По сложности религиозных проблем с Украиной не сравнится ни одна страна в мире
05.02.2009Религиозная жизнь в современной Украине характеризуется «глубоким кризисом» – таков главный вывод доклада профессора Анатолия Колодного, руководителя Отделения религиоведения Института философии Академии наук Украины. Выступая 2 февраля на Международной научной конференции «Религия в современном обществе», он представил подробный анализ сложной религиозной ситуации в современной Украине.
Для начала профессор привел статистику, которая свидетельствует о бурном росте числа религиозных организаций (РО) в независимой Украине. Так, если в советское время на Украине было зарегистрировано около10 конфессий, то ныне – больше 120 разных церквей, религиозных течений и объединений. Количество РО возросло с 4,5 тыс. в 1990 г. до 34 тыс. в 2008 г. Если в недалеком прошлом причисляли себя к верующим лишь 5% респондентов, то ныне – больше 60 % населения страны. Таким образом, религиозность в Украине стала «массовым явлением», констатировал ученый. Рейтинг РО в обществе– самый высокий по сравнению с другими институциями – около 60%.
Для нынешней Украины характерна очень сложная конфессиональная картина, продолжил докладчик. Наряду с доминирующим православием (17 174 организации – это более 50 % от общего количества РО), существуют другие крупные христианские общности: греко-католики (3 685 общин), римо-католики (1 060), старообрядцы (64), протестантские организации (8 500). Ислам представлен 1 138 общинами, а иудаизм – 290.
Духовный вакуум заполняют и различные неопротестантские течения, разнообразные харизматические, буддистские, неоиндуистские организации, а также украинское неоязычество. По словам А.Колодного, государственная регистрация РО на Украине необязательна. Новые РО – а их порядка 1900 – чувствуют себя «сравнительно свободно», однако в последние годы роста числа последователей новых религий не наблюдается.
За годы независимости решен ряд важных проблем религиозной жизни:
восстановлена деятельность запрещенных в недалеком прошлом ряда Церквей – Украинской автокефальной, Греко-Католической, христиан веры евангельской и т.д. Сегодня конфессии имеют полную возможность открыто проводить свою каноническую, катехизаторскую, проповедническую деятельность. Как отметил профессор, религиозным организациям почти полностью возвращены культовые здания. Подсчитано, что обеспеченность РО культовыми зданиями составляет 72%. Большие успехи отмечены и в деле религиозного образования: в 192 конфессиональных учебных заведениях обучается 18,5 тыс. человек; РО открывают свои общеобразовательные школы и институты, а статус духовного образования приравнивается к статусу светского. Государство во многих вопросах идет навстречу РО: сейчас законодательно решается вопрос о налоговых льготах, о льготной оплате коммунальных услуг, о бесплатных земельных участках для РО.
Вместе с тем, профессор Колодный отмечает: «Таких сложностей, как в Украине, не имеет ни одна страна в мире». В первую очередь, речь идет о «небывалом кризисе православия, разделенного на три самостоятельные, конкурирующие и враждующие между собой Церкви». Эксперт убежден, что этот кризис имеет «четко выраженный геополитический, а не только внутрицерковный аспект». Состояние православия на Украине приходится рассматривать как «один из нюансов российско-украинских межгосударственных отношений» и только потом – в контексте «возможных изменений в среде вселенского православия».
«Наше желание иметь свою Поместную Церковь не получает поддержки со стороны российской Церкви и внутренних малороссийских кругов», -- сказал докладчик. В связи с этим он говорил о необходимости законодательно регламентировать связь украинских РО с их центрами, находящимися за рубежом. Применительно к межправославному кризису он отметил: «Важно определить статус Русской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата на территории Украины, поскольку ее приходы, а то и епархии, епархиальная печать служат утверждению явно антиукраинских, сепаратистских, антигосударственных настроений». Ученый видит прямую связь между национальным духовным возрождением Украины и «вмешательством в этот процесс различных иностранных духовных центров, в частности, Московского патриархата, Ватикана, Румынского патриархата, Израиля, мусульманских стран.
Соответственно, другие религиозные организации также не живут в мире друг с другом: спорят Московский патриархат и греко-католики, Московский патриархат и мусульмане в Крыму, иудеи и караимы, мусульмане друг с другом и т.д.
Преимущественный предмет столкновений -- право владения культовыми зданиями; зачастую эти противоречия имеют не только религиозную, но и политическую почву. К общей конфликтности прибавляются еще противоречия между традиционными для Украины конфессиями и нетрадиционными образованиями. Не способствует стабильности и согласию борьба РО за статус государственной Церкви: так, на эту роль явно претендует Православная Церковь Киевского патриархата, а в галичанских районах такой статус фактически уже имеет Греко-Католическая Церковь, отметил выступавший.
Весь этот клубок противоречий наличествует в стране, которая исторически складывалась как «плюральная» в религиозном отношении: по словам религиоведа, на Украине издавна было принято воспринимать религию соседа «с определенной отстраненностью и толерантностью». «Украинец равнодушен к верованиям другого, он не стремится переиначить его, не действует по принципу «все вокруг мое», -- пояснил он.
Источник: Благовест-инфо
→ Советская армия возвращается из небытия?
← Христиане бросают вызов сторонникам теории Дарвина