Нужно отслеживать ситуации, когда главы школ склоняют людей не изучать основы религии
12.11.2009На встрече с молодежью в Политехническом музее 10 ноября епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ответил на вопрос корреспондента «Татьянина дня» о том, почему в регионах, где проводится эксперимент по преподаванию ОПК, многие родители выбирают для своих детей изучение светской этики.
- Когда говорят о тех регионах, в которых будет проводиться эксперимент, нужно понимать, что они выбраны Министерством образования неслучайно: в большинстве своём это так называемые «нулевые регионы». То есть, те области, в которых не преподавались Основы религиозной культуры. Во многих областях - Белгородской, Екатеринбургской, Курской - это преподавание очень хорошо поставлено. Но для того, чтобы посмотреть, как будет проводиться этот эксперимент в школе, они захотели описать всё с чистого листа.
Кроме того, взяли области, где население не является православным в подавляющем большинстве своём. Вот, например, Калмыцкая епархия. У владыки Зосимы сто сорок человек выбрало изучение Основ Православия, а двести сорок - буддизм. Буддийский регион - нечего этого бояться. Мы не должны никому ничего навязывать, мы должны предоставить людям свободу выбора - это первое. И от того, как мы будем преподавать, будет зависеть, возьмут ли на следующий год этот курс или нет - это второе.
Но, конечно, мы должны очень чётко отслеживать то, что происходит (мы будем это делать и делаем), когда главы образовательных учреждений на местах ненавязчиво склоняют людей не изучать основы религиозных культур. Не думаю, что это делается со злым умыслом - это делается от головотяпства. Ну, представьте себе, вот общеобразовательная школа, а Вам говорят: «У вас кто там - православные? Хорошо. Мусульмане есть? Есть. Иудеи есть? Есть. Ну, буддистов нет». Ещё хотят дать все традиционные религии вместе - религиоведческий такой курс. И вот директор школы думает: «Мне что, пять педагогов подготовить?» Если не считать буддистов, а так - шесть. Это он так сядет вечером и подумает: «Оно мне надо всё это?»
На следующий день говорит: «Слушайте, коллеги, давайте соберём школьное родительское собрание». И выступает на нём: «Вот есть такое предложение со стороны президента и министерства. Вы же хотите, чтобы ваши дети были современными? - Да, хотим. - Вы хотите, чтобы они были грамотными? - Да, хотим. - Вы хотите, чтобы они были интегрированы в Европу? - Да, хотим. - Ну вот включайте светскую этику, им это понадобится! Что им отдельные религиозные культуры изучать - потом прочитают. - Ой, да, замечательно!» Всем классом и выберут: один педагог - замечательно! Этого не надо допускать. Поэтому надо учитывать результаты эксперимента и, конечно, стараться смотреть, чтобы родители и дети по своей религиозной принадлежности выбирали именно то, что им необходимо.
Например, я считаю совершенно правильной позицию министерства образования. Здесь мы идём единым фронтом - правда, не со всем министерством, но с отдельными его достойными и власть имущими представителями, - когда говорим, что если дети хотят изучать этику и другие религии - замечательно. Но давайте всё-таки поступим так, как поступают, например, с преподаванием литературы: сначала изучается русская литература, потом литература тех народов, которые рядом с нами, потом зарубежная литература и мировая литература.
Вот это правильно. Такой же подход должен быть и к изучению религий. Мы сначала изучаем своё, затем - то, что рядом с нами, потому что, ценя своё, нельзя ничего не знать о тех, кто рядом с тобой живёт. Как на лестничной площадке часто бывает: живут соседи и друг о друге вообще ничего не знают. Совсем не значит, что всё надо активно участвовать в семейной жизни соседей, но знать и уважительно к ним относиться надо. И затем - всё остальное.
Источник: Татьянин День
→ «Дорогая башня, помоги найти 1000 рублей!»
← Кузбасские гаишники борются с ДТП при помощи святой воды