На главную ‹ Вопросы священнику
Вопросы священнику
• Толкование Евангелия
Автор: Таня— Отец Андрей! Все время хочу спросить и забываю. Какое толкование лучше использовать для Старого Завета, а какое для Нового Завета? Спасибо.
— Святителя Иоанна Златоустого - самое лучшее и для Ветхого и для Нового Заветов. Очень хорошо прочитать толкование на Евангелие от Марка свмч. Василия Кинешемского, блаж. Феофилакта Болгарского - толкование Нового Завета. В первую очередь надо читать толкования святых Отцов, а богословов после.
• Грехи
Автор:— Объясните, пожалуйста, какие грехи приводят к смерти души и называются смертные? Спасибо.
— Такие как: богохульство, отречение от Бога, колдовство, блуд, убийство и т.п. Любая страсть, доведенная до крайности, губит человека. Страсти это: гнев, чревоугодие, уныние, печаль, гордость, сребролюбие, блуд, тщеславие. Почитайте на нашем сайте книгу "О восьми главных страстях и о победе над ними" раздел жизнь во Христе.
• без темы
Автор: инга— Отец Андрей! В чём смысл жизни ?
—В спасении или, по другому, во Христе.
• Больничный
Автор: Андрей— Батюшка, как относиться к тому, что начальник не отпускает на больничный, даже с гриппом, даже на пол дня в пятницу. Хотя срочной работы в это время нет.
— Чихать чаще в его сторону. Можно принести справку из больницы, а если что не так, пожаловаться в соответствующий комитет.
• Притча о фарисее и мытаре.
Автор:— Скажите, пожалуйста, не говорит ли притча еще и о том, что мы должны быть усердны в своем устремлении к Богу как фарисей и в тоже время иметь раскаяние как мытарь? Не показываются ли в этой притче два крайних случая, когда "надменная праведность" проистекает из стремления лишь исполнить Закон, а глубокое раскаяние из неправедной жизни?
—Согласен с вами - говорит, но только не в отношении глубокого раскаяния. Для глубокого раскаяния не требуется сильно грешить.
• Грехи
Автор:— Могут ли люди плакать о своих грехах подобно тому как описывает Григорий Богослов " Оплакивал ли кто... как я рыдаю о жестоко страждущей душе моей, в которой гибнет небесный образ"? Ведь часто мы плачем от обиды, отчаяния, уныния, боли, которую нам причиняют близкие и т.д. Такое понимание греха, о котором пишет Григорий доступно только святым?
— Такое понимание доступно только грешникам - кающимся и дается по Божией благодати за покаянные труды: пост, бдение, поклоны, избегание мирской славы и почестей и т.п. Такое покаяние - святость и к нему все способны без исключений.
• Служба
Автор:— Поясните, пожалуйста. Почему мы часто слышим на службе чтение Евангелия о десяти прокаженных? Спасибо.
—Потому что у нас в храме часто служится благодарственный молебен. Из десяти прокаженных только один вернулся поблагодарить за исцеление. Постараемся подражать ему, а не другим девяти.
• за кого себя считать
Автор: алена— Батюшка, а вроде как себя нельзя считать себя за ничтожество (ниже всех и как будто пустое), а за кого себя считать?
—Примерно так: все спасутся, я один погибну и не унывать. Первый наш враг самость во всех проявлениях: самолюбие, самомнение, саможаление и т.д.
Пока мы не почувствуем, что погибаем, Спаситель нам не нужен. Вспомните притчу о "мытаре и фарисее", если хотим спастись - должны себя вести как мытарь, а мы ведем себя как фарисеи, т.е. я не такой как все, я особенный, я уникальный и лучше, чем вон тот или тот.
• Как правильно постится в Великий пост
Автор: Казакова Ирина Анатольевна— Пожалуйста подскажите, возможно ли употребление мирянами в Великий пост растительного масла по средам и пятницам, вина, морепродуктов(кальмары, креветки и др.)? Как поститься детям?
