Игры в кризис
06.08.2009Вместо пейнтбола и боулинга – шашлыки и рыбалка. Вместо ресторанов и ночных клубов – посиделки на кухне и общение через Интернет. Кризис разоряет российскую индустрию развлечений – в некоторых фирмах сегодня говорят о двукратном падении количества посетителей по сравнению с прошлым летом. Психологи же утверждают, что ничего необычного не происходит: сейчас экономят на отдыхе те же самые люди, кто экономил и до кризиса.
Клиентка психоаналитика Марины Кляшторной 28-летняя рекламщица не работает уже полгода. «По натуре она не домоседка, всегда любила выбраться в какое-нибудь интересное место. Теперь походы в ночные клубы пришлось заменить домашними вечеринками, а боулинг – катанием на роликах», – рассказывает «НИ» Кляшторная. Психолог Елена Савицкая подтверждает: с началом кризиса люди «позакрывались» в своих домах, и доказательство этому – резкий рост продаж дорогого алкоголя и дорогих конфет.
Российская индустрия развлечений перед кризисом росла на 20–30% в год. В 2007 году инвестиционная компания «Финам» оценивала объем рынка развлечений в 26,4 млрд. долларов и делала прогноз на 2012 год в 45,2 млрд. долларов. Но этому прогнозу, судя по всему, сбыться не суждено.
«Если сравнить с прошлым летом, количество клиентов уменьшилось больше чем на 40%», – говорит «НИ» президент Фонда развития пейнтбола Дмитрий Куров. По его словам, несмотря на 20%-ное подорожание шаров для игры, цены практически во всех клубах держат на прошлогоднем уровне: «Иначе клиентов и вовсе может не остаться!»
«Уменьшаются масштабы заказываемых мероприятий. Для корпоративов больше не снимают клубы и стадионы, их проводят на территории компании или организуют «веселые старты» на природе», – жалуется «НИ» Владимир Зиновьев, директор фирмы, специализирующейся на корпоративном отдыхе. Выживать на рынке Зиновьеву удается за счет «креативных идей» и готовности «вести переговоры относительно цен и скидок». Благодаря скидкам выживают и кинопрокатчики. «В текущем году мы не планируем увеличить цену билета и гибко подходим к ценообразованию», – говорит «НИ» Леонид Огородников, председатель совета директоров сети кинотеатров.
Под «гибким» ценообразованием г-н Огородников имеет в виду снижение цен в регионах, на утренние сеансы и в будние дни, а также льготы для студентов, пенсионеров и многодетных семей.
Опустели и залы для игры в боулинг. Посетителей меньше прошлогоднего было весной и будет осенью, говорит «НИ» Ирина Г., администратор зала одного из столичных боулинг-центров. Людей пытаются заманить скидками и «разными интересными акциями», но граждане «предпочитают активный отдых на природе».
Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский подтверждает «НИ»: во время кризиса люди ищут развлечения подешевле, а пейнтбол и боулинг были «элитными видами». Владимир Зиновьев пытается развивать удешевленный вариант пейнтбола – лазерную стрельбу, где стоимость игры 300–500 рублей с человека, что в пять–десять раз ниже, чем в пейнтболе. По мнению Кричевского, на сегодняшний день для многих даже такая сумма – большие деньги, и ничто не сможет конкурировать с бесплатной рыбалкой или скачиванием фильмов из Интернета.
Экономия на отдыхе – это надолго, прогнозирует «НИ» экономист Михаил Делягин: «Кризис закончится не скоро, и денег у большинства будет значительно меньше, чем раньше». Хотя, по словам Делягина, есть категория людей, которые сейчас развлекаются больше и дороже – те, кто «вовремя вывел деньги из бизнеса». Психолог Сергей Попов с такими людьми тоже сталкивается: «Сейчас среди моих клиентов модно заказывать детектив с собой в главной роли. Даже очередь существует на эти шедевры».
Продолжать развлекаться так же, как и до кризиса, – это демонстрация уверенности в своих силах, поясняет «НИ» Сергей Попов: «Не могу объяснить, по каким причинам, но чем больше ты потратишь на отдых, тем больше заработаешь». В кризис экономят на развлечениях те, кто и раньше «жил в сером мире, никуда не выходил», рассказывает «НИ» психолог Елена Новоселова: «У таких людей меняется только аргументация. Раньше они экономили из-за чего-то другого, теперь – из-за кризиса». «Данное поведение – психологическая защита, когда люди игнорируют реальность и не думают о будущем», – возражает руководитель Центра психологии и социальной медицины Евгений Шапошников. Сейчас, по оценке Шапошникова, безоглядно тратят деньги под предлогом, что «жизнь одна», до 15% населения.
У остальных же приобретает популярность «отдых без затрат». Шапошников предупреждает: зависимость от телесериалов, которая сейчас характерна для домохозяек и пенсионеров, может распространиться и на другие группы населения.
Люди начнут больше читать книг и ходить в походы, не теряет оптимизма психолог Савицкая: «Даже высокооплачиваемые менеджеры предпочитают ресторанам шашлыки и палатки». Еще эксперты в один голос отмечают, что люди становятся все более изобретательными в организации своего отдыха: заранее продумывают программу на выходные, собирают информацию о фильме, прежде чем пойти в кинотеатр, и сами, в обход туроператоров, бронируют отели, покупают билеты и оформляют визы.
Источник: Новые известия
→ В Ростовской области открылась «Православная деревня»
← В младших классах британских школ вводится предмет о семейной жизни