В Нижегородской области воссоздается храм, за защиту которого репрессировали деда патриарха Кирилла
25.08.2020Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 23 августа совершил в городе Лукоянове Нижегородской
области чин закладки кафедрального Свято-Тихоновского собора, за защиту которого пострадал дед патриарха
Кирилла. Об этом сообщает сайт Нижегородской митрополии.
Когда-то храм был частью монастырского комплекса, основанного более полутора веков назад честь святителя
Тихона Задонского, память которого совершается 25 августа. Собор был разрушен в 1931 году, хотя местные
жители протестовали против этого варварства. Среди активных защитников был Василий Степанович Гундяев
(дед нынешнего патриарха Кирилла), за что он был сослан на Соловки.
Епархия приводит слова патриарха Кирилла, сказанные им во время посещения города Лукоянова в 2010 году.
«Дед мой Василий Степанович, который работал машинистом в лукояновском депо, был человеком глубоко
верующим, хорошо известным в православных кругах, — рассказал тогда патриарх Кирилл. — На его долю
выпала тяжелая ноша. Он с небольшой группой прихожан встал на защиту Свято-Тихоновского монастыря и
храмов города Лукоянова. Они боролись против закрытия этих храмов, боролись также против обновленческого
раскола, который в то время был инспирирован властями, которые желали через внутреннюю смуту в Церкви
разрушить Православие и потому поддерживали раскольников. А дед, как и большинство лукояновских
граждан, прихожан, твердо стоял за Православие. Вот эта борьба за храмы, за сохранение Тихоновского
монастыря обернулась тем, что дед долгие-долгие годы провел в тюрьмах, лагерях и ссылках». Патриарх
Кирилл отметил, что у деда оставалась семья — его супруга Прасковья Ивановна и семеро детей: «Никто из них,
из этих детей, не умер и не пострадал за те годы, пока дед страдал за Христа; это был как некий знак
благоволения к нашей семье».
Сопровождавшие патриарха Кирилла в поездке журналисты сообщали, что в тот день, 2 августа 2010 года,
патриарх освятил в Лукоянове пятиглавый Покровский храм, восстановленный на месте уничтоженной в 1930-е
годы церкви, который также отстаивал в годы богоборчества Василий Гундяев. В нем он крестил всех своих
детей, в том числе отца патриарха. Будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, Кирилл приезжал
сюда и выделил средства на восстановление церкви.
Покровский храм стал тогда, 10 лет назад, первым и пока единственным действующим в городе, в котором в
свое время было множество церквей.
«Покидая город, патриарх попросил провести его вокруг здания вокзала, где когда-то работал его дед.
Совершив своего рода круг почета, глава РПЦ простился с Лукояновым и из аэропорта вылетел в Москву», –
сообщал корреспондент ТАСС.
До сих пор в Лукоянове живут люди, которые помнят деда и отца патриарха Кирилла, отмечает журналист.
«Семья Гундяевых, поселившаяся в Лукоянове в 1903 году, жила скромно, воспитывая семерых своих детей и
приемную дочь. Глава семьи, глубоко верующий человек, объединил рабочих депо в церковную "двадцатку" и
жертвовал часть своего заработка монастырям. Самым большим богатством в доме была библиотека. По словам
местных краеведов, такого собрания классической литературы, книг по философии, богословию не было во
всей округе. После революции дед будущего патриарха боролся против закрытия храмов и, в частности,
монастыря в Лукоянове, за что был сослан на Соловки, – информирует агентство. – В общей сложности он
провел в лагерях ГУЛАГа 18 лет, после чего ему было разрешено поселиться в Башкирии. Здесь он принял
духовный сан. Отец патриарха Кирилла Михаил Гундяев также стал священником». Сотрудники Лукояновского
краеведческого музея разыскали фотографию деда нынешнего главы РПЦ. «Василий Гундяев запечатлен на
групповом снимке бригады железнодорожников. Два экземпляра этого снимка хранились у 83-летней
жительницы Лукоянова, отец которой работал с Василием Гундяевым. Патриарху передана одна из этих
фотографий», – сообщал ТАСС.
