Синод постановил не совершать молебны до окончания Литургии
27.12.2019Из богослужебной практики необходимо полностью исключить совершение молебнов после Литургии до ее
отпуста и целования верующими креста, такое решение принял Священный Синод Русской Православной
Церкви.
Тема значения молебного пения, его разновидностей и упорядочения его последований в современной
богослужебной практике рассматривалась Синодом в четверг 26 декабря, сообщает сайт «Патриархия.ru».
По итогам обсуждения предложений, подготовленных Комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и
церковному искусству, Синод вынес ряд постановлений (журнал № 164) относительно совершения молебных
пений в современном богослужении. www.patriarchia.ru/db/text/5553804.html
Отметив, во-первых, что молебен, как и любой элемент богослужения, «заслуживает бережного отношения»,
члены Синода подчеркнули, что он «не должен, при этом, подменять собой уставное богослужение и, особенно,
Божественную литургию».
В этой связи, Синод постановил «полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной
литургии до ее отпуста и целования верными креста».
На приходах, где есть традиция совершения после Литургии т.н. общих молебнов, Синод призвал «по
возможности отправлять таковые в приделах».
«При этом молебен по частному поводу – например, о болящих, о путешествующих – предпочтительнее
совершать в качестве самостоятельной требы, хотя он может соединяться и с совершением «общего молебна»»,
– отмечено в решении Синода.
«В случаях пастырской целесообразности возможно возвращение чинам молитвы о тех или иных категориях
верующих их первоначального места в составе Божественной литургии. При этом особые прошения ектений
соответствующих молебнов присоединяются к ектениям Литургии, по малом входе добавляются
соответствующие тропари, Апостол и Евангелие читаются после рядовых, а молитва возносится на проскомидии
либо читается после возгласа сугубой ектении или прибавляется к заамвонной молитве», – гласит еще одно
решение членов Синода.
Кроме того, Синод признал правомерным предложение Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов о
том, что «служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным, согласно с положенным в
Часослове последованием общего молебна», а «соединение молебных канонов более чем четырем святым не
допускается».
Согласно постановлению, священники, приходские и монастырские работники должны напоминать тем, кто
просит о поминовении на молебнах, «о значении литургийного поминовения, которое не исключает поминовения
на молебне, но не может быть заменено таковым», а также «о желательности личного участия в богослужениях,
за которыми будут совершаться поминовения».
Также Синод признал полезным восстановить традицию пения молебных канонов, «как в дополнение к
уставному богослужению, так и, в исключительных случаях, когда длительное совершение уставных
богослужений затруднительно, особенно в сельской местности и при совмещении священником служения на
нескольких приходах, – взамен утрени и вечерни». Благочинным же рекомендовано следить за тем, чтобы эта
практика была оправдана и ей не злоупотребляли.
Источник: Православный журнал "Фома"
→ Президент Черногории подписал дискриминационной закон
← Священный Синод рассмотрел вопрос о возможности принятия Крещения с сохранением национального имени