—Думаю, растительное масло кому как по силам. Вино разрешается уставом по праздникам, субботам и воскресным дням. Кальмары, креветки и др. в Греции едят, в России не особо принято, но думаю в праздничные, субботние и воскресные дни, как снисхождение, для тех кому без них никак.
Детям, думаю, лучше всего питаться так же как и взрослым, но если родители видят, что ребенку не хватает для развития таких продуктов, можно добавить необходимое, но чтобы ребенок об этом не знал. В школе как получится, но лучше будет, если дети от чего-нибудь будут отказываться. Например: мяса, сладостей. Постараемся в пост потрудиться - он не диета, а подвиг.
• исповедь
Автор: алёна— Батюшка, если были неприятности с каким-то человеком, называть его имя на исповеди, или же лучше сказать просто человек.
—Просто человек. Если вы оба духовные чада священника, то можно, если это необходимо для примирения.
• Замечания
Автор: Марина— Как сделать человеку замечание, чтобы оно было в назидание, а не в осуждение и обиду? Спасибо.
—С любовью, смирением, и если от нас это выслушают. Бывают разные ситуации - в некоторых лучше промолчать, в других сказать обязаны. Все зависит от того, какое занимает положение обличаемый и какое вы. В каком настроении и тот и другой и т.д. Главное - не делать этого по раздражению и гордости.
• Осуждение
Автор: Марина— Является ли рассуждение о последствии дел, поступков человека осуждением? Если является, то как же мы должны рассуждать, размышлять и делать выводы?
—Будем осуждать грех, а не человека. Если проступок остался втайне, надо покрыть оступившегося любовью, а если стал достоянием общественности, тогда поразмышляем и порассуждаем, чтобы предупредить других.
• Иконы
Автор:— Расскажите пожалуйста, откуда берет исток традиция поклоняться иконам в Православной церкви? Например, у западного христианства этого нет. Первые христиане в древнем Риме не имели икон, а поклонение предмету (извините, если формулирую некорректно) больше похоже на языческую традицию. В Библии, Христос говорил, что поклоняться ничему нельзя, кроме Бога. Интересует, упоминается ли в Библии или в учениях Апостолов об иконах.
—Почитание икон в Церкви было изначально, и в Западной тоже. Вспомните изображения в катакомбах, изображения в пещерных храмах Каппадокии и т.д. В Римской Церкви большее распространение получило почитание статуй.
Иконоборчество появилось только в 8 веке и то было преимущественно в Константинопольском патриархате насаждаемое императорами со многим насилием, что дало Церкви целый сонм мучеников. Западная Церковь категорично отвергла иконоборчество. Оно просуществовало с большим усилием и насаждением сверху меньше 1 века, а потом исчезло. Почитайте историю Вселенской Церкви, прп. Иоанна Дамаскина и другие труды, их очень много.
Мы поклоняемся не иконе, а изображению, которое связано с личностью, на ней изображенной. Вы можете неуважительно отнестись к изображениям близких вам людей? Не думаете ли вы, что византийские богословы были глупее противников икон? Все святые, прославленные Богом многими чудесами, чтили иконы. Есть огромное количество чудотворных икон.
В Священном Писании много чего не упоминается: как креститься, совершать богослужения, совершать крещение и т.д. Оно написано для всех. Многое не писалось по двум причинам: 1. из-за язычников, они выставляли христианские таинства на посмешище, 2. общеизвестных вещей, об этом начинали писать когда возникали проблемы, иконоборчество один из примеров.
Мы по учению Христову и поступаем, как Богу мы поклоняемся только Богу и чтим изображения Христа, а не доски. Почитание же Матери Божией началось еще при Ее жизни самими апостолами и верующими того времени. С Ее благословения были написаны первые Ее изображения - иконы. Также почитали апостолов, мучеников и т.д.
Иконоборчество несопоставимо с Церковью, основанной Христом. Оно отвергает не только иконы, но и монашество, почитание св. мощей и делает из Мистического Тела Христова - Церкви, преисполненной жизнью не от мира сего, кружок самоучек, которые сели, почитали Библию и придумали себе веру, а нам нужна Вера апостольская, не самодельная.
