Церкви США занялись спасением людей от долговой кабалы микрокредитов
16.11.2018Церкви в штате Техас (США) первыми в стране озаботились спасением прихожан из долговой кабалы
микрокредитных финансовых хищников, активно лоббируя законы об ограничении процентных ставок и долгов,
а также предлагая собственные кредиты прихожанам на умеренных условиях, сообщает «Седмица» со ссылкой
на religionnews.
Для одного из храмов, принимающих участие в программе, все началось в тот день, когда в дом священника
Карлоса Кано-Валенсия (Carlos Cano Valencia), служащего со своей женой Анирой (Anyra) в храме Iglesia
Bautista Victoria en Cristo в городе Форт-Уэрт, постучалась плачущая прихожанка. Она пожаловалась, что ее
семья некогда взяла в долг 300 долларов у одной из «микрокредитных» контор, обещающих «быстрые деньги до
зарплаты» под высокий процент на жесткий срок. Им не удалось быстро вернуть долг, и при этом они еще взяли
еще один краткосрочный заем на машину – и в результате долг очень скоро вырос до 10 тысяч долларов за счет
пени и процентов. В результате семье предстояло вот-вот лишиться и машины, и дома.
Церковь нашла возможность помочь семье выбраться из долговой кабалы, а сам этот случай заставил
священников задуматься о судьбе многих американцев, едва сводящих концы с концами и становящихся легкой
добычей хищных ростовщиков.
В настоящее время уже целый ряд церквей в США занялись лоббированием местных и федеральных законов,
стремясь ограничить прибыли финансовых хищников и умерить их аппетиты. В целом ряде случаев церкви
стремятся помочь нуждающимся прихожанам и соседям собственными программами микрокредитования – на
гораздо более человечных условиях. По статистическим данным, на сегодня примерно 12 миллионов
американцев ежегодно берут в долг деньги у микрокредитных фирм «до ближайшей зарплаты». Подавляющее
большинство таких заемщиков, по данным исследования, проведенного службой finder.com, составляют люди
возрастом от 25 до 49 лет с уровнем дохода менее 40 тысяч долларов в год.
Многие из них летят, как мотыльки, на обещания «быстрых денег до зарплаты», но при этом не всем удается
вовремя погасить быстро растущий долг. К примеру, по подсчетам священника Кейта Стюарта (Keith Stewart) из
города Гарланд в штате Техас, примерно треть людей, обращающихся в его конгрегацию за помощью, жалуются,
что угодили в долговую сеть «быстрых кредитов до зарплаты». Отец Стюарт признается, что испытывал
настоящее отчаяние, видя, как все усилия церкви помочь людям с пропитанием или арендой жилья разбиваются
в прах, когда те становились добычей кредитных хищников.
Для священника Фредерика Дугласа Хайнеса (Frederick Douglass Haynes), служащего в баптистском храме в
Далласе с конгрегацией в 12 тысяч прихожан, побудительным моментом для борьбы стал тот день, когда на
месте соседней детской клиники он увидел очередную ростовщическую лавку под вывеской «быстрые деньги до
зарплаты». Такая же судьба постигла соседний ресторанчик, а затем и банковский офис, на месте которого
возникла ростовщическая контора под вывеской «машина в кредит». «Только в одной нашей общине, в
радиусе пяти миль, выросли, как грибы, примерно 20-25 контор, сулящих быстрые деньги до зарплаты и
машины в кредит» – отмечает отец Хайнес. Еще более поразили его ставки процентов, начисляемых этими
ростовщиками. «Я ни разу не встречал ставки ниже 300 процентов, – возмущается священник, – а одна
фирма предлагает 900 процентов в год».
Формально в штате действуют законы, ограничивающие ростовщический процент, но хищники легко находят в
нем лазейки, искусно накручивая всевозможные пени и неустойки, в результате чего реальная ставка распухает
далеко за все законные пределы. Священники Хайнес и Стюарт подали обращения от имени своих конгрегаций
в горсоветы, в результате чего в том же Гарланде были введены новые местные нормы, регулирующие
доходность и сроки кредитных операций. Ростовщики свернули деятельность и отправились обирать другие
общины, по словам Стюарта, но разъяснительная работа активистов вынудила горсоветы тех общин также
оперативно принять законы, ограничивающие финансовое хищничество.
В поисках радикального выхода из ситуации, священник Хайнес, по его словам, очень многое почерпнул из
опыта Мухаммеда Юнуса (Muhammad Yunus), лауреата Нобелевской премии, чья инновационная концепция
микрокредитования реально помогла миллионам жителей Бангладеш. Хайнес пришел к выводу, что церкви
надлежит запустить собственную программу микрокредитования в помощь нуждающимся.
В результате уже создан Федеральный кооперативный кредитный союз верующих, который предлагает
расчетные и сберегательные счета, кредиты под покупку машин и объектов недвижимости и кредиты на личные
нужды. В линейке кредитов на личные нужды церковь предлагает и мелкие кредиты с целью вытеснения
хищнических ростовщических контор «быстрых денег до зарплаты», по словам отца Хайнеса. Ставки процента
на микрокредиты не превышают 15-19 процентов в год, в зависимости от кредитной истории заемщика. Хотя эти
ставки и несколько выше, чем, к примеру, по банковским домостроительным кредитам, они все же неизмеримо
ниже ростовщических, по его словам.
«На сегодня мы уже выдали более 50 тысяч долларов в виде микрокредитов, и доля заемщиков, полностью
выплачивающих наши микрокредиты, достигла 95 процентов, – говорит отец Хайнес. – Мы показываем
людям, что хотим дать им шанс выкарабкаться, вовсе не желая их грабить и эксплуатировать. Когда человеку
даешь шанс, он отвечает добросовестностью и высокой ответственностью. Нам также удалось помочь очень
многим выбраться из долговой кабалы за счет наших микрокредитов. В благодарность они заводят у нас
накопительные счета и становятся на путь финансовой свободы, а затем и крепнущего финансового
благополучия. Та энергия, которую церковь вложила в кредитный союз, вернулась к нам настоящим
благословением. Вся деятельность нашего кредитного союза ныне благородна и благословенна, ибо она помогла
спастись очень многим нашим ближним, и они теперь от всей души благословляют ее».
Источник: Благовест
→ Польская Православная Церковь запретила священникам контакты с украинскими раскольниками
← В Берлине прошла презентация выставки «Милосердие в годы войны»