Аптечный рецепт ограбления россиян
13.02.2009Аптека и в Москве, и во всей России — не просто магазин, где продаются лекарства. Многим она заменяет поликлиники и больницы. Большинство людей приходят туда не с направлением от врача, а с жалобами на здоровье. Поэтому “ставят диагноз” и “оказывают медпомощь” им фармацевты.
Бизнесмены от фармации такую ситуацию просекли и предлагают клиентам-пациентам по большей части дорогие лекарства. Обозреватель “МК” на условиях анонимности поговорил с представителями аптечного бизнеса.
Средний чек — не для средних доходов
Почему россияне в массе своей идут лечиться в аптеки, а не в поликлиники? Причин тому масса. Во-первых, сегодня невыгодно оформлять больничные, поэтому народ предпочитает переносить болячки на ногах. Во-вторых, виновата система работы поликлиник — проще заняться самолечением, чем сидеть в длинной очереди к врачу. Одна небольшая аптечная сеть приняла, правда, смелое решение. Менеджер наняла специалистов-врачей, которые имеют приемные часы в аптеке, практически как в поликлинике, и бесплатно консультируют покупателей. Однако этот случай — исключение, а не общая практика. На такие расходы аптекам идти невыгодно. Это коммерческие предприятия, они должны приносить прибыль. И как же аптеки ее пытаются получать?
Примерно год назад в трех крупных московских аптечных сетях появилось такое понятие, как средний чек — то есть средняя сумма одной покупки в день (все суммы покупок складываются и делятся на их количество). Для Запада это давно не новость. К примеру, в голландских супермаркетах средний чек составляет 30 евро.
Мы — не Голландия. В столичных аптечных сетях установили сумму среднего чека в 300 рублей. Но большинство покупателей аптек — пенсионеры, для которых покупка в 300 рублей неподъемна. А оклады у аптекарей в общей массе невелики. Премии же как раз определяются выручкой и средним чеком. Таким образом, их фактически вынудили навязывать людям ненужный товар.
Существует, например, один французский жаропонижающий препарат — не особо полезный, но очень популярный. Он загоняет болезнь внутрь, но когда нельзя пропустить работу, нужно быстро встать на ноги, без него не обойтись. Почти никто не знает, что у этого препарата есть, например, индийский аналог, который столь же эффективен, но стоит значительно дешевле. И если фармацевта просят порекомендовать жаропонижающее, ни один не будет советовать дешевый аналог — не враг же он самому себе. Абсурдная ситуация: равные по качеству лекарства расходятся в цене практически в три раза. Но 9 покупателей из 10 покупают французский препарат.
Российским таблеткам в аптеку вход заказан
Для отечественного производителя ситуация сейчас особенно страшная. Дело в том, что от него лекарства поступают в аптеку двумя путями. Во-первых, через поставщиков, которые берут на себя логистику и, как они утверждают, рекламу. Они забирают на реализацию у производителя препараты на 4 месяца, с тем чтобы потом в случае чего вернуть их назад нереализованными. Казалось бы, у производителей есть второй путь — продавать препараты крупным сетям напрямую. И что же происходит? Если этот медицинский препарат или БАД стоит до 300 рублей, аптечная сеть не заинтересована в его приобретении.
— Я работала медпредставителем от одной российской компании, которая выпускает прекрасные детские кремы и мази для лечения грибковых заболеваний, варикоза. Они стоят не дороже 70 рублей, но их сейчас нигде не найти, — говорит наш эксперт. — Сетевые аптеки их даже в заказы не берут, не вносят в списки, и их нет на складе. (Кстати, о списках заказов. Они утверждаются офисами сетевых аптек. Проплачивается каждый шаг. Фирма-производитель, мало того что производит дешевый препарат и отдает его в кредит, должна еще заплатить офису аптечной сети, чтобы этот препарат внесли в разрешенные списки для заказов!)
