Миссия: во славу Церкви, а не во славу миссионера
19.02.2009Шестой год храм св. мц. Татианы во время международных Рождественских чтений принимает у себя участников секции, посвященной вопросам миссии среди молодежи и взаимодействию с молодежной субкультурой. В этом году, правда, второй вопрос отошел на второй план. Однако это не помешало развиться дискуссии.
Особенностью работы секции в этом году стало обсуждение миссионерского опыта Русской Православной Церкви за рубежом. И свои доклады на суд собравшихся представил заместитель председателя Синодального отдела Русской Зарубежной Церкви по работе с молодежью протоиерей Андрей Соммер.
Отец Андрей особо отметил, что молодежи, даже получившей знания об истинных ценностях, о своей православной вере и культуре, трудно вести борьбу против соблазнов мира. Посему задача Церкви сегодня - продолжать опекать молодых людей и после окончания школы.
«Молодежь может привлекать молодежь в духе братской любви. И сегодня мы можем рассмотреть возможность устраивать совместные проекты, к примеру, чтобы молодые люди не только принимали участие в восстановлении храмов в России, но и имели возможность посетить святыни за рубежом», - подчеркнул отец Андрей.
«Начиная с 50-х годов прошлого века, наши архипастыри начали замечать уход паствы. В это время они поняли, что надо меньше уделять внимания внешним духовным миссиям, а более сосредоточиться на выполнении внутренних духовных забот. В это же время были основаны Владимирские кружки, целью которых было попечение молодежи. Приходские церковные кружки сотрудничали с Синодом РПЦЗ, позже они были епархиальными молодежными комитетами.
Русские, оказавшись за пределами родины, стали основывать приходы, строить храмы в разных концах мира: в Китае, Америке, Африке, Австралии. Купола русских церквей, колокольные звоны, крестные ходы свидетельствовали о Православии и привлекали людей других наций. Взрослым на работе, а детям в школе приходилось общаться ежедневно с инаковерующими, а то и вообще неверующими на языке других стран, и каждый, выходя из храма, уже являлся миссионером.
Молодежь нуждается в особом внимании и в различных подходах. Примером доброго подвига можно привлечь многих», - подытожил свое выступление отец Андрей.
О том, насколько важно миссионерское служение, докладчик подчеркнул, процитировав определение Поместного Собора Русской Православной Церкви «О жизни и трудах Русской Православной Церкви». В нем, в частности, говорится: «Собор счел важным умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения. Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности, должна сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова. На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия».
«Нужно продумать систему дежурных в храме»
Сотрудник миссионерского отдела при Московской Духовной Академии Дмитрий Серов посвятил свой доклад анализу методов благовестия. По его словам, в каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Однако наличие недостатков не говорит о том, что тот или иной метод не должен быть использован в Церкви.
«Проповедь бывает внутри храма и вне его. Например, проповедь - как часть богослужения. В данном случае и наличие слушателей, и доверие к проповедующему гарантировано. Однако недостатком является то, что время такой проповеди ограничено, как и ее тематика. Или беседа за чашкой чая у священнослужителя после литургии располагает к себе доброй домашней обстановкой, более продолжительна, но ограничена тем, что на нее практически не попадают новые люди, первый раз попавшие в храм.
Большую роль в миссионерской работе играют молодежные лагеря. Но и здесь есть над чем нам надо работать», - сказал докладчик.
Опытом построения миссионерского молодежного центра и школы, практическими рекомендациями по ряду миссионерских вопросов поделился настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской иерей Даниил Сысоев.
«Прежде чем выходить на миссионерство, надо твердо понять, что у нас существует точная точка зрения на основные положения веры. Второй вопрос: как мы миссионерствуем? Опыт показывает, что большая эффективность миссионерской работы там, где есть куда придти. Если некуда позвать, то и эффект будет нулевой. Нужен приход. Наш опыт показывает, что люди, с которыми вы встретитесь на улице, будут вам благодарны. И третий момент: нужно предварительно создать систему встреч. Ведь если человек придет в храм и встретит там «добрых» старушек и «вечно спешащего» батюшку, которые тут же начнут вразумлять его по вопросам поведения в храме, то он уйдет оттуда с еще более негативным образом Церкви. Нужно продумать систему дежурных, которые встречают человека, отвечают на его вопросы, дадут ему раздаточный материал. При этом, подчеркну, что лист бумаги А4 более эффективный, чем какая-нибудь брошюрка. Нужно, чтобы этот встречающий мог объяснить простые вещи на понятном, русском языке, а не на смеси русского и церковно-славянского. Если же что-то требует ответа священника, то пусть они подойдут вместе и скажут: «Давайте сейчас подойдем вместе к священнику и спросим у него». Они могут договориться о времени встречи.
