Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви касательно последних событий в сфере межправославных отношений
06.12.2019Священный Синод Украинской Православной Церкви,
обсудив последние события в сфере межправославных
отношений, заявляет:
1. Вынуждены констатировать, что в результате а
нтиканонических действий Константинопольского
Патриархата в Украине, а также в связи с принятием в
общение Предстоятелями Элладской и Александрийской
Православных Церквей раскольнической «Православной
Церкви Украины», ситуация в мировом Православии
значительно ухудшилась, и разделение между
Поместными Православными Церквами углубилось не
только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах.
2. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между
Константинопольским и Московским патриархатами, но касается всего мирового Православия — всех Поместных
Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Эта проблема
имеет не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства
Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которого никогда не знала
Православная Церковь, и фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием
неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Церкви
Христовой в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не
имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над Евхаристией.
3. Учитывая это, прекращение Украинской Православной Церковью евхаристического общения с
Константинопольским Патриархатом и с Церквями и иерархами, которые признали раскольников, является не
злоупотреблением Евхаристией или тем более шантажом Евхаристией, как некоторые иногда говорит, а
наоборот является защитой Евхаристии и сохранением канонической и духовной чистоты и непорочности
Церкви. Ведь Господь наш Иисус Христос, по слову святого апостола Павла, «возлюбил Церковь и предал Себя
за нее …чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-то подобного,
но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 25-27).
4. Именно по этим причинам ложными и манипулятивными являются обвинения в адрес Украинской
Православной Церкви в том, что якобы она движется к самоизоляции, прекращая евхаристическое общение с
теми, кто вступил в общение с не раскаявшимся раскольниками. На самом деле мы отстаиваем чистоту
канонического предания Церкви, защищаем Церковь от кощунства. Иначе, если к священнослужению
допускаются лица, не имеющие законных хиротоний, если раскол объявляется Церковью, а настоящая Христова
Церковь игнорируется или называется расколом, то возникает опасность подмены Церкви. Кроме того, такими
антицерковными действиями стирается грань между Церковью и расколом. В результате создается новая
«церковь», основанная людьми, вместо той, которую основал Господь наш Иисус Христос, приобретя ее Себе
Кровию Своею (см. Деян. 20:28).
5. Один из базовых принципов канонического права Православной Церкви заключается в том, что тот, кто
вступает в евхаристическое общение с отлученным, сам отлучается от общения с Церковью. В связи с этим,
принятие некоторыми Поместными Церквами в общение лиц, совершивших раскол в других Поместных Церквях,
не принесли за это покаяние и не имеют действительного священного сана, автоматически ставит перед ними
вопрос о том, не является ли дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с раскольниками соучастием
в этом грехе и нарушением приведенного выше канонического принципа?
6. Считаем, что единственным способом выхода из этого кризиса является всеправославное соборное
обсуждение и решение всего комплекса этих проблемных вопросов. Осознавая все сложности, связанные с
созывом такого Всеправославного совещания, другого выхода из кризисной ситуации мы пока не видим.
Поэтому приветствуем инициативу Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины
Феофила III о созыве Всеправославного собрания в Иордании. В тяжелые времена истории нашей Церкви уже
был случай помощи Иерусалимского Патриархата, когда в 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан в Киеве
возобновил православную иерархию на замену ушедших в унию под давлением тогдашней польско-литовской
власти. Одобряем, благодарим и с надеждой смотрим на подобные призывы к Всеправославному совещанию от
Предстоятелей и иерархов других Поместных Православных Церквей, которые начали все чаще и сильнее
звучать в течение последнего времени.
7. Констатируем, что к сожалению, в жизнь мирового Православия начали грубо вмешиваться геополитические и
политические факторы. В результате отдельные Поместные Церкви начали принимать свои церковные решения
под влиянием этих факторов вопреки церковным канонам и многовековой традиции Церкви. Мы понимаем, что
каждая Поместная Церковь совершает свое служение в рамках того или иного государства, а иногда и
нескольких или многих государств. Часто тот или иной православный народ исторически очень тесно связан как
с собственным государством, так и со своей Поместной Церковью. Однако, по нашему глубокому убеждению,
каждая Поместная Церковь в своем служении Богу должна быть выше чем национальные, государственные или
политические границы и интересы и не поддаваться внешнему давлению, помня, что Царство Божие, которое мы
проповедуем, есть не от мира сего (см. Ин. 18:36). Если каждая Поместная Церковь будет ассоциировать себя
исключительно с интересами собственного государства, то мировое Православие не сможет быть единым, ведь
бывает, что государства конфликтуют или воюют между собой, но Церковь должна сохранять единство и
примирять людей, а не становиться стороной или средством противостояния. Выражаем надежду, что Святая
Православная Церковь с помощью Божией найдет силы преодолеть эти вызовы и сохранить свое единство,
поднявшись выше национальных и государственных границ и интересов, ведь во Христе нет «ни эллина, ни
иудея …варвара, скифа, …но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
8. Обращаемся к архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам нашей Украинской Православной
Церкви. Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Не без промысла Божия так случилось, что именно по Украине
и по нашей Церкви в рамках мирового Православия сегодня пролегает грань между Церковью и расколом. В
этой ситуации мы должны сохранить чистоту канонического устройства и учения Церкви. Нас пугают
самоизоляцией. Но когда мы живем в истинной вере, то самоизоляции не может быть, как говорил об этом
светлой памяти Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Со Христом не бывает самоизоляции».
Фактически, сегодня наша Украинская Православная Церковь, переживая различные испытания, отстаивает
единство всего мирового Православия. Не бойтесь! Вы находитесь в истинной Церкви! Любите Церковь,
берегите Церковь и себя в Ней, потому что через Нее Господь нас спасает. А все остальное оставьте на волю
Божию. Помните, что не люди управляют Церковью, а Сам Господь. Будем же молиться, чтобы Господь Духом
Своим Святым исправил все ошибки человеческие, очистил нас от всякой скверны и спас души наши!
Источник: Православие.ru
→ Пограничникам в самой восточной точке России привезли копию чудотворной иконы из Пскова
← 11 лет назад преставился Святейший Патриарх Алексий II