На главную ‹ Наука и религия ‹ Оккультные опасности, или волшебные сказки для взрослых ‹ Может ли христианин заниматься рэйки?
Может ли христианин заниматься рэйки?
"… не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но … обличайте"
Еф. 5:11
Начиная с конца восьмидесятых – начала девяностых годов теперь уже прошлого века в нашу страну хлынул целый поток так называемой «нетрадиционной духовности». С тех пор гуру всех мастей наперебой предлагают «исцеление» от любых болезней, обретение духовных «просветлений», достижение «космического» сознания, получение сверхъестественных сил и т. д. К сожалению, многие наши сограждане прельстились подобными обещаниями.
Россия – страна с огромным христианским духовным опытом, поэтому большинство новоявленных «духовных учителей», приняв во внимание менталитет россиян, заявили о своей лояльности к христианству и о духовной совместимости с христианством проповедуемых ими учений. Но соответствуют ли эти утверждения действительности?
Сегодня мы поговорим об одном из оккультных движений, претендующих на помощь в оздоровлении наших сограждан, а именно о рэйки, и постараемся ответить на следующие вопросы: может ли христианин заниматься рэйки и может ли лечиться у проповедников этого метода оздоровления?
Но сначала немного истории.
Движение рэйки было основано японцем по имени Микао Усуи. Микао Усуи родился 15 августа 1864 года в деревне Йаго, район Ямагата, префектура Гифу, в Японии (1). Еще ребенком Микао Усуи был отдан на обучение в буддийский монастырь. У Микао и его жены Садако были дочь и сын Фуджи, который продолжил дело своего отца и стал учителем рэйки. Микао Усуи имел степень доктора литературы.
Официально о создании учения он объявил в 1922 году, когда открыл в Токио свою школу рэйки, став первым ее президентом. До конца своей жизни Микао Усуи занимался популяризацией своего учения, умер он 9 марта 1926 года в возрасте 62 лет. Микао Усуи оставил множество учеников, шестнадцать из которых он посвятил в ранг учителей рэйки. Избранные им ученики после смерти своего учителя продолжили его дело. Общество, созданное Микао Усуи, до сих пор существует в Японии и называется «Усуи Кай». Основной учебник японских рэйкистов называется «Рэйки Риохо Но Шинон», причем доступна эта книга только членам общества.
Что же такое рэйки?
Сами последователи пишут о рэйки следующее: «(Рэйки –В.П.)…есть метод освобождения тела и ума» (2). «Прежде всего, она (Рэйки. – В.П.) открывает человеку самого себя. Рэйки это «путь к себе» на всех уровнях бытия» (3).
Микао Усуи говорил, что, изучая рэйки, человеческий «…дух становится подобным Богу или Будде…» (4). Как и все остальные оккультисты, рэйкисты вводят понятие «универсальная энергия» (5): «…понятие универсальной жизненной энергии обозначает то явление, которое порождает все остальные виды энергии – тепловую, электрическую, химическую, биологическую, духовную и т. д. Иначе говоря, все эти виды энергии являются разновидностями единой универсальной жизненной энергии…, все виды этой энергии рассматриваются в Рейки как проявление жизни всего мироздания как единого организма. … Все, что происходит в мироздании, происходит за счет универсальной жизненной энергии. Поэтому жизнь человека, его мышление, его переживания рассматриваются в Рейки как проявление универсальной жизненной энергии.
Зная законы этой энергии, можно исцелять не только тело человека, но и его душу» (6). Кроме «исцеления» души и тела, рэйкисты считают, что с помощью «универсальной» энергии они могут продлевать срок использования … обуви, одежды, ножей, бритв, бытовых приборов, часов, в общем, чего угодно (!!!) (7).
В принципе, учение об «универсальной» энергии представляет собой общеоккультное пантеистическое учение: есть энергия, которая пронизывает все сущее, и все, что существует, является ее проявлением. Пантеистическим монизмом пронизан весь современный оккультизм, так что наградить рэйкистов лаврами первооткрывателей в этой области значит существенно поторопиться.
