Катехизис возвращается: азы веры на языке современности
14.12.2009Этим летом Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. В XIX веке таких катехизисов было написано около десятка, большинство из них и сегодня можно встретить на церквоных книжных прилавках. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет?
Ответы без вопросов
В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих тысяч неофитов.
«Если вы меня спросите, каким я хотел бы видеть новый катехизис, я бы ответил: таким, как катехизис святителя Филарета, — признается завкафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Борис Левшенко. — Он должен давать точные и емкие ответы на прямые вопросы, и именно таким был катехизис московского святителя». Однако катехизис свт. Филарета спустя 200 лет воспринимается скорее как музейный экспонат. И дело не только в устарелых формулировках или тяжеловесном языке — «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось. А это значит, что должен меняться и язык проповеди», считает председатель ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев).
Решение написать новый катехизис принял еще Архиерейский собор 2008 года, состоявшийся под председательством Патриарха Алексия II менее чем за полгода до смерти Предстоятеля. Летом 2009-го его преемник Патриарх Кирилл поручил Богословской комиссии приступить к работе.
«Кроме доступности языка новизна катехизиса должна заключаться прежде всего в доступном языке и акценте на тех проблемах, которые волнуют современных людей, — говорит архиепископ Иларион (Алфеев). — Например, в Росси больше нет монархии, не практикуются дуэли, о которых митрополит Филарет пишет среди грехов, нарушающих заповедь “не убий”. А вот ставшие массовыми в наше время аборты совсем не упомянуты святителем. Надо помнить и о том, что филаретовский катехизис был предназначен для людей, родившихся и воспитанных в Православии. Мы же живем в обществе, воспитанном атеистической пропагандой, которое не только не православно по своему духу, но часто вообще относится к христианству враждебно».
Кроме того, в настоящее время имеют хождение немало катехизисов, «претендующих на официальность, но зачастую обладающих слишком низким качеством текста и даже иногда неправославными утверждениями, — особо подчеркивает владыка. — Вопрос об эталонном издании, объясняющем начала православного вероучения, до сих пор остается открытым».
«Катехизисы, какими они были в XIX веке, — это набор правильных ответов на несуществующие вопросы, — известный церковный публицист, миссионер и преподователь Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев настроен решительно. — Я просто не могу себе представить человека, который мог бы в такой формулировке о чем-то спрашивать. Форма вопросов и ответов (как в катехизисе свт. Филарета) тогда была не более чем уловкой. Сегодня же мы живем в мире, где люди готовы задавать вопросы по сути православного вероучения, в том числе и те, которые просто не могли возникнуть у человека XIX века. Конечно, катехизис — не попытка кого-то убедить, а торжественная декларация, обозначение условия членства в Церкви. Но для современного человека он должен быть современным».
Протоиерей Борис Левшенко считает, что такие изменения естественны: «Разные эпохи церковной истории подразумевали разные формы ответов на одни и те же вопросы, и лучше всего эти ответы давать на том универсальном языке, который существует в конкретное время».
Учение без дури
Катехизисы бывают разные: есть такие, которые являются в первую очередь учебными пособиями, есть катехизисы-справочники, есть катехизисы для новоначальных. Есть катехизис как инструмент для миссионера, который можно дать человеку, чтобы он уяснил себе основную суть Православия, а есть катехизис как камертон для внутрицерковных дискуссий, поясняет протодиакон Андрей Кураев. Каким будет новый «учебник веры», еще не решено, но одна из главных задач уже поставлена.
«Катехизис — это попытка положить предел личной дури некоторых церковных или даже околоцерковных проповедников, — говорит протодиактон Андрей Кураев. — Новый катехизис нужен, чтобы простой человек не торопился отождествлять любую публикацию или устный совет, исходящий из уст приходского священника, с мнением Православной Церкви. Перед создателями катехизиса будет стоять проблема: как не перейти пределов, положенных святыми отцами. Сегодня мы видим немало людей, которые эти границы Православия очерчивают по своему вкусу, причем часто в круг вероучительных вопросов включаются и вопросы чисто светские — политические, культурные, отношение к явлениям современной культуры. Авторы катехизиса должны быть осторожны. Нельзя торопиться выдавать за учение святых отцов даже те вопросы, по отношению к которым в современной Церкви есть единая позиция».
В отличие от всех предыдущих, первый с начала XIX века официальный катехизис Русской Православной Церкви, по словам архиепископа Илариона, станет не авторской работой, а итогом труда лучших современных богословов и церковных ученых, целого коллектива авторов под руководством Богословской комиссии и Синода.
«Я думаю, будет использована та же технология, что и при создании “Основ социальной концепции РПЦ”, — предполагает архиепископ. — Будет создана рабочая группа, в которую войдут специалисты из разных областей богословской науки, и новый катехизис станет коллективным трудом, который утвердит сначала Библейско-богословская комиссия, а затем Священный синод и Архиерейский собор». Конкретный состав авторов в скором будущем должна утвердить Библейско-богословская комиссия.
СПРАВКА
Что такое катехизис?
Катехизис — это краткое, точное и емкое изложение веры, своего рода религиозная «таблица умножения». Подробности проясняет для «НС» председатель ОВЦС, известный богослов и церковный ученый, ректор общецерковной аспирантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архиепископ Илларион (Алфеев):
– Катехизис (от греч. katecheo – оглашать, наставлять, учить) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям православия.
Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI столетия.
Однако еще в раннехристианскую эпоху святым Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.
В нынешнем терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появляется только в Реформацию. Самые популярные из них — Малый и Большой катехизисы, составленные Мартином Лютером. Существовали также и катехизисы Кальвина, Меланхтона, приверженцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве католической реакции появились катехизисы, подготовленные иезуитами. Именно католические катехизисы (а их известно не так много) по количеству изданий и тиражам стали самыми массовыми из вероучительных книг. Например, катехизис иезуита Петра Канизия, написанный им в 1554 году, за двести лет выдержал более 400 изданий. Последний обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II .
В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», т. е. поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.
Первый «катехизис» в восточнославянской традиции был написан в 1562 году знаменитым белорусским протестантом Симоном Будным, причем не на церковнославянском, а на простом наречии, и назывался «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана». Это — протестантский катехизис, находящийся в большой зависимости от лютеровских изданий.
Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.
После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.
Источник: Православие и Мир
→ Священник Иоанн Охлобыстин в новом фильме играет Чапаева
← Апостол Андрей Первозванный: первый из двенадцати