Вернемся к детским кремам. По одной известной сети аптек была проплачена акция — препарат (т.е. кремы) там должны были выставить на самую дорогую на витраже полку на уровне глаз с прикрепленным воблером (рекламкой в виде кружка для привлечения внимания покупателей). Но несмотря на оплаченную акцию, кремы так и не выставили. Директор аптеки прямым текстом заявила: “А зачем мне выставлять препарат за 60 рублей, когда есть аналогичный за 400?”
За срыв акции производитель наказать аптеку не может. Не в суд же идти — все равно потом надо будет иметь с ними дело. Получаются ножницы. С одной стороны — если производить дешевые препараты, нет возможности тратить деньги на рекламу и проплачивать продвижение препарата по сетям аптек. С другой — ни сети, ни фармацевты не заинтересованы в том, чтобы эти лекарства продавать. Разорвать этот замкнутый круг на сегодняшний день не представляется возможным.
Косметика вместо лекарств
Но аптеки бывают не только коммерческие, но и государственные. Казалось бы, цены там должны быть ощутимо ниже. Но на практике все выглядит иначе. Все опрошенные нами медпредставители жаловались, что они даже не могли получить информацию, работает та или иная госаптека или нет. Такой там “высокий” уровень организации. Большинство таких аптек очень плохо расположены — в самых глухих закоулках, до которых не доберешься. Ни одна частная аптека не позволила бы себе там открыться. Их посещаемость крайне низкая: залы, как правило, пустые, очередей нет. Фармацевтам там платят меньше всего по Москве, поэтому работают там зачастую низкоквалифицированные или пожилые специалисты. А в конечном итоге цены в таких аптеках на дешевые препараты порой почему-то более высокие, чем в коммерческих сетях. И при этом некоторые госаптеки в Москве уже позакрывались.
А еще — повсеместно закрываются рецептурные отделы. Директор одной фирмы медтехники рассказал “МК”, что сейчас ситуация напоминает Бразилию 10-летней давности, где аптеки превратились в супермаркеты, продающие в основном парафармацевтическую продукцию — шампуни, дезодоранты и проч., а где-то внутри — лекарства. Никто не обязывает аптеки гарантированно продавать рецептурные препараты. Их заказывают лишь в том случае, если их стоимость превышает сумму того самого среднего чека. Иногда нужный препарат находится лишь на другом конце города.
Конечно, рецептурные отделы разорились в таких условиях первыми — их удельный вес снижается, замещаясь более дорогими отделами, а зачастую — продукцией парафармации в виде соков, лечебной, а иногда уже и не лечебной косметикой, игрушками, детским питанием и пр. Плюс — крупные фармкомпании работают не только с аптеками, но и с врачами, которые выписывают пациентам только дорогие препараты.
В целом решение проблемы можно найти в создании сети социальных аптек — есть же социальные магазины. Там директор или менеджер сети должен будет выбирать самые недорогие аналоги лекарств для продажи. А премии для фармацевтов… Нужно, чтобы их либо не было вообще, либо они зависели от записей в книге отзывов.
Но, увы: говорить в нынешних условиях о создании сети социальных аптек — это скорее утопия.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОКУПАТЕЛЮ?
Если вам выписали дорогое лекарство, можно вбить его название в интернет и найти все его аналоги. Есть и более трудоемкий путь: можно прямо в аптеке посмотреть вкладыши препаратов, сравнить состав и подобрать для себя самый дешевый вариант. Некоторые клиенты категорически отказываются от помощи провизоров-консультантов и проводят в аптеках до часа.
Можно сказать фармацевту: извините, у меня сумма такая-то, что вы можете предложить мне на нее? И еще: когда вам рекомендуют препарат, уточните сразу цену и независимо от того, есть на это деньги или нет, призадумайтесь. Потому что в фармакологии дорогое не всегда означает хорошее.
Источник: МК
← Люди старятся, деревня умирает