Пасхальное послание Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия
19.04.2009Боголюбивым пастырям, всечестному иночеству и всем верным христианам Русской Православной Церкви города Пскова и Псковской области
Возлюбленные мои о Господе отцы, братия и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сегодня светло празднует весь христианский мир день Святой Пасхи, День Христова Воскресения! Прошло уже более двух тысяч лет со времени этого события, но значение праздника от того не умаляется и радость христианская не ослабевает.
Сколько великих и поразительных событий, некогда совершившихся в жизни народов и в свое время порождавших всеобщее торжество, с течением времени изгладилось из памяти, а если сохранены в воспоминании некоторых, то уже не с прежней пышностью и торжественностью. Отчего же событие Воскресения Христова не поддается закону времени, все поглощающего, все приводящего в забвение, сокрушающего все памятники славных дел человеческих? Оттого, что Воскресение Спасителя есть исключительно дело Божие, от века предопределенное Триипостасным Богом и приводящее род человеческий к сознанию вечного торжества веры, правды и добродетели христианской над неверием и неправдою.
Взгляните ныне на Спасителя, восстающего из гроба с победным знамением в руке Его, Победителя смерти и ада, неверия, лукавства, злобы и других язв человеческих!
Воскресший Христос всем верующим подает светлую надежду такой же победы. И Его знамя для христиан всегда служило и будет служить знаменем торжества веры христианской. Знамя воинское драгоценно для каждого воина. Оно собирает ратоборцев вокруг себя при рассеянии во время битвы, воодушевляет и ободряет. Такое же значение для победного торжества христианского имеет знамя Воскресшего Спасителя.
Под этим знаменем собранные христиане, несмотря на свою беззащитность, бедность и малочисленность, постепенно восторжествовали над своими сильными и озлобленными врагами, которые со смерти Спасителя и Его Воскресения, в течение столетий, непрерывно преследовали и старались истребить последователей Распятого. Под славным знаменем Христовым Православная Христова Церковь единодушно и единомысленно всегда защищала святые истины веры от суемудренных искажений еретиков и раскольников. И доныне под тем же знаменем воскресшего Христа Спасителя Церковь Его с силою многою восстает против современных неверов, отступников и вольнодумцев, во всеоружии лжеименного своего знания усиливающихся ниспровергнуть Истину Христову.
Много чудес творил Иисус Христос для доказательства Своего Божественного учения. Но Воскресение Христово было чудом из чудес, долженствовавшее окончательно поразить неверие и утвердить истину Христову.
Это событие действительно послужило основным камнем для всего здания христианского вероучения. Если бы не было Воскресения Христова, вера христианская не давала бы такой твердой опоры убеждениям человеческим. Посему-то Святой Апостол Павел и говорит: "…аще Христос не воста, тщетно убо проповедание наше, тщетна же и вера наша" (1Кор 15:14).
Праздник Воскресения Христова есть поистине праздник самой христианской веры, торжество вечной истины над ложью и заблуждениями человеческими. И как никогда не может погаснуть в душе человека искра любви к Истине, так никогда не престанет человек выражать искреннюю радость о торжестве этой Истины. Потому и праздник Воскресения Христова всегда будет самым светлым и торжественным выражением этой радости.
Взирая на Воскресшего Христа Спасителя, посрамившего все козни вражии, не должен ли радоваться христианин, скорбящий и изнемогающий от жизненных невзгод и треволнений? Не должны ли укрепляться отрадным упованием все невинные страдальцы при мысли о том, что Воскресший Господь силен защитить и поддержать попираемую добродетель и за временные лишения воздать вечным воздаянием в Небесном Царствии Своем? Он Своим Воскресением положил начало нашему блаженному воскресению и открыл пред нами светлую область вечной жизни, где должны завершиться все дела человеческие праведным мздовоздаянием.
Теперь, сколько не превозносится порок, сколько ни усиливается злоба человеческая попрать невинность и правду, Христова правда и христианская добродетель непременно восторжествуют, если не в сей, то в будущей жизни. Какое было бы безотрадное состояние человека, если бы верою в Воскресшего Спасителя не оживлялась его надежда на бессмертие!
