В России может начаться очередная антиалкогольная кампания с непредсказуемым финалом
12.08.2009Кризис изменил алкогольные предпочтения россиян. Сограждане стали реже проводить вечера в пивных барах и меньше тратить денег на дружеские посиделки за бутылочкой коньяка. Однако радоваться снижению уровня алкоголизации страны рано: вместо пабов люди переместились на зеленые лужайки (пока тепло), а вместо дорогого алкоголя все чаще предпочитают дешевую водку или еще более дешевые суррогаты.
Ситуация усугубляется тем, что в следующем году водка может оказаться доступнее колбасы: правительство РФ решило не повышать ставок акциза на крепкий алкоголь. Понимая, что надо что-то делать, власти стали подумывать об антиалкогольных мерах. Нынешнее лето вполне может стать рекордным по предложенным способам борьбы с пьянством.
По прогнозам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из российских выпускников 2009 года до пенсии доживут только 40% (для сравнения, в Великобритании – 90%). Только по официальным данным Минздравсоцразвития РФ, в России насчитывается около 2,1 млн. алкоголиков. При существующих темпах пития алкоголь становится причиной смерти полумиллиона россиян ежегодно. 30% мужских смертей и 16% женских связано с употреблением спиртного.
Кризис, на который многие поборники здорового образа жизни возлагали надежды, не оправдал ожидания. Большинство россиян готовы экономить на развлечениях, отдыхе, одежде и питании, но уж никак не на вредных привычках. Таковы результаты опроса, проведенного компанией Superjob. 42% россиян хотя бы иногда «заливают» стресс после работы алкоголем.
Правительство РФ собирается снизить уровень потребления алкоголя до приемлемого по меркам ВОЗ уровня: с примерно 20 литров спирта на душу населения в год до восьми. На пропаганду здорового образа жизни выделено 500 млн. рублей из бюджета. Вот только в методах пока власти не определились. Россияне, по данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) считают, что снизить уровень алкоголизации страны помогло бы повышение возрастного ценза с 18 до 21 года (63%), запрет рекламы любого вида алкоголя, в том числе и с небольшим количеством градусов (57%) и пропаганда здорового, трезвого образа жизни (47%). Похоже, пока что выиграла мысль, которая двигала технический прогресс на протяжении веков: «А что, если смешать все вместе и посмотреть, что получится?».
С 1 сентября крепкие спиртные напитки прекратят продавать на всех привокзальных площадях страны. Общественная палата РФ предлагает законодательно запретить розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в поездах пригородного и дальнего сообщения, самолетах и на водном транспорте. Бутылку пива нельзя будет найти и в залах ожидания, а также в помещениях, занимаемых государственными и муниципальными органами власти. Общественники предлагают полностью убрать из ларьков и киосков любые алкогольные напитки, включая пиво. Тем же, кто не мыслит жизни без выпивки, предлагается заглянуть в крупные магазины или ближайший ресторан. Также планируется вернуть положение, разрешающее торговлю крепким алкоголем только с 11.00 до 19.00, кроме кафе, ресторанов и баров. Но в таком случае россиянам ничто не мешает вспомнить опыт покупки спиртного у таксистов или швейцаров.
А вот представители РПЦ серьезно занялись проблемой суррогатного алкоголя и самогоноварения. Так, на XIII Всемирном русском народном соборе (ВРНС) прозвучало предложение установить уголовную ответственность за нелегальное производство и оборот напитков крепче 15%. Впрочем, помилуют россиян, гонящих самогон для личных целей. 20% от всего потребляемого алкоголя – суррогат. Поэтому участники ВРНС предложили: пузырьки с духами, лосьонами и лечебными настойками на спирту емкостью более 25 миллилитров снабдить «защитой от дурака». Упаковки должны быть либо с диспенсером, как в банке жидкого мыла, либо с распылителем. А медицинские настойки должны содержать максимум 15% этанола. Существенно снизить вред здоровью, по задумке общественников, должен полный запрет на производство и продажу слабоалкогольных энергетических коктейлей, которые очень популярны у молодежи.
Оригинальный метод борьбы с «зеленым змием» предложил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Он считает, что алкоголиков необходимо госпитализировать. «Я за принудительное лечение. Такой человек безволен, и убедить его в чем-то нельзя», – недавно заявил он журналистам. «Сейчас алкоголика начинают лечить принудительно, если он совершил преступление, но стоит ли дожидаться этого момента? Я считаю, что лучше не дать ему допиться до такого состояния», – выразил «НИ» свое мнение руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов.
«Создание лечебно-трудовых профилакториев ситуацию не спасет, как и любая «принудиловка», – рассказал «НИ» заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. – 95% клиентов ЛТП после «выпуска» брались за старое. Человек может вылечиться от алкоголизма, только если он сам хочет этого. Тогда его шансы – от 50% и выше. Если же его начинают лечить принудительно, то не более чем в 3–5% случаев это поможет».
