После встречи с Патриархом Кириллом петербургские студенты серьезно задумались над тем, как жить дальше
04.06.2009Главное, что впечатлило участников этого грандиозного мероприятия, – не статистика, а особая интонация пастырского слова, искренняя и лишенная дидактики, которая расположила молодых людей к живому и интересному диалогу*.
Вопреки ожиданиям скептиков, Патриарх не стал говорить только лишь о чисто религиозных проблемах. Более того, он признал, что «можно быть человеком добрым и нравственным и при этом не быть верующим», потому что «Бог в наше сердце, в нашу природу заложил нравственный закон, и если мы не повреждаем этой природы, то живем в соответствии с его законом, даже если и не очень много знаем о Боге». Поэтому, по словам главы Русской Церкви, есть люди и добрые, и нравственные, и при этом не религиозные. Однако «бывает так, что под влиянием внешних обстоятельств, под влиянием факторов, которые сбивают „стрелку компаса“, человек не способен удержать, сохранить в порядке свое нравственное чувство, и религия, вера, в первую очередь, предназначена для того, чтобы помогать человеку его сохранять».
Начал свое общение со студентами Патриарх Кирилл тоже неожиданно – с рассуждения о том, что такое счастье: «Что является самым главным для человека? К чему устремляются наши помыслы? К чему устремляется и на чем фокусируется наша жизненная энергия? Ответ на эти вопросы чрезвычайно важен. Конечно, существует много разных ответов на вопрос о том, что есть главное в жизни. Но, наверное, если свести к некоему общему знаменателю все частные выборы в пользу того или иного «главного в жизни», то это понятие можно описать одним простым человеческим словом: счастье. Если вы спросите человека: «Что вы хотите в жизни?», один вам ответит: «Я хочу стать министром». А другой скажет: «А я хочу выйти замуж» или «Жениться, иметь большую семью». Третий сообщит: «А я хочу быть богатым процветающим человеком». Ответов может быть множество, но если привести их к общему знаменателю, то ответ один: «Я хочу быть счастливым».
По мысли Патриарха, первое и наиболее верное представление о счастье появляется в молодости – это мечта (о семье, хорошей работе, образовании, успехе, достатке). И стремление к такой мечте подобно стрелке компаса, ведущего мореплавателей в верном направлении. Однако, взрослея, человек может подвергнуться ложным идеалам, и тогда незаметно курс этого внутреннего компаса сдвинется в ином направлении. «Этим компасом является врожденное нравственное чувство, – считает глава Русской Церкви. – Сегодня особое время, когда человек сам определяет в полной мере свою судьбу. Но, с другой стороны, сегодня и очень опасное время, потому что информационное пространство наполняется различными идеями, философскими концепциями и просто жизненными взглядами и убеждениями; и для того, чтобы не потеряться в этом информационном потоке, мы должны сохранять и воспитывать в себе единственный объективный критерий, который существует вне времени и вне пространства, который один и тот же в России и в Папуа-Новой Гвинее – нравственный критерий».
Патриарх Кирилл убежден, что, заглушая это нравственное чувство, которое изначально вложено в человека Богом, мы отказываемся от возможности прожить счастливую жизнь, потому как «Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей».
Коснулся в своем обращении к молодежи Предстоятель Русской Церкви и темы материального благополучия. По его мнению, отрицать значение достатка для полноты человеческой жизни бессмысленно. Однако говорить о том, что деньги – главная составляющая благополучия – это большое заблуждение. «Стал человек хорошо жить, купил одно, другое, третье; обзавелся машиной, домом, а потом осмотрелся – и оказывается, что коллеги живут лучше – и дом лучше, и машина лучше, а у руководителя – собственный самолет, да еще не один дом за границей! И вдруг тот самый дом, который был таким желанным, машина, которая казалась пределом счастья, становятся вовсе не такими желанными… И если нет внутреннего нравственного регулятора этого процесса, он бесконечен. Потребление может быть бесконечным, и тогда оно перестает приносить удовлетворение», – сказал Патриарх.
Студенты смогли также задать Главе Церкви волнующие их вопросы. Самое большое впечатление на аудиторию произвел ответ Патриарха на вопрос о том, как понять, любовь от Бога или нет.
