Парижские катакомбы впервые за свою историю закрываются на масштабную реконструкцию
06.08.2025Париж, 6 августа. Парижские катакомбы закроются на масштабную реконструкцию. Крупнейшее в мире хранилище костей будет
полностью закрыто впервые с момента открытия для публики более двух столетий назад, сообщает интернет-издание Аncient-origins.
Парижские катакомбы закроются 3 ноября 2025 года и откроются вновь только весной 2026 года. Впервые в истории этот обширный
некрополь, место последнего упокоения более шести миллионов парижан, будет полностью закрыт для посещения.
Закрытие связано не только с плановым ремонтом. Хотя рабочие с 2023 года потихоньку восстанавливают отдельные участки,
предстоящий проект представляет собой нечто гораздо большее — полную реконструкцию того, что многие считают самой жуткой
туристической достопримечательностью мира.
Глядя на катакомбы, можно подумать, что история начинается со смерти, но на самом деле она начинается со строительства. Задолго до
того, как кто-либо задумался о хранении костей под землей, средневековые парижане активно вырубали камень у себя под ногами, чтобы
построить город наверху. А ещё раньше, в галло-римскую эпоху, рабочие добывали известняк из того, что впоследствии стало гигантской
подземной сетью, охватывающей около 800 гектаров. Но даже это не было началом.
Археологические раскопки обнаружили артефакты доримской кельтской культуры, что позволяет предположить, что эти каменоломни
имели важное значение для племени паризиев за столетия до римского завоевания. Каменные орудия, черепки керамики и ритуальные
предметы указывают на то, что эти подземные помещения имели церемониальное значение задолго до появления христианских
погребений.
Известняк, который добывали под Парижем, – геологи называют его лютетским известняком или «парижским камнем» – образовался
около 45 миллионов лет назад, когда вся эта территория находилась под неглубоким морем. Сам известняк содержит окаменелые останки
древних морских существ, создавая дополнительный слой «доисторических катакомб» внутри каменных стен. Это то самый камень,
который использовался в соборе Парижской Богоматери, Лувре и бесчисленных других парижских достопримечательностях. Практически
везде в старых зданиях центра города, куда ни глянь, вы увидите камень, добытый в этих подземных карьерах.
Средневековые шахтёры достигли большого совершенства в методах добычи. Они разработали технологию «колонн и камер», которая
оставила после себя эти невероятные пространства под землёй, напоминающие соборы. Высокие каменные потолки помогают забыть, что
вы находитесь на глубине 20 метров под землей.
К XVIII веку ситуация начала усложняться. Вся эта подземная добыча породила серьёзную проблему на поверхности. В 1774 году на месте
нынешней улицы Денфер-Рошро образовался огромный провал, поглотивший 300 метров улицы. Дома, повозки, люди — всё просто
исчезло под землёй. По всему городу прокатилась паника: люди опасались, что их улица станет следующей.
Король Людовик XVI не собирался допустить, чтобы его столица рухнула сама собой, поэтому 4 апреля 1777 года он создал Департамент
генеральной инспекции каменоломен. Он поручил эту задачу Шарлю Акселю Гийомо, фактически поручив ему найти способ не дать
Парижу провалиться в собственный подвал.
Пока Гийомо был занят тем, чтобы уберечь город от разрушения, Париж столкнулся с другой проблемой: где хоронить всех умерших.
Кладбище Святых Невинных, более 500 лет служившее главным местом захоронения в Париже, было переполнено. Пять веков людей
хоронили на одном и том же относительно небольшом пространстве в самом центре города, что фактически превратило это место в
братскую могилу, которая постоянно принимала новых «жителей».
Вот суровая система погребения того времени: рыли большую общую яму и сбрасывали туда тела, пока она не заполнилась. Это могло
занять месяцы. Трупы разлагались около пяти лет, затем их выкапывали и переносили кости в склеп, освобождая место для новых тел. И
так продолжалось полтысячи лет.