Кстати, немногие из наших читателей знают, что многие оккультисты называли эту энергию «сатаной»: «Немногим лучше известны столь существенные для оккультизма детали универсальной силы, движущей и оживляющей все существующее, от малейшего атома булыжника, заключающегося в глубине наших полей, до солнц и туманностей наших небес; эта сила одними называется «Душой мира» или «нетленным Огнем», «Дыханием жизни»; другими – «Природой созидающей», «Светом сотворенным, одушевляющим», «Вторичной причиной», «Руахом», а также «Люцифером», «Сатаной» и многими другими именами» (8).
Рассказывая об этой безличностной энергии, рэйкисты пишут: «Рейки часто переводится как универсальная жизненная энергия,…китайцы называли ее ЦИ (9), христиане – Святой Дух, индусы – прана, русские – биоплазма, биоэнергия и т. д. Она называлась КА – у египтян, жизненная жидкость у алхимиков…» (10); «Эта сила пронизывает собою все и может быть в различных видах и формах: Святой Дух, Божественная Любовь, Благодать Божья и т. д. – у христиан; ОМ, АУМ, Прана, ЦИ, КИ и т. д. – у разных народов Востока; эфир – у метафизиков древней Греции и средневековья и т. д. и т. п., вплоть до сегодняшней биоэнергетики» (11); «Божественная энергия, или Жизненная сила, как называли ее в Древней Руси, пронизывает всё живое на земле. Это один из законов Природы. Умение пользоваться этой силой обладали все люди без исключения. Однако со временем энергетическая память человека слабела по мере утраты многих ритуалов передачи сакральных знаний, важнейшим из которых был процесс кормления младенца грудью. Всем известна фраза «Впитал с молоком матери», тем не менее, до сих пор напоминает о важнейшем способе передачи и получения знаний и опыта от поколения к поколению» (12).
Попытка отождествить Святой Дух с «универсальной» оккультной энергией отнюдь не изобретена рэйкистами, то же самое утверждают и другие оккультисты, что, на наш взгляд, говорит о единстве духовного источника рэйки с такими учениями как теософия, агни-йога и магия (13). Но об этом мы еще поговорим ниже. А пока задумаемся над вопросом, можно ли поставить знак равенства, например, между «ка» древних египтян и праной индуизма.
Что такое «ка» в древнеегипетской религии? Ответ на этот вопрос найти не так уж и сложно, это смогли бы сделать и рэйкисты, если бы интересовались фактами, а не фантазиями своих учителей. Итак, «Ка – «Двойник», подобие человека и его жизненная сила… в то же время считалось, что Ка обитает в некоем «четвертом измерении» и не встречается с человеком ни в земной, ни в загробной жизни» (14).
Что такое прана в индуизме? Прана – это «жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе… связана с процессами дыхания…» (15). Как видим, между «ка», «праной» и «универсальной энергией» мало общего, это разные понятия. Что касается фразы «жизненная сила, как называли ее в Древней Руси…», то хотелось бы узнать источник столь любопытной информации. Утверждение о том, что русские называют эту энергию «биоплазма, биоэнергия», тоже некорректно, честнее добавить: лишь те из них, которые исповедуют оккультные доктрины, ведь, скажем, в лексиконе православных христиан таких понятий нет.
Что касается мантры (16) «ом», то эта мантра – восклицание ведического ритуала, символ тотальности Брахмана (17), считающийся источником всех звуков и сущностью Вед (18). Беда всех сторонников «нетрадиционной духовности» заключается в том, что они или в силу невежества (19), или благодаря своей особой «просветленности», которая подозрительно напоминает то же невежество, смешивают все и вся, давая «истинные», с их точки зрения, определения многим религиозным понятиям, но при этом мало интересуясь реальным смыслом этих понятий, так как такая мелочь как научный анализ и его величество факт их не волнуют и вообще считаются делом ненужным (20).
Сравнивать все остальные, перечисленные в цитатах понятия, смысла нет, определить насколько они «тождественны» друг другу, любой читатель сможет самостоятельно, в том случае если приведенных фактов ему будет недостаточно. Помимо всего вышесказанного об учении Микао Усуи, можно добавить, что в рэйки признается закон кармы (21) и авторитет так называемых эзотерических знаний (22), что лишний раз характеризует рассматриваемое нами учение как оккультное.