Кто без этого животворного упования был бы в силах преодолеть гибельное приражение отчаяния и проходить путь жизненных испытаний бодренно и твердо! Теперь в победном торжестве Воскресшего Спасителя каждый христианин может обрести и ободрение для своего скорбящего сердца, и опору для своей колеблющейся веры.
"Днесь всяка плоть веселится и радуется, яко Христос Воскресе и ад пленися", - так воспевает Святая Церковь, выражая главный предмет радости христианина в благознаменитый День настоящего Праздника нашего. Ненасытный ад много веков держал в плену души людей, начиная от Адама. Никто из ветхозаветных людей, даже самые великие праведники, не могли возвратить себе райского блаженства, потерянного прародителями. Все сходили душами своими в ад, крепко держимые там диаволом узами мрака. Для всех закрыт был вход в Царство Небесное, союз неба с землею был прерван.
Но Милосердный Бог не дал до конца погибнуть роду человеческому – послал на землю Единородного Сына Своего, спасти людей от смерти и диавола Крестом и Воскресением Своим. Умилостививши Отца Небесного Своими безмерными страданиями на Кресте и восприяв в Своем славном Воскресении Божественную славу, Христос победоносно совершил дело избавления нашего от вечной погибели. Содрогнулась тварь, видя Господа Распятого, солнце померкло, земля потряслась, но вскоре это стенание природы сменилось радостным трепетом всей твари при вести о славном Воскресении Христовом. Воскрес Христос и Своею смертию попрал смерть. Он сошел во ад и разрушил оковы его.
Воскрес Христос и пали демоны, возрадовались Ангелы и благодатная жизнь водворилась среди людей, искупленная Пречистой Кровию Агнца Божия, взявшего на Себя грехи всего мира.
Пасха наша есть праздник всемирного и вечного откровения свободы чад Божиих силою Распятого и Воскресшего Спасителя. Потому, чтобы достойно и благоплодно праздновать этот наш торжественный праздник, должно усердно хранить великий дар благости Божией, который дарован нам смертию и славным Воскресением Христовым – дар духовной свободы. "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства", - говорит Апостол Павел (Гал. 5:1).
Обыкновенно свободу смешивают со своеволием и всеми силами стремятся к удовлетворению своих прихотливых желаний, как к истинному якобы вожделенному плоду свободы. Но это самое превратное и гибельное понятие о той свободе, к которой призваны христиане. Истинная свобода христианина состоит в отвержении от своей греховной воли и всецелой преданности высшему водительству воли Божественной. "К свободе призваны вы, братия, - говорит Апостол Павел, - только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5:13). Угождение плоти ни к чему иному не приведет нас, как опять к рабству греховному, к тяжким болезням и осуждению нас праведным судом Божиим.
"Посему живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим. 8:7,8). Здесь следует вспомнить, когда древние иудеи победоносно изведенные из горького рабства фараонова, последуя влечению чувственности и своеволия, скоро забыли о чудодейственной помощи Божией, пришли в такое состояние слепоты духовной, что, жалея об оставленной ими стране рабства, неоднократно возмущались против своего дарованного Богом вождя Моисея, требуя вести их обратно в Египет.
То же самое бывает и с христианами, когда они, следуя естественному влечению своей греховной природы, думают только о самоугождении, ослепляются своеволием, не хотят, да и не могут, наконец, возвыситься до свободного послушания воле Божественной. Какие же для них плоды искупительной смерти и славного Воскресения Христова? Христос для того и сходил на землю, чтобы дать нам "область чадом Божиим быти" (Ин 1:12), сделать нас сынами и наследниками Божиими (Гал. 4:7).
