Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Наука и религия ‹  Археологическое исследование книги Библии - Бытие. Ключи истории. ‹ Война царей

Война царей

Первая всемирная война

В 14 главе книги Бытие описывается первая война, с которой мы встречаемся на страницах Библии. Ее действие примерно относится к 2000 году до Р. Хр., и подобно подавляющему большинству других военных конфликтов того времени, ее история восстанавливается с трудом.

«И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, Пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все они соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое… И вышли… и вступили в сражение с ними… В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившиеся в бегство, упали в них; а остальные убежали в горы. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры… и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова… и ушли… И пришел один из уцелевших, и известил Аврама… Аврам… вооружил рабов своих… триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана… напал на них ночью… и возвратил все имущество… и народ…» (Быт. 14:1-16).

Определимся вначале с участниками этой войны и с государствами, принимавшими в ней участие. Бера, Бирша, Шинав, Шемевер — были царями городов Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, располагавшихся на территории современного Мертвого моря и уничтоженные около 1980 года до Р. Хр. Богом. О раскопках этих городов см. комментарий к 19 главе книги Бытие.

Последний царь этой коалиции, Бела, правил в городе Сигоре (в переводе — Малый), который находился вблизи от современного Мертвого моря. Сегодня на его месте остались жалкие развалины, плохо поддающиеся датировке. Как полагают ученые, каждый из этих городов, имея своего царя, все же объединялись в минуты опасности под главенством царя Содома: «…дела у содомитян были в цветущем положении, так как, с одной стороны, богатства их умножились, а с другой — у них было много юных воинов» [1].

Проведав об этом богатстве, правители Месопотамии устремили за ними свои полчища.

Итак, вторая коалиция состояла из царя Сеннаара (Вавилона), Елассара (Ларсы), Елама (Элама) и Гоима (?). Идентификация Библейских имен царей с хронологией государей этих стран весьма сложна. Во-первых, мы не знаем точного времени битвы (±40 лет), во-вторых, неизвестны точно даты правления государей Вавилона, Элама и Ларсы. По подсчетам различных ученых они колеблются, порой, до ±300 лет. Несмотря на это, на сегодня установлено следующее:

1. сам факт упомянутой в Библии войны действительно имел место в истории.

2. историческое описание войны [2] почти тождественно Библейскому описанию: «Авраам… решив поспешить к ним на помощь, он тотчас исполнил это, выступил и напал около пятого часа ночи… у Дана (один из истоков Иордана) и предупредив возможность им вооружиться, одних убил в то время, как они, не предвидя нападения, спали, а других, которых, хотя и не спали, но не были вследствие опьянения в силах сражаться, обратили в бегство» [3].

3. найдены и исследованы города, через которые двигалось месопотамское войско к Содому (Быт. 14:5-7): Аштероф-Карнаим, названный в честь двурогой богини Астарты, за свою историю менял несколько раз название (в период господства хананеян он назывался Восор, израильтян — был левитским городом Беештера, при римлянах — Бостра), Гам, Шаве-Кириафаим, Эл-Фаран, Хацацон-Фамар. Большой вклад в изучение этих городов внес доктор Олбрайт, обнаруживший в 1929 году близ Харрана на восточной границе Галаада и Моава курганы, скрывающие под собой древние города. В ходе этих раскопок было доказано существование этих городов, до этого упоминавшихся только в Библии, в 2000 году до Р. Хр. [4].

4. «Память о той карательной экспедиции жива и по сей день среди обитателей этой страны. Она отражена в названии дороги, бегущей к востоку от Мертвого моря, пересекая местность, которая в древности называлась землей Моав, и направляющейся к северу. Кочевники на Иордане очень хорошо знали ее. Местное население дало ей замечательное имя — «Царская дорога». Мы встречаемся с ней в Библии, где она называется «царской большой дорогой»… и это та самая дорога, по которой хотели пройти сыны израильские через земли Едома к земле обетованной (Числа 20:17-19). В христианскую эпоху римляне пользовались «царской дорогой» и усовершенствовали ее. Сейчас она частично входит в сеть дорог государства Иордания. Ясно различимый с воздуха, этот древний путь темной полоской пересекает страну» [5].

