На главную ‹ Наука и религия ‹ Теория эволюции ‹ Теория эволюции и гуманизм
Теория эволюции и гуманизм
Британский биолог, атеист и эволюционист Джулиан Хаксли говорил: «Я называю „гуманистом" любого, кто верит, что человек - такой же природный феномен, как животное или растение; что его тело, разум и душа - не сверхъестественное творение, а продукт эволюции, и что он не находится под контролем какого-то сверхъестественного существа или существ, но должен полагаться только на себя, на собственные силы». Из приведенного определения видно, что идеи гуманизма основаны на теории эволюции. Гуманизм отметает православное учение о создании человека по образу Создателя и о добровольной жертве Иисуса Христа.
Сербский богослов преп. Иустин (Попович) дает такую оценку сущности европейской культуры: «Человеком исчерпывается ее программа и цель, ее средства и содержание. Гуманизм является ее главным архитектором, вся она построена на софистическом принципе: человек есть мера всех вещей, и к тому же это - европейский человек. Он - верховный созидатель и распределитель ценностей. Истина - это то, что он провозглашает истиной; смысл жизни - то, что он считает смыслом жизни; добро и зло - то, что он считает добром и злом».
В качестве примера обратимся к статье, помещенной в журнале Российского гуманистического общества «Здравый смысл» (№21, 2001 г.). Статья называется «Актуальны ли десять заповедей в наше время?» и подписана Джералдом Лару - заслуженным профессором библейской археологии при Университете Южной Калифорнии (США).
В этой статье автор рассматривает ветхозаветные заповеди и примеряет их к нашему, новозаветному времени, как будто ничего в мире не изменилось в результате жертвы Христа.
Для автора этой статьи человек не изменился с тех времен, а новые заповеди, данные Спасителем новому, духовному человеку, освобожденному от неизбежности смерти, рассматривает как толкование заповедей ветхозаветных:
«Заповедь против прелюбодеяния актуальна по сей день - даже в обществе, где сей порок стал нормой жизни. Однако толкование, приписываемое Иисусу, помогает понять истинный смысл, который придавали этой заповеди в библейские времена: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). То есть мысль о поступке так же скверна, как и сам поступок. Большинство людей вряд ли с этим согласятся».
В этом вся суть гуманизма: человек, как венец эволюции, сам творит для себя нормы поведения - такие, которые ему удобны.
В «Обращении Российского гуманистического общества к политическим партиям и общественным движениям» дается такое определение:
"Гуманизм сегодня - это мировоззрение и образ жизни, основанные на уважении к человеку, на признании его права на самостоятельное развитие, его ответственности за свою судьбу и соблюдение общепризнанных моральных норм и законов".
Что означает термин «общепризнанные моральные нормы и законы»? Кем признаны? А если кто-то с ними не согласен? Поскольку гуманизм основан на теории эволюции, которая не имеет цели, то и существование человека, являющегося всего лишь конечным «достижением» эволюции, также не имеет цели. Однако ни один человек мимо этого вопроса не проходит. Не имея ответа, каждый вынужден искать его сам. Кто-то выбирает призрачную цель (например, борьбу за освобождение человечества, как Н.Островский), кто-то поднимается на борьбу с Православием, потому что ненавидит его, а кто-то добровольно уходит из жизни.
По статистике наибольший процент самоубийств приходится на страны с развитой экономикой, где уровень жизни населения гораздо выше, чем в России. Это те страны, которые, по утверждению Российского гуманистического общества уже сделали выбор в пользу идеалов гуманизма (одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европе - Швеция на протяжении десяти лет является одним из лидеров по числу суицидов).
Тягчайший грех - самоубийство - является, с точки зрения гуманизма, всего лишь правом каждого человека распоряжаться своей судьбой. Как случайный продукт эволюции, сформировавшийся в процессе ожесточенной борьбы за выживание (естественный отбор), человек вынужден продолжать эту борьбу (эволюция не имеет остановок) как с окружающей природой, так и с себе подобными (выживает сильнейший).
Великие святые, жившие часто в условиях, которые современный европеец просто не сможет вынести, но носившие в себе благодать Святого Духа, были самыми счастливыми людьми.
ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ И ЭКУМЕНИЗМ
Экуменизм - это система взглядов, искажающая учение о Церкви, о ее божественном происхождении, о ее особом положении в мире.
В основе экуменизма лежат эволюционизм и гуманизм. Эволюционизм устраняет Бога от процесса создания всего живого на Земле, а гуманизм, провозглашая человека вершиной эволюции, лишает его искры Божией, т.е. совести, заменяя ее системой «общечеловеческих ценностей».
При этом Церковь низводится до уровня общественной организации, созданной человеком с какой-то целью. Так же, как любая организация может создавать свои филиалы, объединяться с другими организациями, изменять свой устав и характер деятельности, так, якобы, и церковь может быть разделена по каким-либо причинам на несколько церквей. При этом возможно и обратное объединение под каким-нибудь «общим знаменателем».
Приведем в качестве примера высказывание одного общественного деятеля Марии Арбатовой: «...всякая церковь, которая не хочет потерять свою паству, должна меняться. Об этом говорит вся история религии. И если церковь захочет сохранить в своей пастве нормальных мыслящих женщин, она, безусловно, обернется к ним лицом. Рано или поздно для женщин будут открыты все духовные институты. Именно так все происходило в Скандинавии. А ведь поначалу там устраивались демонстрации против женского священства... Для меня Библия - памятник литературы и культуры. Ее столько раз переписывали, почему не переписать еще раз?».
В какую гордыню надо впасть, чтобы считать свое мнение абсолютной истиной! Одной фразой перечеркивается история в несколько тысячелетий: Библия всего лишь памятник литературы, а святые евангелисты - просто древние литераторы!
С точки зрения гуманизма здесь все правильно! Все, в том числе и религия должны подстраиваться под человека и его систему «ценностей», которые, в свою очередь, также меняются ввиду продолжения процесса эволюции.
Но учение Божественное - Православие тем-то и отличается от различных учений человеческих. Учение Божие всесовершенно и оно не нуждается в развитии, так как любое развитие - признак несовершенства.
И поскольку конечная цель экуменизма - создание одной общей Церкви, которая уже не будет Святой и Апостольской, так как будет содержать в себе все существующие ереси, то эволюционизм, как основа экуменизма, следует рассматривать как оружие сатаны против Бога и Церкви.
Валерий Молчанов