Почему использование мобильников приводит к нервным расстройствам
11.11.2009На днях Минобороны передало операторам мобильной связи частоты для создания сетей третьего поколения (3G), благодаря чему в России появится высокоскоростной мобильный Интернет. Между тем нынешней осенью количество абонентов мобильной связи в стране превысило 200 млн.
Мобильные телефоны имеют более 80% граждан, а каждый седьмой пользуется двумя и более мобильниками. Тем временем психологи бьют тревогу: мобильные телефоны все чаще становятся причиной хронического стресса. Люди страдают от того, что мобильник делает их доступными круглые сутки и неожиданный звонок в любой момент может вторгнуться в их жизнь.
Но отказаться от мобильного телефона граждане не могут – в рейтинге самых необходимых устройств он занял первое место, а потеря телефона приводит к еще большему нервному срыву – из-за невозможности быть на связи даже в течение нескольких часов.
Мобильные операторы намерены полноценно развернуть в Москве сотовую связь 3G уже до конца этого года. Соответствующий план согласован с Минобороны РФ. Военное ведомство согласилось на развертывание сетей 3G в столице с некоторыми ограничениями. Будет разрешено установить не более двух тыс. станций, и к ним предъявлены жесткие технические требования: лимитирована максимальная высота расположения передатчиков и их мощность.
Массовое развертывание сетей связи третьего поколения долго откладывалось из-за того, что, по словам представителей Минобороны, протокол 3G использует те же частоты, что и система раннего оповещения о ракетном нападении «Прогноз». В связи с этим операторам разрешалось использовать такой стандарт связи только внутри зданий и в московском метро. Сети 3G позволяют владельцам сотовых телефонов выходить в Интернет на скоростях в несколько мегабит в секунду. Находясь в такой сети, можно смотреть видеоролики, совершать видеозвонки или слушать транслируемую через Интернет музыку. Однако предстоящий прорыв в сфере мобильной телефонии имеет и свою оборотную сторону.
«Мания звонка» – такое нервное расстройство открыл недавно Дэвид Ларами из Калифорнийской школы профессиональной психологии. Ученый выяснил, что у многих людей определенные звуки вызывают ощущение, что звонит их мобильник. «Мне кажется, что я слышу звонок, когда бреюсь или когда из крана течет вода», – цитирует Ларами одного из участников исследования. Если же у телефона выключен звук, обманным оказывается ощущение вибрации, которой на самом деле нет. Ученый называет это явление «призрачным звонком» и считает разновидностью галлюцинаций.
Нынешней осенью количество абонентов мобильной связи в России превысило 200 млн. К началу октября в стране было 203,7 млн. зарегистрированных SIM-карт – по 1,4 на каждого россиянина, включая младенцев. По данным «Левада-Центра», мобильные телефоны имеют 84% совершеннолетних россиян, в том числе 94% – в возрастной группе 18–39 лет. Двумя и более телефонами одновременно пользуются 16% граждан, в том числе среди молодежи – каждый пятый.
У современного человека нахождение всегда «на связи» превратилось в психологическую потребность, поясняет Ларами: отсутствие под рукой мобильника автоматически означает выпадение из информационного поля, и именно поэтому многие посетители кафе и ресторанов кладут телефон на стол. Российский исследователь новых коммуникационных технологий Илья Стечкин подтверждает «НИ»: если раньше престижным считалось все время быть на связи, то теперь престижно позволить себе какое-то время на связи не быть, не упуская при этом ничего важного из происходящего в мире.
Большинство граждан позволить себе этого не могут. Они вынуждены круглые сутки быть доступными для звонков, что порождает напряжение и приводит к хроническому стрессу.
Психолог-социотренер Александр Кичаев рассказывает «НИ», что многие хватаются за свой телефон, если звонок раздается в фильме или в толпе у кого-то другого. Другое расстройство – страх перед звонками с незнакомых или неопределенных номеров. По словам Кичаева, обычно это связано с прошлым негативным опытом: «Человеку когда-то сообщили по телефону о смерти близкого человека либо мужчину отвергла женщина или женщину мужчина. Тогда звонок, особенно во внеурочное время, становится символом жизненной катастрофы».
Нередко мобильный телефон используют как средство контроля: родителей – за детьми, начальников – за подчиненными. Подконтрольные, которым в любой момент могут позвонить и спросить, где они и что делают, чувствуют себя некомфортно. В дальнейшем у них может развиться телефонофобия – необъяснимая боязнь звонков, говорит «НИ» психолог Наталья Варская. От телефонофобии страдают не только обычные граждане, но и звезды – Максим Галкин в одном интервью признался, что боится снимать трубку, так как «опасается всяких сумасшедших».
