Митрополит Бачский Ириней: разделение на Украине обернулось разделением и во всём Православии
15.01.2025Один из вопросов рождественского интервью, которое дал иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Новосадский, митрополит
Бачский Ириней белградскому изданию «Печать», касался трагедии церковного раскола на Украине и его поддержки со стороны
Константинопольского Патриарха. Представляем перевод этого фрагмента интервью на русский язык.
– Трагедия украинского раскола не произошла бы без неканонического вмешательства Константинопольского Патриархата на
каноническую территорию Украинской Православной Церкви, автономной Церкви в составе Московского Патриархата. К чему, с Вашей
точки зрения как архиерея, который десятки лет занимается межцерковными отношениями в Православии, ведет нынешнее трагическое
разделение? Что творится в Восточной Церкви? Есть ли надежда решить спорные вопросы и вернуть мир, ведь, по словам святого апостола
Павла, Сам Христос есть Мир наш?
– Констатация Вами трагедии украинского церковного раскола и, я бы также добавил, – страданий канонической Православной Церкви и
народа Украины – совершенно правильна. Ах, если бы этого не произошло! Трагическое разделение на Украине, к несчастью, очень
быстро обернулось разделением и во всём Православии, причём разделением двоякого рода.
С одной стороны, речь идёт о разделении между теми Поместными Православными Церквами, которые за украинскими раскольниками во
главе со лжемитрополитом гражданином Думенко не признают решительно никакой канонической легитимности, а также некими другими,
малочисленными Поместными Церквами, которые легитимность за украинскими раскольниками признают, хотя и большей частью неохотно
или под давлением, притом лишь по решению Предстоятеля, без соответствующего решения Архиерейского Собора.
С другой стороны, и внутри последних также наметилось разделение, которое присутствует где-то в заострённой, где-то – в более мягкой
форме, не обойдя стороной на сей раз, в отличие как от далекого, так и от недавнего прошлого, даже Святую Гору Афон, многовековую
твердыню Православия.
Виновники разделения, которые, презревши Соборы и каноны, незваными вторглись в каноническое пространство другой автокефальной
Церкви и «разодрали ризу Христову», как будто не ведали о словах святителя Иоанна Златоуста и других великих исповедников
Православия – а, скорее всего, знали, но им это было безразлично, – что грех раскола не может быть омыт и искуплен даже мученической
кровью, которую пролил бы за Христа виновник раскола.
Надежда на решение этой проблемы, крупнейшей в истории Церкви со времен великого раскола между Церквами Востока и Запада в XI
веке до наших дней, и на восстановление мира и единства между Поместными Православными Церквами всегда есть, и именно потому, что
Сам Христос, а не кто-либо другой или что-либо иное, Князь мира и Мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую
посреди преграду, упразднив вражду… дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить
обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. (Еф. 2. 14-16).
Позвольте мне в этой связи повторить позицию, сформулированную мною когда-то в одной из первых наших рождественских бесед на
страницах «Печати».
Считаю, что если бы Святейший Вселенский Патриарх выступил от имени Великой Церкви Христовой в Константинополе с заявлением о
том, что лидеры украинского раскола и высшие представители украинской власти ввели его в заблуждение, а точнее, грубо обманули,
утверждая, будто на Украине все или почти все, от канонического митрополита Онуфрия до граждан Денисенко (самозванного «Патриарха
Киевского Филарета»), Думенко (самозванного «митрополита Епифания») и Малетича (самозванного «митрополита Макария»), ждут не
дождутся «объединительного собора» в Киеве и создания «Православной Церкви Украины» («ПЦУ»), этого экклезиоморфного «кентавра»
или «трагелафоса» (мифологического уродца, полукозла-полуоленя), а затем аннулировал бы эту скреплённую силой конструкцию,
обеспечив восстановление церковного status quo ante и решение проблемы путём диалога не покаявшихся доселе украинских
раскольников и их «покровителей» с Русской Православной Церковью, то есть с канонической Церковью в Украине, а также диалога на
всеправославном уровне, то это не только предотвратило бы новый раскол – худший, чем тот, который уже существует между Римско-
Католической и Православной Церквами, – но также вернуло бы Константинопольскому Патриархату его прежнюю репутацию и доверие, а
самого Патриарха Варфоломея проводило бы на суд истории как великого и мудрого Патриарха.
Дальнейшее упорствование в сохранении существующего канонического беспорядка имело бы, уверен, непредсказуемые
катастрофические последствия – длительный раскол, и даже, возможно, новое тысячелетие раскола, на этот раз не между христианским
Востоком и христианским Западом, а внутри православного Востока. Этот раскол нанес бы непоправимый ущерб миссии и свидетельству
Православия в мире, породив притом и немалую экклезиологическую ересь. Боже от такого упаси! Во избежание такого развития событий
нам следует много и усердно молиться, трудясь над этим изо всех сил.
Источник: Патриархия.ru
→ В Греции суд оправдал священника, служившего литургию во время пандемии
← Началась четвертая миссионерская экспедиция на Шри-Ланку