Христианство провозгласило принципы, нравственный уровень которых до сих пор остается эталоном в истории мировой религиозной мысли (См.: Мф. 5:1-48). Оставил после себя заповеди и Микао Усуи. Основные принципы рэйки Микао Усуи таковы: «Именно сегодня не беспокойся. Именно сегодня не сердись. Почитай своих родителей, учителей и старших. Честно зарабатывай себе на жизнь. Относись с благодарностью ко всему живому» (23). Сравнивать заветы Усуи с заповедями Нагорной проповеди Христа – бесполезное занятие, настолько далеко отстоят они друг от друга.
Концепция, согласно которой человек — это только его тело, а душа— абстрактная фикция, сейчас уже не признается. Итак, рэйки – это некая «универсальная» энергия, разлитая в пространстве, а рэйкисты это люди, которые контактируют с ней. Нужна ли вера в рэйки? Вот как сами последователи этого движения отвечают на этот вопрос: «Рейки будет функционировать и без веры, но вера в нее поможет вам углубить знания о ней» (24).
Каким образом Микао Усуи соприкоснулся с энергией рэйки? Познакомимся с ответом самого Усуи: «Никто во Вселенной не посвящал меня в этот метод. Мне также не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы достичь сверхъестественных исцеляющих энергий. Во время поста я соприкоснулся с мощной энергией и мистическим образом получил тайное внушение (я получил энергию Рэйки). Так в случайном стечении обстоятельств мне было дано духовное искусство исцеления» (25).
Как видим, если в Православии дар исцеления подается святым, которые всей своей жизнью явили святость, то Микао Усуи дар исцеления достался без особого напряжения.
В Православии такой путь «духовного развития» называется прелестью и характеризуется тем, что человек за духовные дары принимает или разгоряченность собственных чувств, или демонические внушения (26).
Интересно отметить, что современные последователи рэйки утверждают нечто иное: «…«самопосвятиться», минуя непосредственный контакт с учителем, ни в Рэйки, ни в любую другую духовную систему невозможно» (27). Однако, как минимум, один такой человек в рэйки существовал, причем им был сам основатель этого движения, Микао Усуи, признавший: «Никто во Вселенной не посвящал меня в этот метод». Если он смог «самопосвятиться», почему не могут другие? Или здесь уже вопрос не духовного, а материального характера? Интересно, сколько стоит посвящение в рэйки?
Каков духовный первоисточник рэйки, с точки зрения самого учения?
«Тот факт, что свое вдохновение он (Микао Усуи. – В.П.) черпал из санскритских текстов, в центре которых всегда была система йогов, указывает на взаимосвязь Рейки и йоги» (28); «Рэйки, представляет собой некий синтез восточной медицины, древних энергетических практик, синтоистского религиозного мировоззрения и буддийских медитационных техник» (29); «В основу своей будущей системы он (Микао Усуи. – В.П.) вложил знания и традиции восточной медицины, теории пяти элементов и даоских энергетических практик…. Большое влияние на будущую систему оказало изучение практики Буддизма…» (30).
Как видим, основными источниками рэйки являются буддизм, синтоизм, даосизм и йога. При этом рэйкисты утверждают: «Кроме … буддийских святых законы космической, или универсальной, энергии были известны также и кельтским друидам, и славянским волхвам, толтекским брухо и представителям многих других учений» (31).
В общем старая оккультная идея: за всеми религиями стоит один и тот же «бог». Возможно, если речь идет об оккультных движениях, то это утверждение и является истинным, но если сравнивать с христианством, то ситуация выглядит совершенно иначе. Но, тем не менее, рэйкисты пишут: «Само описание жизни Микао Усуи показывает, что идеи системы Рейки почерпнуты им из двух эзотерических источников: практики работы с духовной энергией и исцеления, которой пользовался сам Христос, и практики работы с космической энергией, описанной в сакральных санскритских текстах» (32).
