половины XX века/ Перевод с англ. К.М. Бутырина, В.В. Зеленского, З.А. Кривулиной. М.Г.Пазиной, - СПб.: Издательство Янус, 2004 – 668 с.
134. Энциклопедия @Mail.ru Доступно в сети Интернет по адресу:" http://enc.mail.ru/article/1900447120 от 20.04.07
136. Этчегоен, Г. Контрперенос. / Эра контпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949-1999 гг.) / Составление, научная редакция и предисловие И.Ю. Романова. – М.: Академический Проект, 2005 - С.71-123.
137. Ягнюк, К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии./ Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций 2003 Доступно в сети Интернет по адресу: http://hl.mailru.su/cached?url=http%3A%2F%2Fpsyjournal.ru%2Fj3p%2F20030107&text=%C2 ( 01.03.07)

138. Acklin T. (Review) Sigmund Freud's Christian Unconscious.By Paul C. Vitz. New York: The Guilford Press. 1988. Pp. 287
139. Balter L. (1990) Psychoanalysis and Religion. Psychiatry and the Humanities, Vol. 11. Psychoanal. Edited by Joseph H. Smith, M.D.; Susan A. Handelman, Ph.D., Associate Editor. Baltimore/London: The Johns Hopkins University Press, 1990. 252 pp.Review by Leon Balter
140. Christianity and Psychoanalysis Four Lectures and Panel Discussion. (Washington, D.C.: A Christianity and Modern Man Pi 1952). Review by Roket P. Casey.
141. Evandelisch-Luteranische Religionslehre in Bayern. Доступно в сети Интернет по адресу: http://m19s28.vlinux.de/iblech/stuff/.biet.pdf (11.05.07)
142. Gay P.(1987) A Godless Jew. Freud, Atheism, and the Making of Psychoanalysis/ New Haven/London: Yale Universaty Press, 182 pp.
143. Laor N. (1989) Psychoanalytic Neutrality Toward Religious Experience. Psychoanalytic Study of the Child. 44:211-230
144. Lee, R.S. (1949). Freud and Christianity New York A.A/ WYN, INC. 1949 Pp.204
145. Loewald, H. (1980). Papers on Psychoanalysis. New Haven: Yale University Press.
146. Meissner, W.W.(1984). Psychoanalysis and Religious Experience. New Haven: Yale University Press.
147. Ostow, M. (1984) Review of Psychoanalysis and Religious Experience by Meissner W. W. New Haven: Yale Univ. Press, 1984, 254 pp.
148. Ostow, M. (1989) A Godless Jew. Int. R. Psycho-Anal., A Godless Jew By Peter Gay. New Haven: Yale University Press. 1987. Pp. 182.Review byMortimer Ostow
149. Psychoanalysis and Religion. Psychiatry and the Humanities, Vol. 11. Edited by Joseph H. Smith, M.D.; Susan A. Handelman, Ph.D., Associate Editor. Baltimore/London: The Johns Hopkins University Press, 1990. 252 pp. (Review by Leon Balter).
150. Ross N , M.D(1958). Psychoanalysis and Religion . Journal of the American Psychoanalytic Association, 6:519-539
151.Russell, В. (1997)What is an Agnostic? // His works, vol. 11: Last Philosophical Testament, 1943—68. — ed. by J.G.Slater. — L.-N.Y.: Routledge
152. Rizzuto, A.-M. (1979). The Birth of the Living God. A Psychoanalytic Study. Chicago: The University of Chicago Press, 246 pp.
153. Rizzuto, A.-M. (1979). (1989) A Godless Jew. Int. R. Psycho-Anal., A Godless Jew By Peter Gay. New Haven: Yale University Press. 1987. Pp. 182.Review by Rizzuto, A.-M
154. Stein H.F. Review of The Birth of the Living God. A Psychoanalytic Study.By Rizzuto, A.-M. (1979). Chicago: The University of Chicago Press, 246 pp.
155.Vergote A. (1988). Guilt and Desire: Religious Attitudes and their Pathological Derivatives. Translated by M. H. Wood. New Haven: YaleUniversity Press. 1988. Pp. 254+x.
156. Vitz, P. C., & Gartner, J. (1984a). Christianity and psychoanalysis, Part 1: Jesus as the Anti-Oedipus. Journal of Psychology and Theology, 12, 4-14.
157. Vitz, P. C. (1983). Sigmund Freud's attraction to Christianity: Biographical evidence. Psychoanalysis and Contemporary Thought, 6, 73-183.
158. Vitz, P. (1987). Secular personality theories: A critical analysis. In T.J. Burke (Ed.), Man and mind: A Christian theory of personality (pp. 65-94). Hillsdale, MI: Hillsdale College Press.
159. Vitz, P. (1988). Sigmund Freud's Christian unconscious. New York: The Guilford Press. 1988. Pp.287
160. Vitz, P. C. (1985). The psychology of atheism. Truth, 1, 29-36.
161. Zilboorg, G. (1962). Psychoanalysis and religion. New York: Farrar, Straus & Cudahy.