Под знаком полумесяца
03.02.2009Мусульманское население Европы растет высокими темпами. Некоторые ученые считают, что в будущем за счет иммиграции и обращения в ислам местных жителей мусульмане могут составить в европейских странах большинство. Насколько это реально? Как это отразится на облике Европы?
С этими вопросами «Россия» обратилась к доктору философских наук, президенту Института религии и политики, члену Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России Александру Игнатенко
– В свое время христиане отправились с крестовыми походами на Ближний Восток. Можно ли говорить, что сейчас происходит обратный процесс, своего рода «мусульманский поход» на Европу?
– Я бы назвал это «мусульманским освоением Европы» и выделил в нем три потока. Первый поток – демографическая экспансия исламского мира в Европу. Она представляет собой увеличение доли мусульман-иммигрантов и натурализованных мусульман в населении разных европейских стран. Это наиболее видимый процесс. В Марселе вам расскажут байку: «Какой язык является вторым в Марселе? Вы думаете, арабский. Нет, французский».
Второй поток – политическая и военно-политическая экспансия государств Ближнего и Среднего Востока в Европу. Власти государств, из которых происходят иммигранты, используют их для оказания давления на принимающие государства. Например, проходит забастовка на автомобилестроительных заводах во Франции, где работают выходцы из Северной Африки. К французским властям обращаются люди из посольств североафриканского государства с предложением остановить забастовку в обмен на какие-то льготы, преференции и поддержку этого конкретного государства со стороны Франции, постоянного члена Совета Безопасности ООН, во внешнеполитической области. Особое направление давления – иммиграционное законодательство и иммиграционная политика европейских стран.
Есть и более жесткие формы давления. Это деятельность террористических группировок в Европе, имеющая довольно четкие цели: воздействовать на политику соответствующих государств. Чудовищный теракт весной 2004 года в Испании от имени европейского филиала «Аль-Каиды» заставил Испанию вывести войска из Ирака. Как правило, террористы из мусульман, проживающих в Европе, реализуют геополитические задачи, которые намечаются в арабских и других исламских столицах, но реализует их «пехота», которой внушают, что она защищает ислам. Более того, работа правоохранительных органов в Европе трактуется как «преследования мусульман», и это в свою очередь приводит к радикализации части европейских мусульман.
Наконец, третий поток исламского «освоения» Европы – религиозная экспансия. Этот процесс распространения ислама предполагает вооруженный джихад против тех, кто препятствует процессу обращения в ислам. Схема этого джихада проста. На некую исламски неосвоенную территорию, в ту же Европу, засылаются проповедники-миссионеры. Если население принимает ислам, как это происходит в некоторых европейских странах, то и ладно. Если же кто-то «препятствует» распространению ислама, то тогда эта страна или ее часть становится территорией вооруженного джихада, чтобы «слово Аллаха было наивысшим». Европейцы не знают, что это официальная позиция исламских центров силы.
В документах 16-й сессии Академии исламского права – подразделения саудовской «Лиги исламского мира», проходившей 6–11 января 2002 года в Мекке (Саудовская Аравия) под патронатом саудовского короля, в так называемом «Мекканском заявлении» утверждается, что джихад с использованием насилия и оружия – не террор, а форма борьбы против террора. И рекомендует вести вооруженный джихад – я цитирую документ – «против тех, кто препятствует мусульманам мирно распространять ислам среди немусульман». Говоря коротко, религиозная экспансия будет осуществлена – не лаской, так таской.
– Каково, по вашим оценкам, будет влияние исламского фактора в странах Европы в ближайшее время?
– Парадоксальным образом исламский фактор приводит к росту европейского самосознания и к прояснению того, что такое Европа в культурном, цивилизационном отношении. Европа выстраивает систему самозащиты – совершенствуется иммиграционное законодательство, предпринимаются превентивные меры против экстремистов и террористов, действующих в мусульманской среде, разрабатываются и реализуются программы интеграции мусульман-иммигрантов в культурную и нормативную среду соответствующих государств.
Например, во Франции создано целое министерство национальной идентичности и интеграции, а в Германии гарантируемое конституцией мусульманам изучение ислама в школе будет осуществляться только на немецком языке. Почти во всех странах Европы для получения вида на жительство необходимо сдавать экзамен на знание языка принимающего государства и его культурных и правовых норм. Хотя есть и другая тенденция – своего рода «цивилизационное отступление». Так, в Великобритании раздаются голоса, призывающие ввести шариатские нормы для рассмотрения дел мусульман, проживающих в стране, что означало бы вывод этих подданных британской короны из-под ее юрисдикции. Кстати сказать, в Великобритании действует самопровозглашенный «Высший шариатский суд Великобритании», который несколько лет тому назад вынес смертный приговор бывшему тогдашнему премьер-министру Тони Блэру, тем самым показав, что шариатские нормы распространяются и на немусульман.
– Каковы ситуация с распространением ислама в России и будущие тенденции в этой сфере?
– Ислам – одна из традиционных религий России, и как таковой он не представляет и не может представлять никакой опасности для нашей страны. Проблема в другом. В среду российских мусульман осуществляется религиозная экспансия из иностранных исламских центров – Саудовской Аравии, Ирана, других стран типа Ливии, Пакистана, Египта, Турции, в каждой из которых существует своя форма ислама.
Эту коллизию хорошо выразил один из лидеров татарстанских мусульман Валиулла Якупов: «Для арабских кочевников, может быть, ваххабизм – это хорошая вещь, но для европейцев – а татары себя считают европейцами – он абсолютно неприемлем». Религиозная экспансия сочетается с политической и военно-политической: на юге России действуют религиозно-политические группировки, которые воюют, совершают теракты – ведут «джихад» в интересах зарубежных спонсоров. Они даже называются по-арабски: «Катаиб аль-Хоуль» в Северной Осетии, что означает «Батальоны ужаса», «Риядус-Салихийн» в Чечне и Дагестане, что означает «Сады праведников», и тому подобное. Все это филиалы «Аль-Каиды», воюющие за цели, поставленные организаторами и спонсорами «Аль-Каиды». Противостоять этому – жизненная необходимость для нашей страны, которой следует поощрять традиционный российский ислам.
Источник: Еженедельная газета "Россия"
→ В Великих Луках впервые проходят Православные Свято-Тихоновские чтения