Нельзя не заметить той потрясающей легкости, с которой оккультисты находят все, что им нужно, в Священном Писании, игнорируя при этом прямые евангельские противоречия их основополагающим идеям. Интересно отметить, что даже те из рэйкистов, которые утверждают, что Микао Усуи был христианином, о чем ниже еще будет сказано отдельно, одновременно с этим заявляют: «Самым реальным и близким ему (Микао Усуи. – В. П.) по духу был Дзэн-буддизм…» (33).
Но ведь все основополагающие вероучительные положения христианства в Дзэн-буддизме отвергаются: «…в Дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет никаких церемониальных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в Дзэне нет такого понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний, и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей,…сказать, что Дзэн – это религия в том смысле, как ее понимают христиане, или магометане, будет ошибкой» (34).
Синтоизм так же никак не удается совместить с христианством, особенно если учесть, что эта языческая национальная религия японцев проповедует многобожие (35). Равно как и даосизм не имеет никакого отношения к христианству, по крайней мере, учение о Личном Бога в даосизме отсутствует (36). То же можно сказать и о йоге: она базируется на чуждых христианскому мировоззрению идеях и несовместима с ним (37).
Несмотря на то, что «универсальная» энергия, по утверждениям рэйкистов, присутствует во всех религиях, и что якобы даже Сам Христос лечил ни чем иным как энергией рэйки, мы можем прочитать у учителей рэйки следующие утверждения: «Наше целительство Рэйки есть метод абсолютно оригинальный, и он не может сравниться ни с одним другим методом в мире» (38). Здесь рэйкисты лукавят: в нашей стране подобный метод практиковала Джуна Давиташвили, да и большинство экстрасенсов, если не все, базируются на методиках подобного рода. Но справедливости ради заметим, что другие рэйкисты признают этот факт и считают утверждение об уникальности рэйки заблуждением: «На самом деле таких методов много. Есть проще, есть сложнее…» (39).
Обратимся к методу лечения рэйки, в чем его суть?
Рэйкисты якобы пропускают через себя «универсальную» энергию, которая лечит пациентов. В рэйки «… не использует ни медикаменты, ни инструменты. Оно использует только взгляд, вдувание, поглаживание…» (40).
Рэйкисты утверждают, что с помощью данного метода можно вылечить все болезни, более того, это утверждал сам Микао Усуи: «Все заболевания, независимо от психологических или физических причин, могут быть излечены … Рэйки… Оно лечит не только болезни физического тела. Оно может лечить также дурные привычки и психологические отклонения, такие как отчаяние, слабость характера, трусость, малодушие, трудности в принятии решений или нервозность» (41).
Вот незадача: почему-то мировая медицина все еще борется со СПИДом и раком, и до сих пор почему-то существует еще немало неизлечимых болезней. Может быть, все же Микао Усуи неправ? И действительно, его последователи уточняют, что болезни с помощью рэйки можно вылечить далеко не все. Какие же не поддаются лечению?
Оказывается, нулевой результат при попытке излечения любого, даже самого ничтожного недомогания, возможен в том случае, если пациенты «в глубине души … не хотят, сознательно или неосознанно, выздоравливать», если «они … привязаны к своим болезням, которые дают им некоторое преимущество» (42). Также не выздоровеет тот пациент, который «…считал лечение с помощью Рейки глупым, подозрительным и не внушающим доверия» (43), или же, если излечение по системе рэйки кажется пациентам «…слишком простым, они не хотели бы лечиться таким простым способом» (44). Более того, никогда не излечатся такие пациенты, которые хотят «…доказать и себе, и вам, что такой метод лечения не может оказать эффектного воздействия» (45).
В общем, если человек излечивается, – хвала рэйки, если нет – виновата не система, а сам человек. В логике подобный подход называется «ошибкой в отношении аргументов» (46). Обвинение самого пациента в отсутствии результата лечения изначально предполагает непогрешимость рэйки, что является ложной посылкой, или, как минимум, необоснованной. Кстати, это любимый прием сект. Главный сектантский постулат гласит: система всегда права, если система не работает, значит, виноват человек, который неверно ее использовал (47).
Как соотносится система рейки и наука?