К середине XVIII века примерно десятая часть всех умерших в Париже оказалась на кладбище Святых Невинных. Писатель Луи-Себастьян
Мерсье описывал ситуацию, утверждая, что «трупные миазмы», поднимающиеся с кладбища, буквально отравляли воздух города. Он
писал, что испарения были настолько едкими, что могли бы прокиснуть молоко и вино, хранящиеся поблизости.
Всё достигло апогея в 1780 году, когда газы от разлагающихся тел буквально вырвались сквозь стены подвалов домов на улице Линжери.
Жители начали заболевать: появились проблемы с дыханием, рвота, у некоторых даже начался бред. Это стало последней каплей.
Королевский указ объявил «Святые Невинные» угрозой общественному здоровью и предписал немедленно закрыть кладбище.
Итак, у города теперь было две проблемы: пустые, нестабильные карьеры под землей и слишком много трупов на поверхности. Не нужно
было быть гением, чтобы найти решение, но для его реализации потребовалась серьёзная организация.
То, что произошло дальше, можно назвать одной из самых необычных логистических операций в истории. В декабре 1785 года рабочие
начали, по сути, крупнейшую в мире переездную операцию, только вместо мебели они перевозили трупы, и всё это приходилось делать
ночью, чтобы не напугать местных жителей.
Каждую ночь к костнице Святых Невинных прибывали рабочие с лопатами и повозками. Они выкапывали всё, что находили – целые тела,
части останков, одни кости – грузили всё на телеги и везли по тёмным парижским улицам к бывшим каменоломням.
7 апреля 1786 года это место было официально освящено как «Парижское муниципальное костехранилище», хотя вскоре оно получило
более драматичное прозвище «Катакомбы» – в честь римских захоронений, которые в то время были в моде.
Логистика была невероятно сложной. Нельзя было просто сваливать всё как попало — команде Гийомо пришлось организовать всю
операцию. Кости сбрасывали в шахты каменоломни, затем рабочие внизу сортировали и распределяли всё по системе туннелей. Работа
продолжалась поэтапно в течение десятилетий. Первоначально был осуществлен перенос останков с кладбища Святых Невинных в 1785–
1787 годах, затем после Французской революции до 1814 года перевезли останки с других некрополей. Наконец, последние крупные
перемещения сделали во время реконструкции Парижа бароном Османом в 1859–1860 годах.
Но вот что действительно делает катакомбы особенными: между 1810 и 1814 годами инспектор Луи-Этьен Эрикар де Тюри решил, что
просто складывать кости как попало недостаточно достойно. Поэтому он реорганизовал весь оссуарий, создав те художественные
композиции из черепов и бедренных костей, которые и сегодня придают катакомбам их неповторимый облик.
Это место сразу же стало притягательным для высших слоев общества того времени. Граф Артуа (впоследствии ставший Карлом X) привёз
сюда группу придворных дам в 1787 году. Австрийский император Франц I посетил это место в 1814 году. Даже Наполеон III посетил его с
сыном в 1860 году.
Но под улицами Парижа скрывается нечто, гораздо большее, чем костные останки. Помимо хорошо документированной «реставрации»
XVIII века, парижские катакомбы содержат примечательные средневековые религиозные объекты, которые часто упускаются из виду.
Некоторые подземные катакомбы включают фундаменты древних монастырей, снесённых во время Французской революции. Например,
аббатство Сен-Жермен-де-Пре и монастырь Святой Женевьевы вносят свой вклад в сеть катакомб. Древние религиозные надписи на
латыни, датируемые XII и XIII веками, до сих пор можно найти высеченными на известняковых стенах в некоторых закрытых зонах, что
позволяет заглянуть в средневековую парижскую религиозную жизнь.
До массового переноса кладбищ некоторые участки катакомб служили частными усыпальницами французских аристократов и купеческих
семей. Изящные каменные саркофаги, некоторые из которых датируются XIV веком, остаются запечатанными в туннелях, недоступных для
экскурсий. Эти усыпальницы знати украшены искусно вырезанными фамильными гербами и латинскими эпитафиями, которые
предоставляют ценную генеалогическую информацию о средневековой парижской элите. Несколько королевских врачей и придворных
времён правления Людовика XIII и Людовика XIV были похоронены в специально подготовленных гробницах, которые были созданы
более чем на столетие раньше, чем было проведено перенесение останков с закрытых кладбищ.