И последнее: часто многие, узнающие об этой истории, полагают, что очень уж нереально выглядит утверждение о победе Авраама всего лишь с 319 слугами над целой коалицией месопотамских царей. Но… «…только те, кто незнаком с тактикой бедуинов, могут считать эту историю неправдоподобной» [6].

Действительно, в истории известны многие примеры, когда горстка людей побеждала, благодаря внезапности и отваге целые армии. Мы так же помним событие у Фермопил, в период греко-персидских войн, когда тысячный отряд греков сдерживал несколько десятков тысяч персов. Так же следует учитывать и то, что армии Вавилона, Ларсы, Элама в те времена насчитывали не более 2000 человек [7]. Так что количественный их перевес над воинами Авраама даже математически был не очень-то велик.

Забытые народы

В предыдущем очерке мы исследовали Войну царей, описанную в 14 главе книги Бытие. Однако это глава интересна не только описанием крупного военного конфликта того времени и политической ситуацией, сложившейся в результате него. Она интересна и тем, что упоминает ряд народов: рефаимов, зузимов, эмимов, хорреев и др.

Но, к сожалению, многие, читая Библию, вообще пропускают эти места, трудные для чтения и содержащие малопонятные названия. Но давайте вдумаемся, что за ними стоят целые народы, состоящие из таких же людей, как и мы с вами, людей со своими судьбами, проблемами, радостями и печалями. Они упомянуты в Библии всего несколько раз, очень кратко, но, несмотря на это, мы знаем, что ни одного лишнего слова в этой Книге нет. И упоминания этих народов не случайны. Благодаря только этим кратким текстам Библии в истории сохранилась память об этих народах. Кроме того, это говорит о Библии как о Книге, содержащей точные исторические сведения, и, наконец, и это также очень важно, судьбы этих народов учат нас, людей почти третьего тысячелетия, что отвержение Господа приводит не только к гибели, но и полному забвению.

В задачу данной книги не входит подробное исследование упомянутых народов, поэтому мы остановимся очень кратко на их характеристике.

Хорреи (или хурриты). «Хурриты принадлежат к тем древневосточным народам, былая роль которых забыта исторической традицией и выявлена заново в 19 веке по материалам археологических раскопок. Единственное, что сохранилось, — это наименование хурритов в форме hori(m), дошедшее до нас в Ветхом Завете», — пишет один из ведущих современных хурритологов доктор Гернот Вильхельм [8]. В ходе жепоследовавших с конца 19 века и продолжающихся по сей день раскопок (Хаттусы, Мари, Угарита, Эмара, Алалаха, Нузы и пр.) была открыта хурритская культура.

Древний народ хурриты за время своего существования создал четыре крупных государственных образования:

1. царство Уркеша и Навара (современная граница Сирии и Турции), существовало в 20-19 веках до Р. Хр.

2. царство Митанни, существовало в 1600-1200 гг. до Р. Хр.

3. царство Киццуватна, 1500-1400 гг. до Р. Хр.

4. царство Халаб Алалах.

Помимо этого хурриты создали ряд городов-государств, охватывавших территорию от Палестины до Месопотамии. На Библейских землях они проживали около Сеира, возле едомлян и в Сихеме.

История хурритов наполнена постоянными войнами с хеттами, египтянами, ассирийцами, их главными врагами.

Основная масса хурритов была уничтожена «народами моря» (филистимлянами и пр.) в 12 веке до Р. Хр. В пантеоне хурритских божеств первые места занимали Тешшуп, Бури и Царь богов (Тейшеба). Несмотря на типичную языческую сущность, религия этого народа, видимо, благодаря соседству с израильтянами, а также сохранившейся памяти об истинном Боге, имела ряд общих черт с ними: «…очистительный ритуал, встречающийся в хеттской обрядовой литературе, несущий хурритский отпечаток, имеет чрезвычайно близкую параллель в Ветхом Завете.

