Фармацевты готовы заработать на эпидемии нового гриппа
09.06.2009Три года назад в российских аптеках появилась реклама различных препаратов от птичьего гриппа. Это не понравилось главному санитару страны Геннадию Онищенко. Он заявил о нарушении Уголовного кодекса и предупредил: «Специфического универсального препарата, который обеспечивает полное лечение от птичьего гриппа, нет». Потом Онищенко отметил, что против этого штамма гриппа помогает отечественный арбидол.
Эпидемия - лучший маркетолог для фармацевтических компаний. На стороне производителей противовирусных препаратов поневоле оказывается весьма мощное лобби - госчиновники разных стран и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Вот и сейчас, во время эпидемии свиного гриппа, ВОЗ рекомендует бороться с вирусом двумя препаратами: Тамифлю (швейцарская Roche) и Реленза (британская GlaxoSmithKline). А национальные санитарные ведомства - в том числе и российское - дополняют этот список «родными» лекарствами. Их продажи резко идут в гору.
По данным агентства Datamonitor, в 2004 году объемы продаж Тамифлю составили всего $226 млн. В 2005 году, когда начался птичий грипп, мировые продажи препарата выросли до $1,3 млрд, а в 2006 году на пике паники достигли максимума - $2,1 млрд. Тамифлю закупала и администрация США.
Не все эти деньги достались швейцарцам. Дело в том, что Roche выплачивает процент от реализации разработчику препарата - компании Gilead Sciences. Эта компания известна тем, что в ней до назначения в администрацию Джорджа Буша работал Дональд Рамсфельд, теперь уже экс-министр обороны США. Он входил в состав совета директоров Gilead Sciences c 1988 года, а с 1997 года возглавлял его. В 2001 году, перейдя в администрацию Буша, он ушел из руководства компании, но остался ее акционером.
Скорее всего, на эпидемии свиного гриппа фармацевты тоже неплохо заработают. По данным агентства DSM Group, в апреле, когда появились первые сообщения о новой болезни, продажи Тамифлю и Релензы в российских аптеках выросли на 30%. Увеличились на 14% продажи и отечественного арбидола (он примерно в десять раз дешевле Тамифлю). Во многих аптеках опять появились рекламные листовки - теперь уже рекомендующие спасаться от нового вируса гриппа арбидолом.
Считается, что арбидол разработал российский химик Роберт Глушков. Поначалу его производили на Московском производственном химико-фармацевтическом объединении им. Семашко, и дела шли ни шатко ни валко - о препарате мало кто знал. Но затем химик Глушков встретил молекулярного биолога Александра Шустера.
Совладельцы компании «Мастерлек» Александр Шустер и Виталий Мартьянов взялись раскручивать препарат. Бюджета на продвижение арбидола у них не было, и они занимались «партизанским маркетингом», разрабатывая разного рода креативные акции. Например, в 2003 году «Мастерлек» перед очередной эпидемией гриппа стал бесплатно раздавать арбидол аптечным провизорам. Те, протестировав лекарство на себе, рекомендовали его покупателям. Дела стали налаживаться.
В 2006 году Шустер и Мартьянов продали «Мастерлек» и права на препараты крупнейшей российской фармкомпании «Фармстандарт». С тех пор продажи арбидола стали расти еще быстрее. «В 2008 году объем реализации арбидола в розничную сеть составил 26 млн упаковок - на треть больше, чем в 2007 году. Прогноз на 2009 год - прирост еще на 20%», - доволен управляющий отделом маркетинга рецептурных и безрецептурных препаратов «Фармстандарта» Станислав Решетников. Может быть, и больше - как и три года назад, этот препарат как средство от вируса H1N1 рекламируют не только аптечные сети, но и госчиновники по телевидению.
«Эти “медийные” заболевания всегда похожи на проекты фармацевтических кампаний. Сколько их уже было - и атипичная пневмония, и птичий грипп. Все уже вымереть должны были», - иронизирует президент Общества фармакоэкономических исследований, профессор Павел Воробьев.
От обычного гриппа, по его словам, в России ежегодно умирает не менее 20 000 человек. «А мы беспокоимся о 83 жертвах в Мексике. Иначе как запугиванием населения ради покупки лекарств это не назовешь, негодует академик. Заработать на страхе можно тысячью разных способов. По информации отраслевой газеты «Фармвестник», одна из государственных аптек в Тверской области продавала за 2000 рублей лекарство от свиного гриппа. Позже выяснилось, что это обычная биологически активная добавка на основе чеснока.
Источник: Русский Newsweek
→ Британским школьникам будут выдавать талоны на презервативы с 13-летнего возраста
← Мир усиленно тратится на войну