Никола Зимний, придверник Рождества
18.12.2009Если православным на Руси сказать, что святитель Николай Чудотворец в общем-то не русский, многие могут и обидеться: «Как это?! Какая разница, какой он национальности, - наш он, наш, самый что ни на есть родной!..».
Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве.
Этот добрый пастырь, небесный человек, святой не суровый и грозный, но милующий и заботливый, - мнится нам, и до сих пор весь здесь, на земле, он включил и нас в число своих чад, отзывается на наши заботы и печали, столь часто - такие неказистые, житейские, которые «небесными» и не назовешь... И сердце подсказывает: сейчас, когда уже начинает теплиться заря приближающегося светлого Рождества Христова, день Николы Зимнего - теплый, добрый - не зря так естественно и органично укладывается в череду радостных зимних дней.
О том, как в западных странах святитель Николай Чудотворец превратился в Санта-Клауса, а чудесные «узельцы три злата» - в чулок, набитый сластями и целлулоидными покемонами, написано и сказано современными церковными витиями предостаточно, сказано обличительно и сурово... Нет, конечно, тенденции века сего - превращать Рождество Христово в праздник распродаж, подарков и сплошного джинглбеллса, мы оправдывать не станем. Однако обличая «загнивающий Запад», вспомним, что мы все-таки - христиане, и от дальних обратим взор - ближе, еще, еще ближе - на самих себя, готовясь бросить камень, только если сами без греха, если вот эти мирские подарочные радости нам самим абсолютно чужды... Подобная болезненная заноза в нашем безукоризненно православном сознании, ложка дегтя в бочке нашего ежегодного постного предрождественского подвига - Новый год.
Увещевая с амвона прихожан блюстись от новогодних «скаканий и плясаний», измозолил язык не один батюшка. И стыдливое напряжение (как бы случайно не вырвалось в кругу братьев и сестер под Новый год: «С наступающим!») хорошо знакомо, наверное, всем нам, современным новообращенным. Однако нам, советским (да-да, пока еще советским) людям, не так-то просто вытравить из памяти («о память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!» - помните слова поэта?) образ Деда Мороза (которого, помню, один воцерковленный малыш, ученик воскресной школы, назвал «специальным Божьим зимним ангелом»), полночный бой курантов, тепло семейного круга, в котором под звон бокалов с неизменным шампанским, советским символом всего праздничного, раздаются искренние пожелания нового счастья... Не только, нет, не только всероссийская пьянка (увы, что есть, то есть), телевизор и салат оливье - в новогоднем празднике до сих пор, со времен господствующего атеизма, когда Новый год был одной из отдушин в календаре, в котором «красное число» значило совсем не то, что в православном (как быстро мы это забыли!..), осталось ощущение сказки и чуда, ощущение чего-то доброго и неподдельного, что бывает только от Бога, а не от лукавого.
Да, все это, конечно, - не духовное, а душевное (за недолгие годы своего воцерковления мы научились оперировать подобными классификациями, вычитанными у святых отцов, но увы, далеко не всегда выстраданными, проверенными собственной жизнью). Но душевное - почва, в которую должно лечь зерно духовное, зерно Христово. Если этой почвы нет - во что ляжет зерно? Одна из наших бед - в том, что, ринувшись покорять духовные высоты христианства, мы во многом не были просто людьми... Вспоминается мудрое наставление, которое один архиерей давал взыскующим монашеского пострига: «Ты стяжаешь облик ангельский - смотри же, не утрать облика человеческого».
Знаю, знаю, что среди читающих эти строки может обрестись немало ригористов, которые тут же обвинят пишущего во всех смертных грехах и сберут на его главу угли неугасающие: он призывает ослабить пост и праздновать языческий Новый год!.. Нет, вовсе не призываю. Рождество Христово, к встрече которого мы готовимся постом, остается для нас в эти дни главным чаемым событием. Однако я пытаюсь представить святителя Николая Чудотворца, праздник которого - при дверях Рождества, на месте этих суровых людей, представить - вырывающим из рук у детей новогодние подарки, топчущим ногой елочные игрушки, изрекающим анафему поднявшим бокалы с шампанским... Нет, простите, этого я представить не могу.
священник Сергий Круглов
Источник: Татьянин День
← Почему пьянство страшнее террора?