Трагедия Святой земли: русские монахини держат оборону среди исламских фанатиков
13.08.2009Сестра Марфа возглавляет православную школу при монастыре Марии Магдалины. За достаточно традиционным названием и неприметной должностью кроется крайне необычная история: школа находится в Палестинской автономии, учит русскому языку, а из 348 учениц только 18 – христианки.
Собеседница портала IzRus сестра Марфа с 11 лет жила в Германии. Ее семья происходит из поволжских немцев, и девочка была увезена родителями из России в 1988 году. На исторической родине основным языком общения для нее стал немецкий. Восстанавливать русский будущая монахиня стала лишь, когда сознательно решила посвятить себя церкви. Затем последовали: послушание, постриг, переезд в Израиль в 2003-м, и, как итог, директорский пост в Вифанской православной школе для девочек, который она заняла четыре года назад.
Это единственная православная школа в Палестинской автономии расположена в районе Елеонской (Масличной) горы, к западу от Иерусалима в арабском населенном пункте Аль-Азария. История этого учебного заведения восходит к 1936 году. Две шотландки, отправлявшиеся на миссионерскую деятельность в Индию, по пути решили совершить паломничество в Святую землю. Прибыв сюда, они решили остаться. Сменив веру на православие, женщины приняли монашеский постриг под именами Марфа и Мария. Сестра Мария впоследствии стала первой игуменьей монастыря Марии Магдалины, а Марфа связала свою жизнь со Вифанской школой. Монастырь был создан усилиями представительниц трех разных направлений христианства: этими двумя православными монахинями, армянской католичкой, и датчанкой-протестанткой. Пятым в этой компании стал сторож-мусульманин по имени Ибрагим.
Сестер, помимо веры, объединяло то, что все они имели медицинское образование. И первоначальной задачей было строительство больницы. Местное население приняло их неласково. Все изменил случай, когда в близлежащем поселке женщина обварилась горячим маслом, и ее принесли в монастырскую клинику. После этого происшествия отношение к монашенкам резко изменилось, и два месяца спустя больница принимала по 100 человек в день. Потом стали приходить дети, и сестры, быстро сориентировавшись, начали их обучать. Поскольку на тот момент времени большинство жителей окрестностей были православными арабами или приверженцами других конфессий христианства, ученицы, соответственно, принадлежали к той же религии. Небольшой процент учащихся составляли русские дети. Именно тогда русский впервые появился в программе школы в качестве иностранного языка.
После 1967 года демографическая ситуация здесь начала стремительно меняться. В регион хлынули мусульманские переселенцы, а традиционные жители района, арабы-христиане, стали спешно покидать насиженные места. В считанные годы ситуация изменилась настолько, что встал вопрос о закрытии школы. В итоге, в 1972 году она была зарегистрирована как частная христианская школа. По словам сестры Марфы, подобных учебных заведений в Палестинской автономии порядка 60, но русская православная школа – единственная.
"Ситуация, в определенном смысле, ужасающая, - призналась порталу IzRus сестра Марфа. - В минувшем учебном году у нас обучались 348 девочек, и только 18 из них были христианками. Не будет преувеличением сказать, что мы каждый день ходим, как по лезвию ножа. Наша школа одна из лучших, и очень цениться арабским населением. Такое отношение спасает нас от действительно серьезных нападений. Буквально в 200-300 метрах от нас находится женский монастырь, так там постоянно что-то происходит: один колокол унесли, другой не успели – сбросили. Прострелили одной из сестер плечо. Постоянно вламываются в церковь. Регулярные нападения, причем очень агрессивные. У нас школа очень сильно сдерживает недовольство нашим нахождением здесь, хотя к нам тоже лазят, пакостят, бьют солнечные батареи камнями, бак с водой как-то подпилили. Но наши соседи очень доброжелательно к нам относятся, помогают, если что-то происходит".
Сестра Марфа рассказывает, что монастырю постоянно приходится напоминать, что школа является христианским учебным заведением: в классах висят кресты и иконы, а каникулы приходятся в основном на христианские праздники. Тем не менее, вспышки религиозной нетерпимости происходят постоянно, как со стороны родителей, так и со стороны персонала, подавляющее большинство которого также составляют мусульмане. "Но как-то Г-дь помогает, вразумляет, помогает держать оборону, нередко приходится идти на конфликт, постоянно быть настороже, и не знаешь, что и когда произойдет".
Серьезную помощь школе оказывают российский посол в Израиле Петр Стегний и представитель РФ при палестинской администрации Сергей Козлов. Последнему в беседе с порталом IzRus сестра Марфа пожелала выразить особую благодарность, так как он помог разрешить конфликт между школой и министерством образования Палестинской автономии, когда это ведомство лишило школу лицензии, требуя увеличить количество часов преподавания Корана. "Мы приглашаем их (послов) на все праздники, на выпускные, по возможности они нас навещают. А потом, Петр Владимирович и Лариса Петровна (Стегнии) вообще очень много нам помогают: например, благодаря их посредничеству нам удалось нормально свозить наших девочек на экскурсии в России".
Есть у школы особые затруднения и с русским языком, который преподается здесь вот уже более 70 лет. По словам сестры Марфы, лучше всего ситуация обстояла в 30-х годах прошлого столетия. Ныне большинство преподавателей русского, хоть и являются носителями языка, не профессиональные учителя. Ситуация несколько улучшилась лишь в последние годы, после того, как школа получила грант от фонда "Русский мир". Эти средства позволили пригласить профессионального филолога, который в течение трех месяцев налаживала работу в этом направлении и повышала квалификацию преподавателей. В ближайшее время она снова вернется в школу. "Конечно, еще не все гладко, - заключила собеседница портала IzRus, - однако понемногу уровень повышается, дети и педагоги лучше понимают предмет. А недавно одна из девочек начала осваивать церковнославянский. Сами понимаете, насколько это важно".
Источник: IzRus
→ В Воронеже изготовили колокол, на котором увековечены имена Медведева и Патриарха Кирилла
← На Украине отмечен наплыв желающих стать православными священниками