Нельзя угождать двум господам, требования которых совершенно противоположны. Так, нельзя служить Богу и плоти. Христиане, усыновленные Богу и обновленные благодатию Христовой, должны вести жизнь свою не по плоти, а по духу. Христианин тогда только познает истинную свободу, когда его ветхий человек, т.е. грехолюбивая природа, упраздняется, и он становится мертвым для греха, живым же для Бога во Христе Иисусе. Грех уже не царствует над обновленным христианином. Освободившись от греха, он становится рабом праведности, рабом Богу в послушании Ему (Рим. 6:18). Плод такого послушания "есть святость, а конец – жизнь вечная" (Рим. 6:22). Вот какова истинная свобода, к какой призваны христиане Христом Спасителем!
В Сей нареченный и святой День всякая плоть веселится и радуется. Оттого и общение мира и любви в этот праздник, естественно, должно быть полнее и совершеннее. Радость не умеет скрываться. Она всегда бывает видна и в сияющем взоре человека, и в сердечном благодушии, в готовности к братскому общению. Выражением сего в светлый праздник Воскресения Христова служит глубоко знаменательный обычай христиан приветствовать друг друга лобзанием мира и любви во имя Воскресения Спасителя.
Все христианское общество представляет ныне как бы единую семью, братски соединенную единомыслием и святой любовию. О, если бы этот священный обычай пасхальных приветствий не был только одним наружным действием, но исходил из глубины нашего сердца, проникнутого Божественной любовию, и сопровождался действительным приумножением в обществе христианском братской любви и чистоты!
Посему и празднование наше в честь Пострадавшего и Воскресшего Спасителя должно быть не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но в бесквасии чистоты и истины (1 Кор 5:8). Радость христианина всегда, а особенно в такие великие дни пасхальные, должна быть радостью о Господе (Флп. 4:4), а не земною радостью о предстоящих чувственных утешениях в пище-питии, в развлечениях и забавах. Наша радость должна быть духовной радостью, животворящей нашу жизнь.
Мы тогда только достойно будем праздновать день Воскресения Христова, когда в этот день просветимся торжеством любви Христовой и не наружно только или лицемерно друг друга обымем, но сердечно и искренно возлюбим друг друга и ненавидящим нас простим вся Воскресением. Только тогда наша радость будет радостью о Господе и наше праздничное торжество будет действительным выражением нашего братского общения во имя Воскресшего Спасителя, когда в настоящие святые дни мы не забудем помочь или словом утешения, или своими благотворениями тем из наших братий, которые ныне находятся в скорби, нужде, в болезни, в узах темничных.
Во всякое время нелегко переносить тяготу жизненную, никогда не бывают сладки лишения и потери. Но, особенно, тяжело это переносить в светлые праздничные дни, когда все радуются и веселятся, а кто-то подавлен бедою. В это время его скорбь душевная удваивается, а вместе с тем ощутительнее и благотворнее бывает для скорбящих всякое постороннее сочувствие и помощь, оказываемая нами. Посему всегда, особенно в эти светлые дни праздника, не следует забывать своего долга благотворения и общения, помня, что "таковыми благоугождается Бог" (Евр. 13:16).
Мы, поистине, принесем самый лучший и приятнейший дар Богу, если к своим праздничным Богохвалениям присоединим жертву своего усердия и любви к несчастным и бедствующим братиям нашим. Отец сирот и Утешитель скорбящих, Господь наш Иисус Христос, за всякую нашу благотворительную жертву в пользу Его меньших братий, воздаст нам сугубо и приумножит нашу радость силою Своего вседейственного благословения, без которого невозможно иметь нам в жизни нашей никакого счастья и довольства, душевного мира и покоя.
Всех вас, возлюбленные мои отцы, братья и сестры, поздравляю со Светоносным Днем Святой Пасхи Христовой и Светлого Христова Воскресения! Неиссякаемая Пасхальная Радость о Воскресшем Господе никогда да не покидает нас, согревая и наполняя наше сердце миром и радостию. Мы же пребудем с нашим Господом в мире и любви к Нему с молитвой, верой, со смирением и кротостию совершая свой жизненный путь приближаясь к неземной, вечной Пасхе Господней в Царстве Его Славы!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Смиренный Божией милостию, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ЕВСЕВИЙ
Пасха Христова.
2009 г. г. Псков
→ Православный мир встретил Пасху
← В Иерусалиме сошел Благодатный огонь