Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Фрески Рублева - на грани уничтожения

06.10.2008

Фрески Рублева - на грани уничтоженияВ Успенском соборе Владимира погибают знаменитые работы Андрея Рублева. Пока чиновники ищут деньги на реставрацию, там продолжают служить молебны и проводить экскурсии, при том что уникальная роспись стен требует особого температурного и светового режима. Специалисты опасаются, что в такой ситуации до ремонта рублевские фрески могут не дожить.

"Сияющая лазурь и солнечное золото", - писал искусствовед и археолог граф Алексей Уваров в XIX веке .Через 200 лет реставратор Александр Скворцов вглядывается в грязную штукатурку и не узнает фреску Андрея Рублева "Страшный суд".

Белые пятна на языке реставраторов называются "отстрел" - результат напряжения, которое испытывает древняя, замешанная на рыбьем клее краска. Напряжение создают: дырявая крыша, плесень уже подкралась к "райским пальмам", сквозняки от незакрывающихся ни в дождь, ни в снег дверей, а еще плохого качества лампадное масло и свечи. Копоть иногда смывают водой и хлоркой, от чего у директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника бывает плохо с давлением и сердцем.

"Темная масса. Как бы вы ни напрягали зрение, не увидишь красоты. И это печально", - говорит директор Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Алиса Аксенова.

Успенский кафедральный собор во Владимире всегда был храмом действующим, даже в советской истории. Сегодня каждый со школы помнит, что фрески Андрея Рублева в свое время стали новой страницей в истории мировой религиозной живописи. Но мало кто знает. 1408 год. Когда в Успенском соборе во Владимире мастер начал расписывать стены, еще даже не появились на свет великие итальянцы Пьеро делла Франческа и Доменико Венециано. И только через 90 лет Леонардо да Винчи напишет свою "Тайную вечерю".

Почувствовать дух, связывающий итальянскую культуру с русской, в Успенский собор приехали 300 католических священников и кардинал из Милана. То, что итальянцам показалось реставрацией, Александр Скворцов называет "вандализмом". В Риме или Венеции невозможно перестроить балкон без разрешения. А тут подарок Екатерины Великой - благородная золотая люстра - на полу.

Под главным куполом сияет новодел. Единственный таких размеров храм из белого булгарского камня закрашивают краской. Под краской остаются диковинные звери и трубящие ангелы. Директор музея, историки и реставраторы находят состояние Успенского собора во Владимире убийственным и просят не допустить исчезновения уникальных фресок Андрея Рублева и разрушения церкви, в деталях которой - дух всей православной истории, начиная с XII века.

Источник: Благовест-инфо

 → Ольмерт успел: противники передачи подворья России имеют мало шансов

 ← В Эрмитаж подбросили украденную ранее оттуда икону



Все события