Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Россия в глобальной паутине: «бежать» в Сеть – проще всего?

19.03.2009

Россия в глобальной паутине: «бежать» в Сеть – проще всего? За последнее десятилетие Интернет и созданная им «вторая» виртуальная вселенная стали частью жизни миллионов людей по всему миру. По статистике ООН к середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило уже около 1,4 млрд человек по всему миру – а это около четверти земного населения. В нынешний экономический кризис входит довольно сильно «интернетизированное» человечество. Как это может повлиять на поведение людей в сложной экономической ситуации?

Чтобы понять, насколько Интернет важен для россиян, можно посмотреть последние статистические данные. Россия в «интернетизации» населения ничуть не отстает от Европы. На днях ФОМ представил результаты исследования аудитории российского Интернета на начало 2009 года. 38 млн. российских пользователей от 16 лет и старше (32% от общего населения страны) в 2008 году выходили в сеть хотя бы раз полгода, раз в неделю в Интернет выходит четверть взрослых россиян, а ежедневно в сети бывает тоже немалая часть наших граждан – 16 млн. По сравнению с общим числом взрослых граждан это не самые большие показатели, но по фактическому количеству пользователей в Европе нас опережает на 8 млн. человек только Германия.

Самая многочисленная аудитория пользователей – люди от 25 до 44 лет (51%), средний возраст российского «интернетчика» – 29 лет. Соотношение мужчин и женщин в Рунете почти выровнялось, аудитория сети взрослеет и распространяется в регионы. Можно уверенно сказать, что Интернет имеет большое значение в жизни россиян – причем наиболее активных, молодых, образованных (Более 60% школьников и студентов средних специальных учебных заведений и порядка 80% студентов вузов имеют доступ в сеть). Для кого-то это просто неотъемлемая часть привычного образа жизни – примерно четверть опрошенных отметили, что без Интернета их жизнь сильно изменится.

Интернет пришел на место кино

О том, что Интернет приобретет большее значение в кризис, некоторое время назад заявил президент Медведев. «Вряд ли рост трафика и популярность Интернета в результате кризиса приостановится, скорее, наоборот. Я думаю, что на самом деле, несмотря на кризис, трафик будет увеличиваться и, более того – это, наверное, не несмотря, а благодаря кризису». На заседании Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества он напомнил, что в период великой депрессии в США возросла популярность кинематографа и отметил, что «но тогда не было Интернета, а Интернет – это глобальная система, позволяющая людям общаться и общаться достаточно дешево и в то же время снимающая какие-то проблемы, а иногда и создающая такие проблемы».

Рост спроса на развлечения отмечают и в соответствующих секторах рынка. Так в США осенью, несмотря на серьезное падение потребительского спроса, продажи игровых товаров всех категорий выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом наиболее впечатляющий рост показал сегмент игрового софта – 35%. «Спрос на развлечения во времена экономических депрессий остается невероятно высоким, поэтому сокращения количества хороших игр не предвидится, – рассуждает Сергей Галенкин, директор розничного подразделения ООО «Софтпром».»Мы на нашем игровом портале наблюдаем постоянный рост посещаемости. В непростые времена интерес к развлечениям как методу снятия стресса увеличивается, – отмечает директор по маркетингу компании Mail.ru Анна Артамонова. Действительно, этот вид отдыха обходится значительно дешевле любого путешествия, похода в клуб, театр, кино, спортивный зал или музей.

Телевидение тоже увеличит в кризис свою аудиторию. Так, в конце 2008 года средний американец в США смотрел телевизор в течение 151 часа ежемесячно – рекордный показатель за все годы проведения подобных исследований. Выросло также среднее время просмотра видеороликов в интернете и на мобильных устройствах. Ученые объясняют это в том числе и трудной экономической ситуацией, из-за которой многие американцы отдают предпочтение недорогим развлечениям, например, просмотру телевидения дома. Эта тенденция, скорее всего, затронет и другие страны, и Россию тоже.

Маленькое окно в большой мир

Похоже, что тяжелые времена значительная часть «золотого миллиарда» проведет не в борьбе за свои права, а за экранами компьютеров и телевизоров. С одной стороны, в этом есть положительные стороны. В отличие от ТВ, Интернет, в первую очередь, – инструмент общения, и там можно получить пусть и виртуальную, но все же поддержку, а может быть найти и новые идеи о том, как адаптироваться к трудным временам. По словам Павла Лебедева, Руководителя проекта «Мир Интернета» (Фонд «Общественное Мнение»), российские Интернет-пользователи могут противостоять экономическому кризису уже за счет накопленной социальной энергетики: «Погружение в информационные потоки, более высокий образовательный и социальный статус, склонность к инновационному и активному финансовому поведению повышает запас прочности этой аудитории. У нас есть основание полагать, что именно с интернет-пользователей начнется распространение активных адаптационных стратегий к последствиям кризиса».