А вот к предложению резко ограничить продажу пива эксперты относятся с осторожностью. «Пиво – очень дорогой напиток для русских. Один грамм алкоголя в пиве минимум в два раза дороже, чем в водке, – рассказал «НИ» г-н Немцов. – Это связано и с тем, что пиво не делают подпольно, и с тем, что технология изготовления у него сложнее. Пиво практически не пьют в деревнях и малых городах. Основное потребление приходится на крепкий алкоголь. А в половине случаев он у нас производится нелегально».
Именно на борьбе с контрафактом и изменении общественного мнения необходимо сосредоточиться российским властям, считают эксперты. «Надо сделать, как в Финляндии, где появиться пьяным на улице – позор, – считает Александр Немцов. – Там настолько хорошо работает общественное мнение, что немногочисленные настоящие финские алкоголики арендуют автобус и приезжают напиваться в Санкт-Петербург».
Впрочем, все эти благие намерения рискуют пойти прахом. Дело в том, что правительство РФ решило отказаться от дополнительного повышения акциза на крепкий алкоголь. Иными словами, водка будет дорожать медленнее, чем продукты питания.
«Покупать охотнее будут водку, а не колбасу, – считает Александр Немцов. – Удовольствие, которое получит россиянин за рубль, потраченный на водку, больше, чем аналогичный «колбасный» показатель. На рынок хлынут волны безакцизного и очень дешевого алкоголя, который, понятное дело, качеством отличаться не будет». Отказ от повышения акцизов на водку может привести к катастрофическим последствиям. По мнению профессора Российского государственного гуманитарного университета Андрея Коротаева, если не увеличить акцизы на 30%, общая смертность в России вырастет на 350 тыс. человек в год.
Проблема в том, что у нас не с того конца начали выстраивать алкогольную политику, считает Александр Немцов. «Сначала определяется цель, проясняется ситуация на алкогольном рынке, проводятся мероприятия, выводится индикатор эффективности этих акций, – пояснил он «НИ». – У нас же ничего этого нет. А главное – я не вижу особого желания изменить ситуацию, поскольку как производили спиртное подпольно, так и продолжают производить».
В ЯПОНИИ ЗА ПЬЯНСТВО МОГУТ УВОЛИТЬ И МИНИСТРА
Главный японский алкогольный напиток саке крепостью до 16 градусов традиционно считается «царем всех лекарств» и в то же время опасным ядом. Но сторонников первого определения в Стране восходящего солнца явно больше, чем тех, кто опасается его пить. В пользу саке говорят витрины местных магазинов, украшенные яркими этикетками сотен его сортов.
Интерес к саке растет в США и Китае. В послевоенные годы на японском рынке с саке успешно конкурировало пиво, «пробило» дорогу к потребителю и более крепкое виски местного и зарубежного производства. Большинство японцев предпочитают умеренные по крепости напитки – саке и пиво. По уровню потребления спиртного на душу населения Япония с показателем чуть более шести литров чистого спирта на человека в год уступает и Франции, и Италии. При этом в стране отмечено свыше восьми млн. человек, выпивающих в день более 60 граммов алкоголя, что уже считается чрезмерным и может привести к привыканию.
Власти не препятствуют рекламе спиртного в СМИ, но это не мешает им проявлять суровую принципиальность в борьбе с пьянством, как, впрочем, и с курением. Пиво и более крепкие напитки, а также любые табачные изделия могут приобретать в магазинах и автоматах лишь те, чей возраст перевалил за 20 лет. Категорически запрещается присутствие «зеленого змия» в стенах университетов. Ректораты предупреждают о серьезных последствиях, которые могут наступить для студентов, появившихся в аудиториях и кампусах в нетрезвом виде. Еще решительнее искореняют это зло японские дорожные полицейские. Автоинспекторы без малейших колебаний «сдают» любого захмелевшего водителя – от крупного чиновника до своего же коллеги – органам правосудия.
Недавно кумир японок, известный актер и шоумен Кусанаги в пьяном виде разгуливал голым по скверу в центре Токио и был арестован полицией за аморальное поведение. Телекомпании мгновенно отменили участие звезды во многих рекламных акциях, и ему пришлось публично извиниться.
Каких-либо дополнительных бюджетных средств на лечение и поддержку алкоголиков правительство Японии не выделяет. Но вместе с тем в стране функционируют 10 национальных центров, где желающие могут пройти лечение. Один из них находится в префектуре Канагава – недалеко от Токио. В прошлом году это заведение приняло свыше 1,1 тыс. новых пациентов. Еще почти 17 тыс. проходили там повторное лечение. По оценке японских наркологов, мировой экономический кризис привел к увеличению рядов любителей «зеленого змия» – их стало заметно больше даже среди женщин и молодежи.
Валерий АГАРКОВ, корр. ИТАР-ТАСС в Японии,– специально для «НИ»
Источник: Новые известия
→ На Украине отмечен наплыв желающих стать православными священниками
← Правду о гибели "Курска" узнают через 30 лет