Литургия на музыку Чайковского совершена в храмах Москвы и Петербурга ко дню его памяти
11.11.2024Москва, Петербург, 11 ноября. Память Петра Ильича Чайковского (7 мая 1840 – 6 ноября 1893) почтили в храмах поминовением
композитора и исполнением его литургии на текст службы Иоанна Златоустого. В московском храме Всех скорбящих Радость на
Большой Ордынке песнопения исполнил Московский синодальный хор. «Духовная музыка Чайковского воспринята Церковью. Она
помогает услышать слово Божие», – сказал после службы настоятель храма протоиерей Николай Лищенюк. По традиции,
установленной в столице в середине XX века регентом Матвеевым, такая служба проходит в ближайшее воскресенье ко дню памяти
Чайковского.
В Санкт-Петербурге в этот же день, 10 ноября, литургия на музыку Чайковского совершена в Спасо-Преображенском соборе в центре
города. В 1860-е годы композитор жил на Кирочной улице недалеко от храма и приходил туда на богослужения. Питерская традиция
церковного исполнения литургии Чайковского сложилась в XXI веке. Подобные службы проходили не только в Преображенском соборе,
но и в Федоровском, а также в Александро-Невской лавре, в некрополе которой покоится композитор.
Масштабные сочинения Чайковского – «Литургия» и «Всенощная» (написанная через 10 лет), которые под силу лишь большому хору,
исполняют в разных храмах Русской Православной Церкви и в другие дни. На богослужении музыка Чайковского звучала в храме
Христа Спасителя и других церквях столицы, в Воскресенском кафедральном соборе Алма-Аты, в Благовещенском соборе Воткинска –
на родине композитора, а также в храмах Ейска, Калининграда, Сочи, Ижевска и других городов.
Духовное сочинение «Литургия Иоанна Златоуста» Чайковский начал обдумывать весной 1878 года в России, как он писал Н. Фон-
Мекк, а продолжил в уединении на вилле на северо-восточном берегу Женевского озера. Произведение впервые было исполнено в
церкви Киевского университета в июне 1879 года, а затем в Москве. По мнению музыковедов, оно стало значимым событием после
полувекового застоя в церковной музыке в России.
В то время в русские богослужения проник «приторно-слащавый стиль», как писал Чайковский ректору Киевской академии. С
благоговением относясь к древним распевам, признавая заслуги русских духовных композиторов XVIII века, учитывая свой
собственный опыт (в юности он был регентом в училище правоведения), Чайковский создает свою музыку, которая, по словам
духовных лиц, соответствует строю православного богослужения. В дневниках композитора встречаются записи о посещении им
разных храмов, участии в таинствах.
После своей последней, Шестой симфонии, Чайковский думал о евангельских текстах. «Сколько раз я мечтал об иллюстрировании
музыкой слов Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» и потом: «ибо иго Мое сладко и бремя Мое легко».
Сколько в этих чудных, простых словах бесконечной любви и жалости к человеку!» – писал Чайковский в письме к великому князю
Константину Романову за три месяца до кончины.
Источник: blagovest.ru
→ Германская епархия Русской Зарубежной Церкви открывает монастырь в древнем замке Баварии