Профессор Алексей Осипов о "женском священстве", западном христианстве и угрозах Православию
14.08.2009На Великом соборе Православной Церкви нужно решить, – допустимо ли рукоположение женщин в сан священника, заявил митрополит Претории и Иоганнесбурга Серафим (Александрийская Патриархия), сообщает портал «Религия и СМИ».
Дискуссия о допустимости женского священства (давно принятого во многих протестантских деноминациях) началась в Элладской Церкви после того, как семь девушек подали документы на поступление в Церковную гимназию на севере Греции. Это учебное заведение готовит кадры греческого духовенства.
Лазейку для этого демонстративного шага создал циркуляр Министерства образования страны, месяц назад разосланный по всем учебным заведениям, – он требовал создать равные условия для абитуриентов обоего пола. Однако Святейший Синод отреагировал на это решение весьма резко и министерство от своих требований отказалось. Директор гимназии документы у девушек не принял.
После этого митрополит Серафим заявил, что настало время Православной Церкви вынести официальное решение по вопросу о женском священстве, и предложил сделать это на первом Великом Соборе Православной Церкви. "Существуют ли богословские причины, препятствующие допущению женщин к сану священника? До созыва Собора нам нужен реальный диалог по существу этого вопроса с тем, чтобы Собор вынес окончательное решение", – сказал митрополит.
В Александрийской Патриархии подчеркнули, что владыка Серафим высказал свою личную точку зрения, которую Александрийская Церковь не разделяет, однако об однозначном осуждении точки зрения иерарха ничего не сообщается. Является ли подобное мнение единичным или внутри Православной Церкви на Западе существуют течения, готовые вести «реальный диалог» по вопросу женского священства?
Что ждет православное христианство в недалеком будущем, если возникают подобные дискуссии и принимаются попытки поставить на повестку дня проблемы, казалось, давно решенные соборным разумом Вселенской Православной Церкви? На вопросы корреспондента «Русской линии» ответил профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов.
- До сих пор высказывания подобного рода из православной среды были редки. Православие в целом по этому вопросу стоит на строгих позициях традиции всей своей истории и не принимает идеи женского священства. Есть незначительные тенденции восстановить диаконическое служение женщин и, в частности, литургическое служение диаконис. Однако в отличие от западных конфессий алтари у нас закрыты, и присутствие там молодых диаконисс едва ли принесет пользу Церкви. Заявление же митрополита Серафима рассматриваю не только как единичное явление, но и как вызов современному православному сознанию и общецерковной позиции. Православная Церковь по поводу женского священства высказывалась в официальных заявлениях и в церковных документах неоднократно и однозначно отрицательно.
- Александрийская Церковь отметила, что это – частное заявление иерарха, однако оно не было немедленно и резко осуждено. Вас это не настораживает?
- Может быть, соответствующая реакция еще не подоспела. Но поскольку отрицательное влияние западного христианства на Православие все усиливается, эта тенденция и в дальнейшем будет пытаться пробивать себе дорогу. Западное христианство носит обмирщенный характер. Религия там приспосабливается к языческим страстям, которые один из древних Отцов (авва Дорофей) очень ёмко сгруппировал в следующие три: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Это становится особенно очевидным при взгляде на состояние современного монашества.
Издревле и всегда монашество было институтом достаточно закрытым. Не потому, что оно не любило мира, но потому, что для достижения своей цели, как и в любой другой области, требуется сосредоточенность и отказ от других видов деятельности. Ведь, невозможно научиться играть на скрипке или фортепиано, не отдаваясь этому вполне. Поэтому и монашество отрекалось от всякой мирской суеты, посторонних дел, знакомств и т.д. для того, чтобы целиком посвятить себя духовному подвигу.