Тихоновский монастырь основан в 1855 году попечение местных дворян Листовых. В 1818 году в этой семье
родилась дочь Анна, которая в будущем и стала основательницей Лукояновской женской Тихоновской общины.
Интересна история обители и его устроителей. Первоначально была создана богадельня. В 1866 году при ней на
средства Анны Никифоровны Листовой и местного купца Дмитрия Федоровича Валова была построена домовая
церковь, освященная через год в честь святителя Тихона Задонского. Дмитрий Федорович Валов был отцом
известного в городе председателя Лукояновской Земской управы Николая Дмитриевича Валова, который стал
жертвой дворянской политики, направленной на упразднение земств. Лукояновские дворяне необоснованно
обвинили его в недобросовестности и опозорили на всю страну. Об этом писал В.Г. Короленко в своем очерке «В
голодный год». 16 ноября 1896 года Лукояновская Тихоновская община решением Священного Синода была
обращена в третьеклассный, того же названия женский монастырь, «с таким числом сестер, какое обитель в
состоянии будет содержать на свои средства». Монастырю вменялось в обязанность содержать богадельню и
школу для девочек.
Следующей настоятельницей монастыря стала также дворянка Александра Соколова, в монашеском постриге
Асенефа, монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря. Она руководила обителью почти
четверть века до революции.
Все сестры в Лукояновском монастыре были мещанского или крестьянского сословия, отмечают местные
краеведы. Самое большое количество насельниц в монастыре было в 1906 году – 152 человека. В 1907 году был
освящен Покровский собор, строившийся 10 лет. Для ведения сельского хозяйства (сестры кормились своими
трудами) был создан монастырский хутор, в котором в 1886 году построена деревянная на каменном
фундаменте часовня во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия в честь 1000-летия святых.
Монастырь играл значительную роль в жизни города. Монахини помогали земской больнице в организации
ухода за тяжелобольными. При обители действовала церковно-приходская школа, в которой обучались более 30
девочек, затем туда стали принимать и мальчиков. Монастырь брал на воспитание девочек-сирот, заботился об
одиноких и обездоленных женщинах.
В декабре 1917 года крестьяне разгромили монастырский хутор. Под квартиры в монастыре были заняты дом
игуменьи, дома духовенства. Кельи монахинь использовали под тифозный барак. В 1922 году из монахинь
организовали сельскохозяйственную трудовую артель. Она была закрыта через шесть лет, когда в соответствии
с циркуляром Наркомата земледелия РСФСР от 10 января 1928 г. примонастырские колхозы были
ликвидированы, так как «смешение религиозной общины с сельскохозяйственной невозможно». В Тихоновской
церкви разместили клуб и общежитие. 11 сентября 1931 года председатель Лукояновского горсовета поставил в
известность Нижкрайисполком о том, что «бывший Тихоновский монастырь сломан весь», а материал
употреблен на строительство мастерской МТС, пенькозавода и железнодорожного депо. На месте церкви в 1988
году был построен 12-квартирный дом для преподавателей педучилища.
Монахини разошлись кто куда. Некоторые из них вернулись к родным, а одинокие доживали свой век
маленькой общиной в Революционном переулке, который лукояновцы чаще называли Монашкиным порядком.
Средства к жизни они добывали тем, что держали ангорских коз, пряли шерсть и пух, вязали на заказ перчатки,
носки и пуховые платки, стегали ватные одеяла, делали бумажные цветы и венки, украшали иконы,
раскрашивали пасхальные яйца и читали над усопшими Псалтирь.
Источник: Благовест
→ На священников в Черногории завели уголовные дела после акций протеста
← В Церкви не одобрили камуфляжные рясы