Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Воздвижение Креста Господня: Кресту Твоему покланяемся, Владыко!

25.09.2009

Воздвижение Креста Господня: Кресту Твоему покланяемся, Владыко!Для чего, слушатели, Крест Господень воздвизается, то есть поднимается, возносится и как бы показывается?

14 (27 н.ст.) сентября Он торжественно, особенно у нас в соборе за всенощной, воздвизается в память известного древнего события, когда Крест Господень был обретен в земле, вынут и был воздвижен, показан предстоящим.*

Так бывает один раз в год, а то и всякий день, после молений и служб церковных, вроде воздвижения бывает. Итак, для чего это? Священник воздвигает, поднимает, возносит Крест Господень, чтобы вы видели Его, поклонились Ему, потом вас осеняет Крестом, чтобы вы поклонялись, приняли благословение вам Распятого на кресте.

Для этого ли только? Нет, а вот еще для чего, и думаю, это главное: для того чтобы привлечь ваше внимание к Тому, Кто вознесен на крест, чтобы вы видели, как Он любит нас. Вот Он из любви к нам умер на кресте за наши грехи.

Бог наш Отец, но такого отца, каков Бог наш, не было в мире, нет и не будет: Сына Своего сей Отец, Бог наш, отдал на смерть за нас, грешников, и Сын Его, Господь наш, Сам пошел на смерть ради нашего спасения от грехов. Но знаете ли, для чего нам надобно знать, что Бог нас любит, много, беспредельно любит? Для того чтобы, видя, как нас Бог любит, мы каялись во грехах и не боялись просить прощения.

А то как мы обыкновенно делаем? Когда собираемся сделать или делаем что худое, греховное – мы не боимся ничего, о Боге и вспомнить не хотим, забыть о Нем стараемся или, вспомнив о Нем, успокаиваем себя тем, что ничего, что грешим или согрешим, – Бог милостив, Он простит, нет греха, которого бы Он не простил. Но после, как одумаемся, опомнимся, тотчас начинаем беспокоиться, мучиться, зачем мы грешили, согрешили; беспокоимся, мучимся – а прощения у Бога не просим. Боимся, думаем, что так Он и не простит, так и останутся грехи наши на нас и Бог накажет нас за них, а чтобы себя успокоить, стараемся забыть и о грехах, и о Боге; забываем и грешить продолжаем и таким образом продолжаем погибать.

Нет, грешник, не так делай. Храни себя всячески от греха, помощи у Бога проси, чтобы тебе сохранить себя; если же согрешишь, не оставайся во грехах, а скорее, тотчас обращайся к Богу, покайся, сознайся и проси прощения. Так любит Бог прощать грехи, что Сына Своего Единородного отдал за грешников на смерть, чтобы они уверились, что ради Его, умершего на кресте за них, Он им простит грехи, лишь бы каялись и просили прощения и, таким образом, чтобы не погибали во грехах.

Так Крест Господень возносится, поднимается, главное, для того, чтобы привлечь твое внимание, чтобы ты видел, как любит тебя Господь Бог, и, видя это, каялся во грехах и чтобы не боялся просить прощения; чтобы не думал, что не простит Он, смертью Своей на кресте Сам заслуживший тебе прощение.

Кающиеся и просящие прощения близки к Царству Небесному, а не кающиеся, не просящие прощения далеки от него. О, привлеки нас к Себе Своею благодатию, чтобы, видя Тебя, вознесенного на кресте, мы каялись и просили прощения. Аминь.

***
Равноапостольный царь Константин Великий некогда, идя на сражение против Максентия, увидел днем в воздухе крест, составившийся из звезд, а внизу креста слова: "Сим побеждай". Ободренный таким чудным явлением, Константин Великий смело вступил в сражение и счастливо победил своего врага. Мать Константина, святая равноапостольная царица Елена, приписывая сию победу Иисусу Христу, с этого случая приняла намерение отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос. И вот она отправляется в Иерусалим, ищет, наведывается, спрашивает у жителей иерусалимских о Кресте Господнем, но о нем никто ничего не знал. Наконец, от некоего престарелого еврея, по имени Иуда, она узнает, где Крест Господень: он был зарыт в земле, под языческим храмом. Святая Елена тотчас приказала сломать здание; здание сломали, начали рыть и нашли в земле три креста.

Который же крест Христов? Промысел неожиданно разрешил это недоумение. Мимо того места, где рассматривали вырытые кресты, несли мертвеца на погребение. Патриарх Макарий повелел несшим остановиться, и полагаемы были кресты на мертвеце. Полагают на нем один крест – ничего, другой – тоже ничего, полагают третий – мертвец оживает.
Таким образом, наконец, и узнали, который Крест Господень. Святая Елена, духовенство, вельможи, народ, воины начали поклоняться Кресту Господню и лобызать его. По чрезвычайной тесноте все не могли его видеть, а хотелось всем, и потому патриарх Макарий, взойдя на возвышенное место, поднимал, воздвигал его и таким образом показывал всему стоящему народу. Народ смотрел, молился и падал на землю. Сие-то воздвижение Креста Господня, совершенное некогда в Иерусалиме, ныне воспоминается нашей Церковью.

Протоиерей Родион Путятин
Родион Тимофеевич Путятин (+ 1869) родился в 1807 г., в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию. После окончания Московской духовной академии преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии. В 1835 г. был рукоположен в сан иерея и долгие годы служил в храмах города Ярославля, а с 1845 г. – города Рыбинска. Однако о.Родион сделался известен всей православной России не только как опытный педагог и "пастырь добрый": с 1842 г. стали появляться в печати, в т.ч. и повременной, его знаменитые краткие катехизические поучения, выдержавшие на протяжении семидесяти лет свыше двух десятков изданий. Богатейшее наследие о.Родиона – более трехсот поучений и проповедей – пользовалось исключительной популярностью, и заслуженно.

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека.

 → Патриарх Кирилл: богословское образование - прививка от экстремизма

 ← Патриарх Кирилл прибыл в Белоруссию в "солнечном" настроении



Все события