Вот что по этому поводу говорил Микао Усуи: «Врачебные и научные исследования в этой области проводились с большим энтузиазмом, но до сих пор не удалось придти к заключению, основанному на медицинской науке…. Наш метод целительства является духовным методом, выходящим за пределы медицинской науки, и не базируется на ней» (48). Подобные идеи можно найти и у его последователей: «Большинство ученых – естествоиспытателей не видят достаточных научных оснований для объединения физической энергии с энергией психики или организма в единую универсальную жизненную энергию» (49). Но почему-то это не мешает рэйкистам пытаться обосновать свое учение с помощью науки (50). Рэйкисты, как и все остальные оккультисты, не ладят с логикой.
Любимым приемом оккультистов в полемике с христианами является утверждение: «опыт – прежде всего», то есть если система результативна, то эта система верна, вдаваться же в какие-то вероучительные подробности учения не стоит.
Предупреждая этот аргумент, приведем утверждение самих рэйкистов, свидетельствующее о том, что учение рэйки признает значение мировоззренческой системы человека: «Болезненные состояния души и тела формируются, прежде всего, нашим разумом – нашими убеждениями, нашим мировоззрением, нашим образом мысли. А мысли можно изменить. Недаром основатель системы естественного исцеления Микао Усуи настоятельно рекомендовал своим последователям утром и вечером повторять вслух принципы Рэйки. Это формировало в человеке новые убеждения, новый образ мыслей и новый образ жизни» (51). Как видим, последователи системы рэйки отнюдь не считают, что содержание веры человека не имеет никакого значения. Приняв во внимание настоятельность рекомендаций Микао Усуи, можно сделать вывод, что и в рэйки содержание учения считается принципиальным вопросом: иное учение, следовательно, иное мировоззрение и иной образ жизни!
В рэйки есть призыв к молитве: «…взывайте к духовным наставника, мастерам Рейки и всем светлым Силам… Причем совершенно не важно, молитесь ли вы вслух или про себя, к кому вы взываете – к вознесенным Мастерам Рэйки, к Иисусу, святому Герману, Будде, Кришне, Бабаджи, к другим учителям, ангелам или духовным проводникам, или же к самой энергии Рейки» (52); «Я обращаюсь к Рейки и прошу ее прийти ко мне и лечить через мои руки» (53). Если христианин взывает прежде всего к Богу, то рэйкисты – к мастерам рэйки и «к самой энергии Рэйки».
Итак, как же соотносится христианство и рэйки?
Может ли христианин заниматься подобной практикой и лечиться у рэйкистов? Конечно, нет, так как рэйки является формой оккультной практики. Любой человек, практикующий подобное «лечение» или «лечащийся» у оккультистов, тем самым отлучает себя от Православной Церкви (54). Но если Вы зададите те же вопросы самим рэйкистам, то сможете получить иной ответ: «Между системой Рейки и христианской верой нет никаких противоречий. Более того, ряд фактов подтверждает, что Иисус Христос практиковал методику лечения, очень сходную с рейки, и мог быть знаком с системой Микао Усуи» (55). Особенно примечательно предположение о знакомстве Иисуса Христа с системой Микао Усуи, созданной им в XX веке!
Выше в статье мы уже приводили информацию о том, что в основе рэйки, по собственному утверждению рейкистов, лежат буддизм, даосизм, йога и синтоизм, однако эти религии вероучительно несовместимы с христианством, что нетрудно проверить. Может быть, разница в вероучении – такая мелочь, на которую грешно даже обращать внимание?
Но ведь сами рэйкисты учат, что «Рейки (как любая четкая и целостная система) основана на определенных принципах, нарушение хоть одного из которых ведет к нарушению и распаду всей системы, делая ее малоэффективной» (56). Разве отказ от вероучительных особенностей рэйки не приведет к распаду всей системы? Выше уже говорилось, что рэйкисты отождествляют «универсальную» безличностную энергию со Святым Духом: «…в христианстве… под именем Рейки… понимают Святой Дух, любовь Божью…» (57).
Но Святой Дух в христианстве отнюдь не является безличностной силой, прп. Иоанн Дамаскин пишет о Святом Духе, что Он есть Личность, «…обладающая свободной волей, самодвижущаяся, деятельная, всегда желающая блага, у Которой при всяком намерении могущество не отстает от желания, не имеющая ни начала, ни конца» (58). Святой Дух есть Личностный Бог, которого почитают все христиане (59).