На протяжении XVII и XVIII веков в подземельях действовала настоящая подпольная экономика, ставшая местом для реализации
множества законных и незаконных промыслов. Крупной и прибыльной отраслью стало выращивание грибов, которое, возникло здесь в
1670-х годах. Целые районы были превращены в производственные предприятия, снабжавшие парижские рынки более 200 лет.
Стабильные подземные температуры также идеально подходили для хранения вина в погребах, и некоторые производители шампанских
вин использовали туннели в качестве помещений для выдержки.
Катакомбы также служили путями контрабанды товаров, что позволяло избегать уплаты городских налогов, а системы шкивов и скрытые
хранилища облегчали работу этих подпольных торговых сетей.
В XIX веке катакомбы были охвачены обширными научными исследованиями, особенно в области общественного здравоохранения и
анатомии. Студенты-медики Парижского университета проводили тайные вскрытия и анатомические исследования, используя
легкодоступные останки скелетов. Ранние антропологические исследования, посвященные измерениям черепа и патологиям костей,
заложили важные основы судебной медицины.
Станции мониторинга температуры и влажности, некоторые из которых работали непрерывно более 150 лет, предоставляли важные
данные для понимания особенностей городского климата и геологической стабильности, способствуя развитию современных инженерных
методов подземного строительства по всему Парижу.
Во время Второй мировой войны катакомбы служили важным убежищем для бойцов французского Сопротивления и еврейских семей,
спасавшихся от нацистских преследований. Немцы построили подземный бункер недалеко от площади Денфер-Рошро, в то время как
ячейки Сопротивления использовали сложную систему связи через туннели. Скрытые тайники с оружием, поддельными документами и
припасами того периода были обнаружены лишь в 1990-х годах. В некоторых помещениях до сих пор сохранились граффити военных лет
и импровизированные жилые помещения, включая кухни и спальни, где месяцами жили десятки беженцев.
Перенесёмся в наши дни: катакомбы снова столкнулись с трудностями в плане сохранности. Когда через подземное хранилище костей
ежегодно проходит 550 000 туристов, оно начинает изнашиваться.
Предстоящая реновация направлена не только на улучшение внешнего вида — хотя планируется обновить освещение и отремонтировать
полы. Главная проблема — сохранение. Без надлежащей вентиляции и климат-контроля этот уникальный исторический объект может
разрушиться без возможности восстановления.
Также планируют ряд образовательных усовершенствований, которые должны сделать посещение катакомб более содержательным для
посетителей. Новые экспозиции расскажут о тех страницах истории катакомб, которые ранее не привлекали особого внимания, а также
готовят пространство для временных выставок. Цель — поддерживать актуальность объекта и побудить не только для туристов, но и
парижан посещать его регулярно.
Это самая крупная инвестиция в катакомбы с тех пор, как они впервые открылись для публики по предварительной записи в 1809 году.
Тогда даже вели книгу регистрации посетителей, где люди могли записывать свои впечатления, — видимо, она довольно быстро
заполнилась, поскольку место сразу же стало популярным как среди французских, так и среди иностранных туристов.
Больше всего во всей этой истории поражает то, как практические решения со временем могут превратиться в нечто глубокое. Катакомбы
изначально были ответом на самые обыденные вопросы: где добыть строительный камень, как укрепить нестабильную почву, что делать с
кучей трупов. Но где-то по пути они стали мощным напоминанием о смертности и течении времени.
Когда реставрация завершится весной 2026 года, посетители по-прежнему смогут испытать те же глубокие переживания, которые
привлекали людей под землю более двух веков. Просто они будут делать это в более сохранившемся и более продуманном пространстве.
И, возможно, это вполне подобает месту, которое всегда было призвано превращать практические потребности живых во что-то значимое
для будущих поколений.
Источник: Седмица
← Китайское правительство будет принимать решение о перерождении Далай-ламы