Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Вожди талибов в Афганистане выступили с противоречивыми посланиями на Ураза-байрам

18.04.2024

КАРАЧИ. Вожди талибов в Афганистане выступили с противоречивыми посланиями на Ураза-байрам, и западные аналитики с надеждой
усматривают в этом предвестье раскола движения на жесткое и умеренное крыло, сообщает foxnews.

Службе Associated Press в Пакистане стали известны через местные источники заявления двух видных представителей движения Талибан в
Афганистане. В них западные эксперты усматривают (возможно, принимая желаемое за действительное) растущую напряженность между
сторонниками жесткой линии и более умеренными мусульманами, желающими отказа от средневековых методов управленияи ради
привлечения внешней поддержки.

С поздравительными посланиями к правоверным по случаю праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующему окончание священного
месяца Рамадан, выступил верховный лидер Хибатулла Ахундзада (Hibatullah Akhundzada). Он сурово восхвалил достоинства норм
шариата (исламского права) и обрушился с критикой на международное сообщество. А вот министр внутренних дел Сираджуддин Хаккани
(Sirajuddin Haqqani) призвал талибов к скромности и смирению, дабы не вызывать своим поведением недовольство среди афганцев.

Движение Талибан захватило власть в 2021 году на фоне «хаотичного вывода» (фактически бегства) войск США и НАТО после двух
десятилетий войны. Талибы принялись править страной жесткой рукой и сразу наложили ряд запретов, особенно на женщин и девочек,
что вызвало глухой ропот внутри и широкое осуждение вовне страны и углубило ее международную изоляцию.

Затворник Ахундзада выступил с двумя посланиями на праздник Ураза-байрам. Первое письменное послание вышло в субботу 6 апреля (в
канун праздника) на семи языках, в том числе арабском, английском, туркменском и узбекском. Тон послания сдержанный и
прагматичный, в нем доминируют продуманные наставления для должностных лиц в администрации талибов. Второе устное послание
(чрезвычайно редкое в его устах) прозвучало в среду 10 апреля в мечети Эйдга в Кандагаре. Это фактически была получасовая
праздничная проповедь на языке пушту, и она вполне соответствовала тону и содержанию его пламенных посланий в прошлом. Вообще
Ахундзада известен тем, что почти никогда не появляется на публике, а его лицо почти всегда скрыто от верующих и прессы.

«Если у кого-то есть какие-либо вопросы к нам, мы открыты для их решения, но мы никогда не поступимся нашими принципами и
исламом, – сурово провозгласил Ахунзада. – В то же время мы не потерпим неуважения к исламу. Я ни на шаг не отступлю от шариата
(исламского права). Они (международное сообщество) возражают против этого, заявляя, что публичное забрасывание камнями и
отрубание конечностей противоречат их законам и правам человека. Вы хотите, чтобы мы соблюдали ваши законы, а сами навязываете их
нам».

Глава МВД Сираджуддин Хаккани также выступил 10 апреля с праздничным посланием на языках дари и пушту. Он призвал движение
Талибан не порождать раскол между народом и властью. В отличие от Ахундзады, он упомянул о серьезных проблемах, стоящих перед
страной. «Мы знаем, что после почти полувековых проблем и трудностей мы не можем легко и сразу рассчитывать на лучшую жизнь и
возможности, о которых все мы мечтаем, – сказал Хаккани. – Однако важно то, что (исламская) система и вся наша нация трудится ради
претворения в жизнь нашей мечты и надежд».

Майкл Кугельман (Michael Kugelman), директор Института Южной Азии при Центре Уилсона, считает, что Хаккани выражает позицию
сторонников «мягкой линии» во власти талибов, они стремятся завоевать доверие и поддержку более широких слоев афганской
общественности, недовольных «жестокой линией» в правлении талибов. А вот Ахундзаде стремился в своей праздничной проповеди
укрепить поддержку и преданность в своем окружении. «Послания также были рассчитаны на глобальную аудиторию, – считает
Кугельман. – Группа Хаккани надеется на инвестиции и помощь международного сообщества. Демонстрация смягчения позиции власти,
вероятно, рассчитана на привлечение потенциальных доноров. А вот группа эмира (Ахундзады) жестко провозглашает, что социальная
программа Талибана, особенно в плане его отвратительной политики угнетения женщин, не подлежит обсуждению».

Талибы запретили женское образование после шестого класса, запретили женщинам занимать большинство административных должностей
и работать в общественных местах – к примеру, в парках. Они также ввели средневековые публичные телесные наказания (бичевания),
отсечения конечностей и казни, которые практиковали еще в первый период своего прихода к власти в конце 1990-х годов. В настоящее
время экономика находится в упадке, афганцы сильно страдают от засухи и голода, в стране происходит массовая миграция населения в
поисках лучшей доли.

Пакистанский журналист и писатель Ахмед Рашид (Ahmed Rashid), автор ряда книг об Афганистане и движении Талибан, полагает, что
послания двух лидеров в целом заверяют правоверных, что давление Запада бессильно что-либо изменить. «Внутри движения Талибан
явно существуют разногласия, хотя пока талибы еще держатся вместе, – говорит Рашид. – Среди них набирают силу сторонники
умеренной линии, в том числе женского образования и вообще относительной свободы женщин, однако пока их позиции недостаточны
сильны, и им приходится выжидать своего часа. Ахундзаде известен как умелый оратор, он в полной мере использовал свое обучение в
мечети для оттачивания ораторского искусства. Именно так он отстаивает свои убеждения, однако его красноречие не дает ответов на
вопросы, которые задает народ. В афганском обществе все больше элементов, которые хотят улучшений».

Министр Хаккани и ранее проявлял самостоятельность во мнениях, в частности высказывался против стиля руководства талибов в
процессе принятия решений, чем даже навлек на себя упрек главного пресс-секретаря движения Забихуллы Муджахида (Zabihullah
Mujahid). «Однако Хаккани все же пока не преступил черту в своем праздничном послании, – считает Рашид. – Он находится на
периферии власти как вольнодумец, однако при этом очень популярен в народе, а народная поддержка его окрыляет и подталкивает
вперед. В целом же некоторую двойственность в послании глав талибов можно считать элементом продуманной кампании, цель которой в
наращивании влияния внутри страны и за рубежом. Они тем самым говорят, что не страшатся скрывать разногласия и готовы нести свои
убеждения в народ, и делают это с гордостью и убежденностью».

Ни одна страна пока не признала движение Талибан законным правительством Афганистана. Однако некоторые важные региональные
игроки, включая Китай, Иран и Пакистан, уже установили с талибами официальные дипломатические отношения.

(Движение Талибан на территории РФ)

Источник: Седмица

 → В бедствующей Эфиопии христианские благотворители пытаются прокормить голодающих детей

 ← Картины, спасенные от пожара в Нотр-Дам-де-Пари, отреставрированы и будут на днях выставлены на обозрение



Все события