С другой стороны, даже на пике экономического благополучия все больше людей свободное время проводили в Сети. Если даже благополучная реальность не вызывала желания активно в ней участвовать, что же говорить про депрессивный кризисный период? В конце 2007 года известный западный исследователь виртуального социума Эдвард Кастронова опубликовал книгу под названием «Исход в виртуальный мир: как онлайн-развлечения меняют реальность» (Edward Castronova «Exodus to the Virtual World: How Online Fun Is Changing Reality»).

Он пишет о том, что миллионы самых разных людей – от рабочих до домохозяек и пенсионеров еженедельно тратят значительную часть своего свободного времени на жизнь в виртуальной среде, в частности многопользовательских ролевых онлайн-играх (таких как World of Warcraft или Second Life), среде с другими правилами и другими мирами. Кастронова задается вопросом: «Если бы мы могли выбирать, жить в этом мире, или в другом, мире нашей фантазии, что бы мы предпочли?» Ведь сейчас там есть и социум, и своя экономика – где можно зарабатывать как виртуальные, так порой и реальные деньги, и политика, и романтические отношения.

Ответ на этот вопрос, который дают миллионы Интернет-пользователей, кажется удивительным, но ведь сто лет назад никто и предположить бы не мог, что основным после работы занятием людей в Европе и Америке будет просмотр телепередач. Обобщая опрос множества «геймеров», исследователь приходит к выводу, что людей привлекают те стороны виртуальной жизни, которые они не могут или не видят возможным реализовать «наяву». Так, свой честный маленький бизнес в реальном мире для огромного количества людей уже давно малореален, так же как интересные захватывающие путешествия и приключения, возможность проявить себя, почувствовать свою значимость. И это написано о жителях благополучного западного государства. Кризис только усилит эти настроения.

Спартанская реальность и виртуальная роскошь

Кажется, что ухудшение экономической ситуации должно, наоборот, мобилизовать людей – кому-то нужно будет искать работу, кому-то менять профессию, кому-то, возможно, переезжать жить в другой регион. Какие уж тут игры и Интернет-общение. Но парадоксальным образом пострадавшие от кризиса люди далеко не всегда способны активно искать какой-то выход. Так те, кто получил госпособие по безработице, могут выбрать вместо таких поисков уход в себя и в любимый экран, так же как раньше уходили «в запой». «В результате кризиса портрет геймера в нашей стране здорово изменился, – делится своими наблюдениями IT-журналист из Финляндии. – Раньше, как я помню, это были в основном подростки, сейчас их теснят женщины. Из-за финансовых трудностей многие предприятия первыми сокращают именно женщин, особенно „в возрасте“. Теперь у них появилось много свободного времени, которое нужно как-то занять. Уволенные получают пособия, государство о них заботится. Можно позволить себе расслабиться».

Виртуальные ценности могут заменить собой те, которые будут потеряны в кризис. «Молодежь, выросшая в условиях, когда и развлечения, и общение, и работа, и образование, и покупки, и романтические знакомства происходят в Сети, согласится на самые спартанские условия жизни в реальном мире, если в мире виртуальном у нее будет насыщенная, интересная и экзотическая жизнь, которая будет вдохновлять, придавать сил и, таким образом, будет куда более „реальной“, чем физическое существование», – пишут авторы одного из сайтов, посвященных исследованиям виртуальной реальности «Помогут ли виртуальные успехи не сойти с ума от разочарований реального мира?», – задается вопросом один из них.

«Бежать» в Сеть – проще всего?

Даже если и не помогут, понятно, что «убегать» от жизненных трудностей сейчас все равно проще всего именно в Сеть. Конечно, если рассматривать апокалиптические сценарии кризиса, когда в домах не будет даже электричества, обо всех этих технологиях придется забыть. Но на данный момент более реален другой вариант – когда человек скорее ограничит себя в приобретении одежды, еды или других вещей, но до последнего будет держаться за компьютер и Интернет. Ведь действительно, падение доходов может сделать недоступным путешествия, поход в кино и даже приглашение в гости друзей – но все это осуществимо в Сети. К тому же привычные сетевой юмор и «стеб» могут стать психологической защитой от неприглядной реальности. А друзья-форумчане поддержат добрым словом, пусть и лишь на экране. Важно только, чтобы виртуальная «подушка безопасности» не привела к летаргическому сну безразличия и неверия в себя.

Источник: Сайт популярной геополитики

 → Дошкольное воспитание станет обязательным

 ← В России впервые будет издан всемирный атлас православных святынь



Все события