Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Как офисные работники и пенсионеры спасают святыни Севера

24.09.2018

Как офисные работники и пенсионеры спасают святыни СевераДеревянные храмы Русского Cевера спасают от гибели самые обычные
жители мегаполисов: студенты, пенсионеры. В рамках проекта "Общее
дело"
они трудятся совершенно безвозмездно, не жалея времени и нередко
тратя при этом собственные деньги.

Не останавливают их и суровые климатические условия: до иного объекта
приходится идти по тайге два десятка километров, одолевает болотная
мошкара… Корреспондент РИА Новости отправился с добровольцами
в глухую карельскую деревню Кубовскую, чтобы понять, зачем и как они возрождают
древние святыни.

"Секта?"

"Я сначала подумала, что это какая-то секта. Еще сказала: да вы что, сдурели совсем?!" — вспоминает
жительница Петербурга Марина Зайцева. С добровольцами, восстанавливающими древние деревянные
храмы Русского Севера, она познакомилась в этом году.

Экспедиция в Кубовскую у Марины уже вторая. Первая была в село Подпорожье в Архангельской
области.

"Женщина, с которой мы участвовали в походе по тундре, предложила поехать восстанавливать храм. И
буквально через пару дней после возвращения из тундры я отправилась с ней в Подпорожье. Не знала
даже, где это находится и что я буду там делать", — смеется Марина.

Владимирскую церковь в Подпорожье вместе с ней приводил в порядок москвич Александр Егоров. Для
него это тоже была первая поездка. И вот несколько месяцев спустя они помогают возрождать храм
Трех святителей здесь, в Кубовской.

Прежде чем отправиться в экспедицию, Александр отучился на курсах плотницкого мастерства — они
открыты для всех желающих в московском храме Серафима Саровского в Раеве.

"Там многое узнаешь. Например, я делал деревянные главки на купол. Облепляешь их берестой, ставишь
лемехи — слегка изогнутые дощечки для украшения. Причем это была не учебная модель — главку потом
разобрали и отвезли на один из восстанавливаемых объектов", — рассказывает Александр.

Волонтеры "Общего дела" не проводят собственно реставрацию, не меняют ветхие части строений на
новые. Этим, по закону, должны заниматься специалисты.

"Мы делаем консервацию: находим, например, протечку или дыру, на старые доски кладем новые, чтобы
разрушение не продолжалось. А если будет реконструкция, приедут реставраторы, снимут
консервационные доски и заменят ветхие", — объясняет Александр.

"Стук топора"

Проекту "Общее дело" больше двенадцати лет. Все началось спонтанно. "Мы гостили в деревне
Ворзагора в Архангельской области, и там моя супруга услышала стук топора на колокольне местного
храма. Пошла на звук и увидела дедушку, который, как выяснилось, на свои средства перекрывал крышу
колокольни, понимая, что после его смерти колокольня просто рухнет", — рассказывает основатель
волонтерского движения протоиерей Алексий Яковлев.

Батюшка сначала просто помогал энтузиасту деньгами на стройматериалы. Потом к работам
подключились друзья священника, а вслед за ними — прихожане храма Серафима Саровского в Раеве.

Консервация храмов, объясняет отец Алексий, осуществляется строго по согласованию с Министерством
культуры и под контролем специалистов. Работы в Кубовской, например, курирует ведущий специалист
службы по учету и хранению недвижимых памятников государственного музея-заповедника "Кижи"
Александр Трегубов.

"Наша задача — сохранить этот храм для будущих поколений. Вот мы сейчас его закроем — и тем самым
еще на пять-десять лет продлим ему жизнь. На данный момент это способ сохранить памятник культуры,
не тратя много денег и времени", — объясняет Трегубов.

Работы по сохранению церкви в Кубовской заняли примерно неделю. Могло быть и меньше, если бы не
постоянные дожди. Но команде удалось поставить конек — большой деревянный брус на крышу. Кроме
того, впервые за десятки лет на крыше храма появился крест.

"Зачем это нам? Хочется сделать действительно что-то полезное, оставить после себя след", — говорит
москвич Николай Гончаров.

Храм вместо квартиры

"Мои друзья периодически бывают в Норвегии. Они рассказывают, что норвежцы рассматривают
территорию Русского Севера как не принадлежащую современному русскому народу. Норвежцы говорят,
что сейчас на этой территории живет совсем другой народ. Тот, коренной, строил здесь храмы и
сохранял их, а сейчас эти постройки находятся в запущенном состоянии. Так они обосновывают свое
право на эти территории", — полагает отец Алексий.

Стараниями "Общего дела" удалось законсервировать 140 деревянных храмов. Конечно, их больше. По
данным Министерства культуры, в России сейчас почти девять тысяч памятников деревянного зодчества.
Из них 5194, то есть 58 процентов, находятся в так называемой группе риска.

"Государство физически не сможет их все отреставрировать. Теоретически для этого ему потребуется
около 300 лет. Но к этому времени, как вы понимаете, от деревянных памятников ничего не останется",
— объясняет протоиерей.

Вместе с тем в "Общем деле" признаются, что жители тех деревень, куда они приезжают, далеко не
всегда относятся к этому с пониманием. Им странно видеть людей, среди которых есть студенты и
пенсионеры, которые за свой счет приезжают на Север и тратят свое время на какие-то дряхлые срубы,
до которых десятки лет никому не было дела.

Но со временем отношение и у местных меняется. Они тоже так или иначе начинают участвовать в
возрождении святынь Русского Севера. Отец Алексий приводит удивительный пример.

"Мы восстанавливали храм в брошенной деревне Ярь Мезенского района. В деревне, расположенной в 40
километрах от храма, к местному священнику пришла женщина и принесла деньги. Она их копила на
покупку квартиры в городе, чтобы туда переехать", — вспоминает отец Алексий. Женщина сказала
священнику: "Я видела, в той деревне москвичи восстанавливают храм. А я хочу пожертвовать эти
деньги для восстановления храма в нашей деревне".

Источник: РИА-Новости

 → В Кузбассе возвели часовню в память о погибших в "Зимней вишне" детях

 ← На Куликовом поле под Тулой молитвенно помянули всех павших русских воинов



Все события