Собор новомучеников и исповедников РПЦ пополнился именами святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви
12.03.2020В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена священноисповедника Николая
Флорова и нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви. Такое решение принял Священный
Синод Русской Православной Церкви на заседании 11 марта, проходившем в Даниловом монастыре г. Москвы
под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает patriarchia.ru.
«Участники заседания постановили включить имя протоиерея Николая Флорова в поименный список Собора.
Память священноисповедника Николая Флорова совершать в день его кончины – 20 июня (3 июля по н.ст.)», –
сказано в сообщении.
Решением Синода список Собора пополнили также имена следующих святых Русской Зарубежной Церкви:
священномученика Максима (Жижиленко), епископа Серпуховского (память 22 мая / 4 июня);
священномученика Сергия (Дружинина), епископа Нарвского (память 4/17 сентября);
священномученика Константина Жданова, пресвитера (память 16/29 апреля);
священномученика Николая Околовича, пресвитера (память 17/30 августа);
священномученика Николая Прозорова, пресвитера (память 8/21 августа);
священномученика Сергия Тихомирова, пресвитера (память 8/21 августа);
преподобномучеников Раифских – иеромонахов Антония (Чиркова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова),
Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова) и послушника Петра Тупицына (память 14/27 января).
В журнале заседания №16 о священноисповеднике Николае Флорове сообщается:
«Протоиерей Николай Семенович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейское Слободского уезда
Вятской губернии в семье священника Симеона Флорова.
После окончания в 1894 году Вятской духовной семинарии был назначен учителем в церковно-приходскую
школу села Юмы Котельничского уезда.
После женитьбы в 1895 году Николай Флоров был рукоположен в сан диакона, а затем и священника. Неся свое
служения в разных селах Вятской губернии, священник Николай активно занимался просвещением народа:
трудился законоучителем в училищах по месту служения; составил церковно-приходскую летопись
Вознесенской церкви села Гостево, которая удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина;
проводил народные чтения о Святой Земле; многократно публиковался в «Вятских епархиальных ведомостях»;
возглавлял церковно-приходские школы.
В годы Великой войны священник Николай много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил
молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи пострадавшим, раненым,
искалеченным воинам. В 1914-1915 годах отец Николай плодотворно сотрудничал с некоторыми
общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием «Пастырь-проповедник». За
эти годы им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, которые свидетельствуют о его
особом внимании к судьбам простых людей.
В мае 1918 года священник Николай был временно определен к Вознесенскому храму села Гостево. В июле 1918
года в городе Котельниче в качестве заложников были взяты представители духовенства, среди которых –
священник Николай Флоров. По его словам, он был освобожден благодаря ходатайству красноармейца – сына
священника Ивана Тепляшина.
Ведомость Вознесенской церкви села Гостева за 1921 год свидетельствует о том, что священник Николай Флоров
активно руководил своим приходом, был председателем церковно-приходского совета. Его рукой записано, что
в 1921 году совет заботился о религиозно-нравственном просвещении прихода и обучении детей Закону Божию
и церковному пению в здании храма.
В 1923 году отец Николай Флоров был избран на должность благочинного первого Котельничского округа. В
феврале 1924 года он выступил на обновленческом Епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого
движения. В эти годы он был возведен в сан протоиерея.
В 1929 году протоиерей Николай назначен настоятелем Благовещенского храма в соседнее село Окатьево.
Клирик этого же храма протоиерей Александр Чемоданов сообщал в епархиальный совет: «Мы, пастыри, в
частности, о. Н. Флоров, оборвались до невозможности. В особенности о. Николай ходит положительно в
рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в теплую одежду не на что». При этом
сам отец Николай писал супруге, что живет спокойно, читает святителя Феофана, пишет духовную музыку.
После закрытия в том же году храма в селе Окатьево протоиерей Николай ненадолго вернулся в село Гостево,
где подвергся экспроприации всего имущества, включая дом.
Вскоре протоиерей Николай Флоров был приглашен на службу в село Кобра, где в течение двух лет перед этим
были арестованы четыре священника и диакон. Понимая, что его, вероятно, ожидает арест, протоиерей
Николай, тем не менее, приехал служить в село Кобру.
В октябре 1932 года протоиерей Николай Флоров был арестован. Почти за год до ареста он сделал на тетрадном
листочке запись карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября».
Из заключения протоиерей Николай писал архиепископу Евгению (Зернову): «В вину мне поставили
"регистрацию прихода". Я исполнил пастырский долг, открыл общину и совершал богослужения. Полагаю, я
подражал апостольской ревности и томлюсь во Имя Христово». Протоиерей Николай был осужден на три года
высылки в Северный край. Но будучи тяжело больным, он был освобожден из заключения в связи с
переполненностью тюрем в едва живом состоянии 3 июля 1933 года. В тот же день он отошел ко Господу».
Источник: Благовест
← В Липецке из-за коронавируса отменили крестный ход против коронавируса