Сегодня практика показывает, что порой до 70% прихожан, которые даже ходят в храм 10-15 лет, имеют искаженные представления о вероучении. Когда я начинал служение, то просто спрашивал прихожан о Символе вере. Не о дословном содержании, а о принципах. Так выяснилось, что 70% не верят в воскресение плоти.
Есть постановление Священного Синода от 16 февраля 1840 года, которое обязывает всех взрослых новокрещаемых пройти 40-дневную подготовку перед крещением. И это постановление не отменено. На мой взгляд, замечательная практика», - сказал отец Даниил.
Еще одним зарубежным гостем стал профессор Тюбингенского университета, доктор педагогических наук, руководитель Международного общества по мобильным программам работы с молодежью ( ISMO ) из Штутгарта Вальтер Шпехт. Он рассказал о тесном и многолетнем сотрудничестве этой организации с Русской Православной Церковью.
Когда видно, что Церковь озабочена реальными проблемами людей, это привлекает
«В Германии такие же проблемы, как и в России: молодежь не приходит в храм. Но когда молодые люди видят, что Церковь озабочена реальными проблемами людей, это привлекает. Поэтому социальная работа молодежи с молодежью также может сослужить добрую службу. Проблемы того или иного района – они видны. Если священник интересуется этим, то он будет знать это, а значит, сможет проникнуться проблемами молодежи и организовать верующую молодежь как социальных волонтеров. Наше сотрудничество началось в 1994 году, а четыре года спустя, по благословению Патриарха Алексия II , в Санкт-Петербурге состоялся большой симпозиум по проблеме социальной работы с уличными детьми. На нем были не только представители Церкви, но и эксперты со всей России. Всего собрались представители более сорока стран. Патриарх Алексий тогда отметил, что дети являются самым слабым звеном в нашем обществе и больше других нуждаются в помощи со стороны Церкви», - отметил Вальтер Шпехт.
Участники секции обсудили возможности миссионерства посредством организации профессиональных школ, преподавания спорта. Об успехах в этой сфере рассказал преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета Михаил Маняшин, который всю свою жизнь посвятил спорту и работе с молодежью. По его словам, спортивная работа с молодым поколением позволяет укреплять здоровье ребят, а также прививать им и нравственные ценности.
«От такой молодежи не услышишь унизительных, неуважительных слов в адрес соперников, они не вступают в споры, склоки. А результатом являются победы на спартакиадах, на Георгиевских стартах, ставших уже традиционными», - рассказал Михаил Филиппович.
Еще одним способом миссионерского служения является организация профессиональных школ и кружков, например, курсов фотографии. Важным же условием является высокий профессионализм преподавателей, который обусловит доверие к ним, как к людям верующим.
«Важным условием является высокий профессионализм преподавателей. И чем больше будут доверять учителю, как профессионалу своего дела, тем потом больше будет доверие к нему, когда он будет рассказывать о своем опыте вере», - сказал протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова.
Работу секции завершил ряд докладов преподавателей миссионерских факультетов, которые рассказали о подготовке молодых миссионеров. При этом выступающие с сожалением отмечали, что далеко не все выпускники таких факультетов найдут работу по специальности.
Подводя итоги работы, протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что «важно, чтобы миссионерская деятельность работала на авторитет Церкви, а не на авторитет миссионера. А то получается, что конкретному клирику люди верят, а Священноначалию нет. Проведу аналогии с фразой нынешнего Папы Римского, которую он произнес, будучи еще кардиналом: «Иоанн Павел II был таким Папой, при котором на стадионы собирались миллионы, а церкви пустели». Вот и сейчас важно, чтобы при миссионерской работе не получалось так, что у клубов околоцерковных толпились бы тысячи, но при этом церкви бы пустели».
Источник: Православие и Мир
→ Заметки о «настенном искусстве»
← Зачем превращают телезрителей в телепсихов