Помимо того, рэйкисты отождествляют Святой Дух с «универсальной» энергией и «Ци» («Ки»), интересно заметить, что минералы, согласно утверждениям рэйкистов, могут аккумулировать «Ки» и всегда готовы отдать ее излишки людям (60). Но коль скоро это так, то, может быть, христианам не нужно участвовать в богослужении и таинствах, может быть, им достаточно набрать камушков и, прикладывая их к больным местам, «заряжаться» излишками «Святого Духа»? Многие рэйкисты пытаются доказать, что между христианством и рэйки нет противоречий: «Главное, что бросается в глаза в истории Микао Усуи – очень редкое переплетение в одном человеке христианства и восточной философии. А это означает, что его учение будет своеобразным синтезом того и другого. Современное Рейки – не вновь созданное учение, а возрожденное древнее знание Востока, реконструированное человеком с христианской направленностью мысли» (61).
Ни одного христианина не смогут оставить равнодушными утверждения о принадлежности Микао Усуи к Христианской Церкви, тем более – к священному сану: «Нынешним учением Рейки мы обязаны японскому (!) христианскому священнику (!) Микао Усуи. Это очень необычно для Японии – глубоко верующий, искренний и ищущий христианин – проповедник в стране, очень сильно обусловленной буддизмом… он (Микао Усуи. – В.П.) уехал в США, где … через несколько лет закончил Чикагский университет и получил звание доктора богословия» (62); «…сам Усуи был христианином и есть информация, что система открылась ему в результате молитвы Иисусу Христу, однако знаки системы, которые были даны ему в видении, были знаками санскрита – языка древних учений, существовавших на Земле за тысячи лет до рождения Христа» (63).
В то же время другие рэйкисты утверждают иное: «…в настоящее время больше нет необходимости представлять Рэйки как христианское направление. Я ничего не имею против христианства, но др. Усуи христианином не был» (64); «…в связи с «христианизацией» Рэйки, система Усуи в данном случае потеряла значительную часть своих сокровенных знаний и духовных аспектов, большую часть целительских методов и медитационных техник, основанных на даосском и буддийском мировоззрении» (65).
Так кто же прав? Видимо, те последователи Микао Усуи, которые утверждают, что он не был христианином, ведь даже попытки христианизировать рэйки самим рэйкистами признаются приводящими к потерям «сокровенных знаний». Особенно радует своей искренностью, столь нечастой для сектантов, признание в том, что «больше нет необходимости представлять Рэйки как христианское направление».
Видимо, степень дехристианизации на Западе подошла к такому рубежу, когда стало возможным называть вещи своими именами. Так как рэйкисты не христиане, они, вероятно, не знают, что ложь – это грех и что в Священном Писании отцом лжи назван дьявол (Ин.8:44). И если, по мнению адептов рэйки, «…древнейшая фраза «С Богом» активизирует у любого человека определенные ресурсы организма на спокойное и безопасное достижение нелегкой цели» (66), то для христиан за этой фразой стоит совершенно иное содержание, о чем рэйкисты не считают нужным сообщить своим последователям.
Что же касается «уважительного» отношения рэйкистов ко Христу, то здесь уместно вспомнить слова Самого Христа: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:22-27).
Итак, суммируем все вышесказанное. Учение рэйки чуждо христианству. Рэйкисты лгут, когда утверждают, что являются христианами, и равно лгут, когда уверяют нас в том, что основатель рэйки Микао Усуи был христианином. Если авторы книг по рэйки искренне заблуждаются, настаивая на христианском вероисповедании Микао Усуи, то это уже само по себе способно многое сказать об уровне их знаний в области истории собственного учения. Если рэйкисты настаивают на принадлежности Усуи к христианству, осознавая неистинность своего заявления, то это характеризует их нравственный уровень.