«Обычно семинаристы просят благословение на брак, – рассказал Патриарх Кирилл. – Однажды ко мне пришла пара, и мне что-то показалось сомнительным. Знакомы были месяца два. Они приехали на мотоцикле. И я спросил его: „Вот если упадете, она станет инвалидом – будешь ухаживать за ней всю жизнь?“ Мне нужен был не ответ, а реакция. Он был в замешательстве. А любовь всегда связана с жертвой. Если не готов – не любишь. А то сейчас вступают в брак, а потом – зарплата не та, благополучия нет, и все – нет любви. Любовь всегда связана с жертвой. Если человек не способен пожертвовать для другого своим здоровьем, своими деньгами, своим временем, вниманием, то значит, он не любит. Если человеку в радость жертвовать другому, то значит, он любит. Способность отдавать себя другому – это и есть самый надежный показатель чувства. Ведь Господь во имя любви пришел спасать род человеческий. И что он сделал? Он во имя любви отдал свою жизнь. Он дал нам пример того, что любовь и жертвенность – это почти синонимы».
Свидетели беседы Патриарха Кирилла с петербургскими студентами поделились своими впечатлениями в блогах. «На первое место поставил бы его ответ на вопрос из зала о любви! – пишет один из участников встречи – Честно, в этот момент я задумался о многом… И о том, что такое любовь, и о том, что значит брак и много чего другого… Особенно запомнилось: „Любовь – это внимание. Без внимания нет любви. Любовь – это когда ты готов отдать ради любимого человека и деньги, и здоровье и самого себя“. Цитата не точная, но близкая к тексту! В этот момент я еще раз задумался и понял, что люблю!»
«Настоящая любовь – это всегда жертва, пусть даже она кажется незначительной, но это жертва, – делятся своими мыслями блоггеры. – Его Святейшество ещё говорил о разводах, число которых среди обеспеченных людей во время кризиса возросло, о изменах… короче, суть в том, что истинная любовь не зависит от состояния, одежды и прочей мишуры. Это готовность быть с любимым человеком всегда, любить его не за шмотки и внешность, а за то, что он есть духовно и душевно. Иисус пожертвовал жизнью из любви к нам, а мы порой не можем пожертвовать даже пятью минутами друг для друга. Это неправильно, и я с этим полностью согласна».
«Такой харизмы и такого ораторского таланта, как у этого человека, я в жизни никогда не видела. Я не засекала, сколько времени он говорил, но что-то около часа… ни разу за всё это время он не потерял внимание аудитории. Ни разу он не сказал чего-то, что вызвало бы лично моё недовольство или несогласие, ни разу не потерялся. Никаких бумажек и шпаргалок у него не было, и было видно, что говорит он от сердца, и то, о чём он говорит, действительно глубоко его волнует. Также наш новый Патриарх производит впечатление очень мудрого человека, очень талантливого и очень адекватного. На самом деле я ожидала, что он будет вещать об истинности веры и так далее… он, конечно, сказал о православии, но веру он никому не навязывал. Никого не пытался заставить идти в церковь, никому мозг в этом отношении не промывал. Я так поняла, что его высказывания сводились к тому, что к Богу нравственный человек придёт сам, если на то будет Воля Божья, главное всегда оставаться человеком, верующим или нет. Как православный человек я могу сказать одно: сложно представить человека, более достойного быть главой Русской Православной Церкви, чем Патриарх Кирилл. Это действительно настоящий проповедник, пастырь и духовный наставник. Полная противоположность тому, что я себе представляла, идя на эту встречу», – комментируют итоги общения Патриарха с молодым поколением.
«Конечно, это ещё не индивидуальная работа с верующими и потенциальными прихожанами, но уже значительный шаг к людям, – считают участники российской блогосферы. – До этого мы всё больше лицезрели разного уровня передачи с толкованиями Библии на разных второстепенных телевизионных каналах, которые проводили католики и прочие, вплоть до свидетелей Иеговы или баптистов. А православная церковь всё ждала, когда паства сама созреет и придёт к ним в храмы. Традиционные религии России пока что проигрывали борьбу за души из-за своей пассивной позиции. И пышным цветом стали распускаться всякие секты, наивные и не очень. Особенно настораживает та настырность, с которой к нам лезут тоталитарные секты, и та лёгкость, с которой в некоторых регионах их допускают к легальной деятельности. Остаётся выразить надежду на то, что это мероприятие Патриарха не станет эпизодом. А также что он будет не одинок – за ним пойдут и другие служители церкви, способные общаться с людьми в прямом эфире».
*Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, где собралось 8 тысяч человек (на предыдущей встрече главы РПЦ с молодежью Москвы в спорткомплексе «Измайлово» присутствовало 5 тысяч человек).
Источник: Сайт популярной геополитики
→ В России восстановят народных дружинников
← Ненецкая тундра превращается в полигон для американских сект