В книге Левит, 16 главе описывается, как в процессе ритуального очищения храма жрец возлагает руки на голову козла и затем отсылает его в пустыню… Прикосновением жреца животное превращается в носителя нечистоты, а жрец тем самым очищается. Этот мотив «козла отпущения» в ритуалах из Киццуватны подтверждается большим числом разнообразных примеров» [9]. Носителями скверны в них могут выступать различные животные — быки, овцы, козлы… Термином, обозначающим носителя нечистоты, служит хурритское слово nakkusse, что в переводе обозначает «отпущенный» [10].

Но если о хорреях (хурритах) история оставила нам обширные сведения, то о рефаимах, зузимах, эмимах и пр. на сегодняшний день сведения весьма скудны.

Известно лишь, что эти племена проживали на территории Палестины, отличаясь весьма большим ростом и физической силой. Огромные гробницы этих народов, получившие названия долменов (дольменов) по имени доктора Г. Далмана, впервые описавшего их в 1918 году, обнаружены сегодня в Палестине [11].

Дольмены — это надмогильные сооружения, состоящие из одного или нескольких блоков грубо обтесанного камня, в основном, базальта (см. главу «Царства, порожденные грехом» данной книги). Обнаруженные скелеты огромных людей (около 3-х метров) и рассказы древних историков о гигантах [12] свидетельствуют о действительном существовании на нашей планете племен великанов, наравне с пигмеями, которые существуют и поныне на африканском континенте.

Огромный рост этих древних людей объясняется сегодня по-разному. Так, по одной из версий причина этого лежит в наследственном нарушении обмена гормона роста соматотропина.

Эти народы были истреблены около 17 века до Р. Хр. аммонитянами, поселившимися на их землях. Однако часть их уцелела, и ее представители правили даже в царстве Васан, пока оно не было израильтянами при Моисее.

Хорреи, рефаимы, зузимы, эмимы, народы, исчезнувшие на 3500 лет из анналов истории, сегодня «возвращены» к жизни, благодаря лопате археолога.

Единственным источником, сообщавшем о них, на протяжении многих веков была только Библия, и свидетельства этой Книги об этих народах, особенно о великанах, воспринимались многими с насмешкой, как сказка. Кстати, в сказках и легендах многих стран народная память сохранила сведения о людях-великанах.

И единственным памятником этим исчезнувшим народам стали не храмы или дворцы, а их могилы — дольмены.

Такая же горькая участь постигнет на Последнем Суде и всех тех, кто отвергает сегодня призыв Божественной милости и против которых в памятной книге у Бога будет стоять приговор — ВИНОВЕН!

Постскриптум:
1. Делая выбор, нельзя руководствоваться только внешней стороной дела, ибо грех, а вместе с ним и смерть, всегда упакованы в красивую обертку.
2. Совершая добрые дела, мы не должны рассчитывать и претендовать на какую бы то ни было награду и думать, что делаем что-то особенное.

Примечание:
[1] И. Флавий, Иудейские древности, кн. 1, гл. 9, с. 34.
[2] И. Флавий. Иудейские древности, кн. 1, гл. 9, 10.
[3] Там же, с. 35.
[4] Albright W. F. The archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969.
[5] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 87-88.
[6] Там же, с. 87.
[7] О численности населения в то время см. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада, М., Наука, 1976, с. 45.
[8] Вильхельм Г. Древний народ хурриты, М., Наука, ГРВЛ, 1992, с. 21.
[9] Kummel H. M. 1967. Ersatzrituale gur den hethitischen Konig. - SboT, 3.
[10] Brock N. Van 1959. Substitution rituelle - RHA, 17, fasc. 65, c. 117-146; Вильхельм, указ. соч., с. 123.
[11] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 154.
[12] И. Флавий, Иудейские древности, т. 1, кн. 1, глава 9, с. 35.

Опарин А.А. Ключи истории.
Археологическое исследование книги Бытие