Что же касается «лечения» у рэйки и специалистов аналогичного профиля, в том числе магов, экстрасенсов и т. д., то напомним здесь слова Священного Писания: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
Здоровье и святость не всегда сопутствуют друг другу. Например, апостол Павел лечил людей, сам будучи больным человеком: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12:7-9). Физические болезни могут быть полезны для духовного здоровья человека: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).
Если Бог дал христианину болезнь, он должен принять ее со смирением, так как Господь не посылает искушений сверх меры (1Кор. 10:13). Это не значит, что не нужно молиться об исцелении и обращаться за помощью к врачам, однако, если человек не обретает просимого, то ему следует принимать свой недуг как дар Божий. Всегда следует помнить о главной ценности в жизни христианина – об обретении Царствия Небесного: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Помнящий о Боге получает все, что необходимо для его спасения, потому что «…дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Что для читателей важнее – спасение души или сомнительный шанс обрести ценой вечной гибели души временное физическое здоровье, обратившись к богоборцам, распространяющим идеи, чуждые Божественному Откровению, – это каждый читатель решит самостоятельно.
В. Ю. Питанов
Примечания:
1.— О биографии Усуи см.: Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999.
2.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.35.
3.— Деева Т. Познай свое тело // Исцеляющее сердце. № 2(3). М., 1999. С.14.
4.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.36.
5.— Например, в агни-йоге она носит название психической энергии. См.: Питанов В. Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru
6.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.10.
7.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.100–101.
8.— Барле. Оккультизм. Л., Прометей. 1991.С.51.
9.— Ци, или юаньци, – основное понятие китайской натурфилософии. Имеет весьма широкое содержание – первоматерия, основная материя природы, «жизненная сила». Это понятие широко используется в даосизме и конфуцианстве. См.: Философский словарь. М., Республика. 2001. С.647.
10.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.6–7.
11.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.22.
12.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.31.
13.— См.: Питанов В. Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru
14.— Рак И. В. Мифы Древнего Египта. СПб., Петро-РИФ. 1993. С.153.
15.— См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.335.
16.— Напомним, что мантра – это «текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные». Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 262.
17.— См.: Питанов В. Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда. http://apologet.narod.ru
18.— См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.317.
19.— Особенно любят заниматься оккультизмом представители так называемой технической интеллигенции, всегда страдавшие недостатком знаний в области гуманитарных дисциплин.
20.— См.: Питанов В. Ю. Эзотеризм, как путь к расизму. http://apologet.narod.ru
21.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.110.
22.— Там же. С.50.
23.- Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.32.
24.— Там же. С.27.
25.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.36.
26.— См.: Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. Спб., Общество Василия Великого. 1998.
27.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.33.
28.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.37.
29.— Балановская Н. Четвероногие целители // Исцеляющее сердце. № 2(3). М., 1999. С.23.
30.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.6–7.
31.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.3.
32.— Там же. С.3.
33.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.107.
34.— Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. // Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн. Бишкек. МП «Одиссей. 1993. С.26–27.
35.— Основы религиоведения. Под редакцией Яблокова И. Н. М., Высшая школа. 1994.С.101.
36.— Краткий путеводитель по мировым религиям. Под редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал. 2000. С.85.
37.— См.: Питанов В. Ю. Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? http://apologet.narod.ru
38.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.64.
39.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.44.
40.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.37.
41.— Там же. С.36.
42.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.200.
43.— Там же. С.201.
44.— Там же. С.201.
45.— Там же. С.202.
46.— См.: Ивин А. А. Логика. Учебник для гуманитарных факультетов. М., ФАИР-ПРЕСС, 2002.
47.— См.: Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд.: во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.83.
48.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.36–37.
49.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.12.
50.— См.: Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001.
51.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.48.
52.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.202–204.
53.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.68.
54.— Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) // Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд.: во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.771–773.
55.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001.С.48.
56.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.48.
57.— Там же. С.45.
58.— Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С.164.
59.— Подробнее о Святом Духе см.: Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.
60.— Ло Кан. Путь Рейки: философия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.99.
61.— Там же. С.21.
62.— Там же. С.8–9.
63.— Бородкин В. И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.3.
64.— Арджава Петтер. Подлинное или неподлинное // Исцеляющее сердце. № 2(3). М., 1999. С.4.
65.— Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.59.
66.— Там же. С.32.