В католицизме а, отчасти, сейчас и в Православии видим другое. Монашество включилось в решение всех вопросов мирской жизни: культурных, образовательных, социальных, экономических, политических – как будто в Церкви больше некому этим заняться. Оно занимается молодежными движениями, молодые монахи с молодыми девушками участвуют в разных мероприятиях, концертах, даже рок-концертах, лагерях, походах и т.д. Монашество очевидным образом уходит от того, что называется монашеством и что всегда было в нем главным – от умного делания, то есть молитвенного подвига, без которого монашество просто вырождается. Подумайте сами, как может человек молиться, если у него голова забита массой всяких дел? Потому нельзя служить Богу и мамоне! Такое состояние католического монашества, давно уже ставшего на путь сугубо мирской деятельности, сейчас в связи с экуменическим движением и уничтожением идеологических границ между Россией и Западом, активно проникает и в православную среду.
Обратите внимание, нет конференций, например, на тему: «Основные проблемы духовной жизни сегодня». Разговоры идут только о молодежи, спорте, образовании, экономике и проч. А проблемы собственно духовной жизни, которые являются важнейшими для христианства, для Церкви, для всего мира, даже не обсуждаются – как вам это нравится? Всё это говорит о том, что катастрофически усиливается влияние западного либерального христианства, для которого главными являются проблемы материального, но не духовного порядка. Поэтому не сомневаюсь, что рано или поздно и у нас начнутся дискуссии по проблемам, как «женского священства», так и кое-каким другим.
- Каковы должны быть механизмы противодействия отрицательному воздействию западного христианства? Это вопрос церковной политики?
- Об этом можно говорить только теоретически. Поскольку таких механизмов практически уже нет. Тенденции же совершенно очевидны. Какие средства необходимы? Только внутренние, духовные. Но духовная сторона христианства сходит на нет. Православие всё больше понимается или как организованная социальная деятельность, или сводится к внешней, обрядовой стороне – какую и в каком случае молитву прочитать, к какой иконе приложиться, от какой болезни какому святому или перед какой иконой молиться и т.д. То есть впадаем в элементарное язычество. О том же, что задача Православия состоит в очищении сердца от страстей и чтo для этого нужно, как правильно молиться (а не просто креститься), что значит принять крещение, причащение и т.д., – об этом меньше всего идет речь. Так что дело не просто в церковной политике, но, прежде всего, в обмирщении нашего сознания.
- Говоря о католицизме, Вы часто цитируете философа Юрия Самарина, которому принадлежат слова о том, что «католицизм есть иудаизм в христианстве». Можно ли сказать, что этот иудаизм присутствует и в современном Православии?
- Речь идет всё о том же обмирщении, то есть перенесении центра тяжести нашего внимания с искания Царства Божия и правды его на погоню за исключительно земным благоденствием – мамоной, как говорил Христос. Католицизм и тем более протестантизм уже давно изменили вектор христианской жизни, и основную заповедь Христа «исправили» так: «Ищите прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Но сама тенденция «исправить» христианство на языческий манер совсем не новая. Это явление постоянное, и оно неуклонно развивается. Свт. Иоанн Златоуст еще в IV веке в своих проповедях с гневом говорил об «иудействующих христианах». «Иудействующих» не в том смысле, что христиане принимают иудаизм. Но, что они живут, забыв о ее христианском смысле, о вечности. Вот что обличал Иоанн Златоуст и в каком иудействовании обвинял христиан.
-Как Вы считаете, христианский мир уже прошел некую «точку невозврата»? Пагубные явления в Церкви приняли уже необратимый характер?
- Корабль, то есть общее состояние христианства в мире, тонет. Идет совершенно очевидный процесс его обмирщения, и остановить его уже невозможно. Поэтому в настоящее время требуется другое: спасаться самим и помогать тем, кто просит о помощи. Думать о спасении всего церковного корабля наивно. Об этом писал в 19-м веке святитель Игнатий Брянчанинов: не пытайся своею рукою остановить течение реки, отойди сам от той пучины, в которую корабль ввергается все глубже, и помоги тем, кто ещё оказывается способным понять и принять Евангелие.
Источник: Русская линия
← Псковские археологи предполагают, что нашли могилу старца Филофея