Наталия Нарочницкая: "Христианская политика - это задача никогда не забывать о нравственной оценке поступка"
27.03.2009"Давайте, хотя это и не принято, отвечу вопросом. Почему в западноевропейских сказках братьев Гримм, например, злую мачеху в конце всегда сажают в бочку, утыканную гвоздями, и привязывают к хвосту лошади? А в русских сказках просто изгоняют из царства, да и Пушкин пишет: "Царь для радости такой отпустил всех трёх домой. Ответ ведь найдем, верно?" – сказала известный политик, президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая отвечая на вопрос издания "Итоги недели", в чём отличие русских от остальных народов, сообщает сайт lrnews.ru.
"Мудрый Сократ говорил: "Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". Исторический проект наших либералов, который они представляли идеальной моделью устройства мира, оказался для русских людей недостаточным для того, чтобы устремляться в будущее. Они ищут то, ради чего стоит жить, уважают и хранят ценности национального бытия. Вот это и делает нас нацией. А будет нация – будет держава с национальными интересами, а не просто "лавка колониальных товаров" с полезными ископаемыми", – добавила политик.
Как подчеркнула Н.Нарочницкая, разрушает государство не критика: "Она совершенно необходима, если исходит от людей, искренне заинтересованных в развитии своей страны. Разрушают глумление и нигилизм в отношении её самоценности и исторической преемственности. Единство национального сообщества подрывается не столько имущественным расслоением – хотя, если оно переходит определённую грань как сегодня, о консолидации нации можно забыть – сколько полное забвение понятий государства и Отечества, которые объединяют народ в единое целое.
А теперь посмотрите на глумящихся сегодняшних западников, которые и Запад-то толком не знают, зато бесконечно уверены в выбранном ими пути развития для страны. Они и понятия не имеют о том, что великая европейская культура, которой в своё время отдавала дань и даже поклонялась русская интеллигенция и русские умы, родилась как пламень из Христовой истины. Но, если народу с утра до вечера внушать, что он неудачник мировой истории, что патриотом может быть только негодяй, что апофеоз свободы – это парады содомитов и транссексуалов, то русскому человеку, конечно, совершенно не хочется в этой мировоззренческой системе чего-то достигать.
Теряется социальная личная энергия, угрожает демографическая катастрофа, потому что утрачивается даже естественное библейское чувство – желание продолжения рода. Ведь и самому простому человеку, мне кажется, небезразлично – для чего мы живем? И человек, и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика – это просто инструмент, в конце концов. А для чего?" – отмечает политик. Смысл политики России, уверена Н.Нарочницкая, должен заключаться "в создании наилучших условий для воспроизведения высоконравственного поколения, то есть для продолжения исторической жизни, и отстаивания своих исторических интересов".
Рассуждая на тему, что представляет собой патриотизм с позиции Православия, политик заметила, что "христианское, а в особенности, православное сознание рождает ощущение принадлежности к священному Отечеству, которое отнюдь не тождественно государству – политическому институту со всеми его несовершенствами и грехами. Но такое отношение возникает, конечно, только у глубоко религиозного народа, ощущающего сакральность не только личного, но и национально-государственного бытия как дара Божия. В таком переживании Отечество – это метафизическое понятие.
Именно поэтому русские люди – не только истово верующие, но и православные в душе пишут – и мыслят – Отечество с большой буквы. Для верующего Отечество понимается как дар, врученный для непрерывного активного созидания. На таком пути есть и взлёты, и неизбежные падения, которые не отчуждают от Родины верующего человека, может быть, разочарованного сегодняшним положением в государстве. Такой человек никогда не сможет презирать свою страну и глумиться над собственной историей. Как правило, верующие люди с философским терпением относятся к сиюминутным катаклизмам, потому что ими больше движет служение неким вечным идеалам. И они не отождествляют государство – институт греховный и несовершенный – с Отечеством, с землёй, которая воспринимается тоже как дар Божий. Именно религиозно-философское осмысление жизни – личной, национальной, государственной – помогает верующему всегда отличать добро и зло, грех и добродетель, красоту и уродство".
"Христианская политика – это задача никогда не забывать о нравственной оценке поступка, государственного решения, законодательной инициативы. Это поиск политического и общественного проекта, исходя из христианской картины мира и представления о смысле и долге человека перед Богом и людьми. Думать не только о том, что нужно и рационально правильно, но и о том, что должно и праведно. Конечно, никто не сможет полностью соответствовать такому призыву, не сможет дать идеальные ответы, но хотелось бы не отказываться от осознанного поиска. К сожалению, сегодня мало кто задумывается о таком", – заметила Н.Нарочницкая.
Отвечая на вопрос, какой он, "средний русский человек", Наталия Нарочницкая воскликнула: "Да нет такого! Есть "средние" американцы, французы, немцы. Но нет в социологии "среднего русского". И – слава Богу. Русский человек – вселенский человек. Помните, у Блока: "Нам внятно всё: и острый галльский смысл и сумрачный германский гений". У нас есть то, чего нет и никогда не будет у самодовольных американцев: умение понимать других и признавать их инакость. У нас каждый сам себе поэт, философ, мы друг с другом больше спорим, чем с внешними оппонентами. Спорим о том, куда идём, зачем живём… И так будет всегда, разве это не замечательно? Пока этот спор есть, конец мира не наступит. Россия – единственная страна, где думают об этом.
Если говорить о русском национальном чувстве, оно всегда было освящено Православием. Православное мышление основывается на преодолении гордыни и осознании собственного греха. О каком чувстве превосходства над другими нациями можно говорить в этом случае? Напротив, русским свойственно самобичевание. Мы по сей день все спорим об Иване Грозном, взвешиваем моральную и человеческую цену его государственных дел, но разве во Франции кто-то стыдится Екатерины Медичи? А ведь она загубила за одну только Варфоломеевскую ночь в несколько раз больше народа, чем Иван Грозный за всё время своего правления! Стыдятся ли в Англии Генриха VIII, который обезглавливал своих противников, даже великого гуманиста Томаса Мора?
Нет, на Западе гордятся итогами их государственной деятельности и не мучаются нравственными дилеммами. Национальное чувство можно и нужно освящать высшими ценностями, можно сделать его творческим инструментом в государственном строительстве. В противном случае все "россияне", перестав чувствовать себя русскими, татарами, калмыками, превратятся из россиян в "граждан мира". Родина у такой элиты будет там, где ниже налоги", – заключила президент Фонда исторической перспективы.
Источник: Русская линия
→ Эра протестантского капитализма ушла в небытие...
← В Интернете открылся сайт, посвященный современной церковной музыке