• Вопросы
Автор:— На многие вопросы нельзя однозначно ответить или нельзя их тут же уточнить. Не лучше ли будет задавать вопросы лично священнослужителю, если у него, конечно, будет на это время? Спасибо.
—Некоторые вопросы лучше задавать лично, но это вовсе не делает эту рубрику неактуальной.
• Пост
Автор: Женя— В пост у меня болит голова о том, какую пищу готовить непостящемуся мужу, а какую себе. Не является ли такая забота о еде грехом? А также является ли грехом ломать голову в пост над тем, какое же блюдо мне приготовить сегодня, а какое завтра?
—Что ж, обязанность супруги - готовить своему мужу. Так что Бог в помощь. А себе можно и попроще. Трудитесь, может быть за Ваши заботы муж придет к вере.
• пост
Автор: Женя— Почему в пост допускается употребление рыбы в пищу? Чем рыба отличается от мяса и молока? Спасибо.
—Во-первых, не в каждый пост разрешается рыба. Во-вторых, рыба более легкая пища, не так сильно возбуждает движения страстей. Конечно, если и рыбой объесться, будет то же самое, что и от мяса. Католики делают различие по тому, что рыба была сотворена в другой день от животных. У нас другие причины.
• Похвала
Автор: Таня— Извините, что отнимаю время. Спасибо за ответы. Как узнать тогда меру похвалы человека? Я прекрасно знаю, что некоторая похвала меня приводит в смущение, а некоторая провоцирует тщеславие. Ту, которая вызывает смущение, я отодвигаю от себя, а которую вызывает грех, принимаю. Возможно, это неправильно. Как же мне быть, и найти эту меру похвалы к другим людям?
Только чтобы подбодрить и не дать места унынию.
• Грехи
Автор: Таня— Отец Андрей! Является ли грехом пользование разного рода кредитами? Не знаю, об этом ли говорит тот же Григорий Богослов в письме к Феодору:"...Всякая долговая расписка более обязывает нежели простое условие", "клятва... есть удостоверение спросившего и доверевшего." Не является ли взятие кредитов еще и клятвой?
—Лучше не брать долгов. Но к сожалению так устроена современная экономика, что людям часто не остается другого выхода. В Библии запрещено давать деньги в рост под проценты, но получается, если мы держим деньги в банке, мы даем их под проценты. Поэтому думаю давать людям под проценты - грех, а держать деньги в банке не грешно. Думаю так же и с кредитами. Если нет другой возможности, можно взять кредит.
• Похвала
Автор: Таня— Отец Андрей! Почему Григорий Богослов в одном из своих писем(к Кандиану)считает возможным хвалить язычника и давать высокую оценку его доблестям, восхищаться им? Откуда он знает, что человек не превознесется и не будет тщеславиться? Возможно, Григорий Богослов знал,что делал. Дает ли хвала какую либо пользу человеку? Можно ли хвалить человека, не зная как человек к этому отнесется? ( 2 последн вопроса не относятся к письмам Григория Богослова)
—Можно хвалить человека, чтобы подбодрить его. Потому что если родители или начальник никак не будут реагировать на сделанную работу ученика или работника, это может привести их в уныние или смущение. Все хорошо в меру и вовремя. К преподобному Пахомию Великому пришел один охотник и увидел, что тот шутит с монахами. Охотник смутился этим. Преподобный сказал ему: натяни лук. Тот натянул. Потом сказал: натяни сильнее. Охотник ответил: не могу, сломается. На это преподобный Пахомий сказал: также и с монахами, перетянешь - сломаются.
• исповедь
Автор: Женя— Отец Андрей! Объясните, пожалуйста, когда человек подходит к священнослужителю на исповедь, как принято здороваться? Спасибо.
—На исповеди можно просто кивнуть головой или сказать здравствуйте. А так, при встрече со священниками, берут благословение.
Страницы: