Никита Михалков: Я только и делаю, что стараюсь снимать православное кино
20.11.2008Пятый международный фестиваль военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» завершился сегодня в подмосковном Волоколамске. Главный приз игрового конкурса присужден фильмам «Мы из будущего» (реж. Андрей Малюков) и «Без цензуры» (реж. Брайан Де Пальма, США). Специальным призом жюри за воплощение темы нравственной красоты человека отмечена картина «На краю стою…» (режиссеры Эдуард Тополь, Рауф Кубаев, Мунит Закиров).
В конкурсе документального кино победил фильм Виктора Лисаковича «Анастасия», посвященный А. Ширинской-Манштейн, последней свидетельнице исхода Русской императорской эскадры из Крыма в 1920 году. В 2006 году муниципалитет г. Бизерты (Тунис) принял решение переименовать одну из площадей, где стоит православный храм, назвав ее именем Анастасии Ширинской, которой на тот момент исполнилось 94 года.
Специальным призом жюри «За воссоздание образа человека высокого патриотизма и милосердия» отмечен фильм «Список Киселева» (реж. Юрий Малюгин).
Главным событием фестиваля стала двухчасовая встреча со зрителями режиссера Никиты Михалкова. Он сразу предложил ее формат: вопрос-ответ: «Когда ты отвечаешь конкретному человеку на конкретный вопрос, то есть надежда, что хотя бы ему одному тебя интересно слушать».
Среди изобилия вопросов одним из первых был задан такой: «Никита Сергеевич, как вы пришли к Богу?» – «Божьей милостью, как я родился, так это и пришло, и в этом смысле я считаю себя очень счастливым человеком», – сказал режиссер. Мама Никиты Михалкова, 1903 года рождения, была старше отца на 10 лет, и поэтому, когда автору государственного гимна пеняли, что его супруга верующая, он отвечал: ну что я могу поделать, ведь она старше меня, и родилась до революции. «И как-то так это оставили, никогда не трогали», – вспоминает Н. Михалков.
Сам Сергей Михалков не вмешивался в то, что жена воспитывала детей в христианских традициях. «Я бесконечно благодарен отцу, что он не сломал в нас православного духа. Мы были крещеными, у меня был духовник, он приходил, когда не было отца, исповедовал и причащал. Когда я шел в армию, мне зашили крестик в бушлат. Это было своего рода катакомбное христианство. Оно было тяжелым, из-за того что двусмысленно себя чувствуешь. Я испытал это, когда однажды на Пасху пошли в церковь – молодые, подвыпившие, а потом в ресторан, и один человек подошел ко мне и спросил: «Что, Никита, страшно? Под пиджачком крестишься?». Это было правдой, и это было страшно, – признался знаменитый кинематографист. – Мои дети уже были лишены этого страха. Это должно быть, как дышать».
Когда человек приходит в православный храм, он должен понимать. А кто ему объяснит? – задается вопросом режиссер. И резюмирует: «Основы православной культуры должны преподаваться. В этом нет клерикализма, это все либеральная ложь».
Михалкова попросили дать анализ сегодняшнего состояния литературы. «Я родился в семье литераторов, но не считаю себя специалистом, – ответил кинорежиссер и обозначил главную беду как отсутствие стержневой системы. «Кто из нас предполагал, что в три дня рухнет огромная коммунистическая система? Почему рухнула? Потому что национальных основ не было. Она держалась сначала на энтузиазме, а потом на страхе – до поры до времени». Когда вынули стержень, держаться литературе и искусству, при отсутствии нравственных критериев, которые определялись на Руси православием, было не на чем. Свобода стала пониматься как хаос и вседозволенность. «Русский человек не любит жить по закону, об этом фильм «12», – напомнил Н. Михалков. – Не потому что он противозаконный – ему скучно жить по закону. Это наш характер, мы так устроены, хорошо это или плохо». И отклонился в размышления о нереализованной режиссерской придумке: «Я хотел снять фотографии передовиков на досках почета, а потом смонтировать с фотографиями каторжников, которые отбыли по 20 лет каторги. Я как на эти фотографии взглянул: убийца, каторжник, казалось бы, а все равно – он служит не партии. Если ему скажут: «ты Бога не боишься», он понимал, о чем речь. В советское время можно было бояться секретаря райкома, пока у него была власть. Когда он ее потерял, кому покоряться? Богу – не научили».
Н. Михалкова коробит невероятное количество смертей на экране, когда неважно, за что человек гибнет, а важно – как: «Мы потеряли уважение к смерти. Я совершенно убежден: все, что было сделано в литературе и в кино, от беса, воплощается в жизнь. Когда я в 2001 году лежал в больнице и увидел по CNN врезающиеся в башни самолеты, я, не зная, что происходит, был убежден, что это блокбастер. Но это была правда».
Режиссер уверен, что финансовый кризис «послан Господом, чтобы мы опомнились. Шло надувание бесконечное – еще, еще. Господь знает, когда прекратить жизнь на этом свете, а сейчас говорит: погодите. Протрезвление, которое, может быть, наконец, придет к нам, позволит соизмерить свои потребности с тем, что нам действительно нужно».
Когда появляется картина «Остров» и начинает пользоваться успехом у зрителя, это значит, что можно достучаться, надеется Н. Михалков. «Когда на разговорную картину «12» пошли совсем молодые люди, есть надежда, что генетически мы – страна, в которой существует уважение к литературе, слову. Должно наступить протрезвление».
Когда режиссера спросили, собирается ли он снять в ближайшее время православное кино, он ответил: «Я надеюсь, что я только и делаю, что стараюсь снимать православное кино. Православная картина – это не та, где священники и митрополиты в клобуках поклоны бьют». А та, где есть любовь к человеку, где есть катарсис, определил он, и добавил: «Нельзя в России объединять людей на ненависти к чему-либо. Выиграли войну не потому, что ненавидели врага, а потому что любили Родину. Надо объединять на любви». Объединение на ненависти – это пугачевщина.
Никита Михалков коснулся и такого актуального вопроса, как существование кино в условиях финансового кризиса. «Большое профессиональное кино необходимо для существования кинодержавы. Кризис вычистит ту часть людей, которые делать кино не должны. Их достаточно много. Будет трудно, но пришло время конкурентной борьбы, в которой должны выжить сильные режиссеры, имеющие право этим заниматься. Кино скатилось на низкий уровень из-за того, что быстрые и легкие деньги давали возможность снимать тем, кто не владеет профессией, что сильно понизило уровень зрителя, который считает, что это и есть кино».
Источник: Благовест-инфо
→ В Московской Патриархии настаивают на принесении святынь из музеев в храмы для поклонения верующих
← На Украине строится храм в виде раскрытой книги с Декалогом и заповедями блаженства