Сильнее других от постоянной телефонной доступности страдают интроверты (люди, ориентированные на внутренние переживания, в противовес экстравертам, ориентированным на внешние впечатления). «Для интроверта звонок – это вторжение в его жизнь. Это особенно тягостно, если человек в данный момент закрылся от окружающих и не хочет никого видеть», – говорит Кичаев. Психотерапевт Европейского реестра Михаил Литвак поясняет «НИ», что даже минутный разговор по телефону отнимает у абонента до получаса, так как тому необходимо переключиться со своего дела на предмет звонка, а затем снова сосредоточиться, чтобы заняться прежним делом.
Руководители отгораживаются от звонков с помощью секретарей. Тем, у кого секретарей нет, психологи рекомендуют установить в мобильном автоответчик, а затем перезванивать самим, когда они хотят и могут поговорить. Директор Центра практической психологии Сергей Ключников отмечает в беседе с «НИ», что панический страх перед телефоном может возникнуть у человека, который не желает, чтобы ему позвонили именно в данный момент. Такое бывает, если человек подавлен и боится, что его состояние смогут угадать в ходе разговора. Еще одна причина возникновения страха – человек не смог как следует ответить на звонок и теперь боится повторения этой ситуации.
Звонок преткновения
Необъяснимые страхи бывают не только у тех, кому звонят, но и у самих звонящих. 23-летняя москвичка Нина М. признается «НИ»: «Боюсь звонить по телефону, когда нужно узнать, к примеру, есть ли в этом магазине определенная вещь. А уж по более важным делам – вообще трясучка. Звоню, но напряжение дикое». Схожую проблему озвучил на одном из психологических форумов Даниил. Он не испытывает затруднений звонить близким людям. Но позвонить в какое-нибудь учреждение ему очень тяжело: «Приходится пересиливать себя, голос меняется и становится очень тихим».
Страх звонить часто связан с боязнью получить отказ, утверждает психолог Ключников. Выход – допустить, что отказ возможен, но не рассматривать его как трагедию. Еще один способ – просто тренироваться звонить. Психолог Наталья Варская называет это «погружением в ситуацию» – человек первое время делает звонки в присутствии психотерапевта, который помогает не допустить нервного срыва.
Телефонофобия стала профессиональным заболеванием тех, кто совершает «холодные» звонки – незнакомым людям без предварительной договоренности. Обычно это звонки с предложением товара или услуги. «Я не знаю человека, который делал бы хотя бы по пять «холодных» звонков в день, не проявляя при этом признаков гипертонического криза», – делится с «НИ» сотрудница одного из рекламных агентств. По ее словам, многие сотрудники всячески стремятся отдалить момент звонка, занимаясь каким-то другим делом, а разговоры с потенциальными клиентами, как правило, приводят к повышению давления, нездоровому возбуждению и ощущению нехватки воздуха.
Психолог Ключников советует в таких случаях звонить не сидя, а стоя: «Когда мы стоим, все системы нашего организма приходят в состояние боевой готовности. Как на физическом, так и на эмоциональном уровне». Совет других психологов – правильно выбирать уши, так как правое ухо и связанное с ним правое полушарие головного мозга лучше подходят для сложного разговора с большим количеством цифр и фактов, а через левое ухо лучше вести эмоциональную беседу, так как информация в мозг поступает быстрее. Еще один совет – при звонке незнакомому человеку думать не о том, что его беспокоит, а о пользе, которую он от этого разговора может получить.
Телефон – не роскошь
Для большинства потеря или кража мобильника – повод для нервного срыва. «Дело не в дороговизне аппарата, а в невозможности какое-то время быть на связи, что переживается очень тягостно», – говорит «НИ» психотерапевт Сергей Назаров. По его словам, общение с помощью технических средств у современных горожан превосходит число контактов с глазу на глаз, и лишившийся телефона лишается также большинства собеседников. Кроме того, мобильник используют для назначения встреч и нахождения друг друга в людных местах, тогда как без мобильника человек сразу же теряется».
«Пропал телефон. Верните хотя бы симку за вознаграждение – там много нужных телефонов» – такие объявления можно увидеть в любом вузе. Мобильник для многих – это также записная книжка, фотоальбом и коллекция любимой музыки. Если информацию с телефона время от времени не копировать, с утратой мобильника она может исчезнуть навсегда. Но многие так не делают. И регулярно появляются записи в блогах или рассылки по электронной почте примерно такого содержания: «У меня украли телефон со всеми контактами. Пожалуйста, кидайте свои номера».
Опросы социологов подтверждают: телефон стал самой нужной вещью в жизни современного человека. По данным ВЦИОМ, более половины граждан (60%) не могут обойтись без мобильника даже один день. Среди молодежи 18–34 лет таких три четверти (72%). В рейтинге самых необходимых вещей мобильный телефон занял первое место, обойдя и телевизор, и компьютер, и автомобиль.
Источник: Новые Известия
→ Кузбасские гаишники борются с ДТП при помощи святой воды
← Протоиерей Димитрий Смирнов: "Каков народ, такова и милиция"