Как вернуть празднованию Нового года и Рождества религиозный смысл?
21.12.2009Как заново открыть для россиян религиозный смысл празднования Нового года и Рождества? Как отмечать Новый год православным верующим в России в период Рождественского поста? Как христианам реагировать на то, что празднование Нового года все более приобретает языческий характер?
На эти и другие вопросы, связанные с предстоящими христианскими праздниками, предложили свои ответы генеральный секретарь Конференции католических епископов России (ККЕР) священник Игорь Ковалевский и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых), выступая 21 декабря на пресс-конференции в РИА «Новости».
Обычно считается, что для католиков главный праздник Рождество, а для православных Пасха. Это мнение о.Игорь считает стереотипным и не соответствующим действительности. По его словам, «Пасха – это праздников праздник для всех христиан», а Рождество считается более католическим из-за римского происхождения праздника: в древности на Западе христиане условились праздновать Рождество Христово 25 декабря, в день языческого торжества в честь императора-«солнца», прославляя родившееся в мир «Солнце Правды» - Христа.
Еще одно клише, которое считает необходимым развенчать о.Игорь, -- что 25 декабря якобы празднуется «католическое Рождество». Он подчеркнул, что в этот день отмечает Рождество большинство христианских Церквей мира, в том числе – большинство православных Церквей.
Русская Православная Церковь тоже празднует Рождество 25 декабря, только по юлианскому календарю, что совпадает с 7 января по григорианскому календарю, напомнил о.Филипп. «Сегодня в России главная проблема – вхождение Рождества в жизнь граждан», -- сказал он. Им были приведены данные соцопросов, согласно которым 59 % россиян собираются отмечать грядущее Рождество («только День Победы россияне отмечают так дружно», прокомментировал он эти цифры).
В прошлом же году 35 % смотрели по телевизору трансляцию рождественского богослужения и лишь 4 % посетили в этот праздник храмы. Это говорит о том, что «значительное число россиян рассматривает рождественское богослужение как неотъемлемый элемент праздника», -- отметил о.Филипп. По его словам, таких людей было бы гораздо больше, если бы они имели возможность отправиться в ближайший храм, который не был бы «забит народом» в рождественскую ночь. Поэтому задача приобщения людей к религиозному смыслу Рождества связана не только с миссионерскими усилиями Церкви, но и со строительством новых храмов, которых очевидно не хватает, особенно в больших городах, отметил зампред ОВСЦ.
Что же касается празднования Нового года, то делать это «шумно, с застольями, развлекательными мероприятиями» намерено 91% россиян. Эта «традиция советского времени», которая, по мнению о.Филиппа, со временем все более приобретает языческие, «квазирелигиозные» черты (увлечение восточной «звериной» символикой, гаданиями-ритуалами во имя благополучия и т.д.), «не позволяет Рождеству полностью войти в свои права в России».
Однако православный священник призвал верующих, которым приходится встречать Новый год во время поста, «не бороться, не противостоять» обычаям, сложившимся в безбожное время, а «предлагать формы празднования, соотносимые с церковной традицией».
Так, во многих храмах вечером 31 декабря служится новогодний молебен, а в некоторых – даже ночная литургия, после которой в первое утро наступившего года хорошо устроить братскую трапезу в храме, отметил о.Филипп. Главное, подчеркнул он, не забывать о религиозном содержании празднования Нового года – прославлении «начала нового творения, которое совершает Бог». Кроме того, он напомнил, что в России незаслуженно забыто «гражданское измерение» новогоднего праздника: именно 1 января до революции отмечался «еще один день победы» -- годовщина изгнания французов из России в 1812 году.
По словам о.Игоря Ковалевского, у католиков религиозный смысл Нового года вообще не вызывает сомнений: 1 января во всех католических храмах торжественной литургией отмечается Торжество Пресвятой Девы Марии, во время мессы верующие испрашивают Божьего благословения на грядущий год, и это богослужение «считается обязательным» для всех католиков. «Главный смысл празднования Рождества и Нового года – это радость, которую дает нам Бог, и надежда, что Он будет с нами», -- сказал представитель ККЕР.
Теме радости о.Филипп также посвятил несколько слов. С точки зрения потребительской психологии, радость современного человека означает максимальное удовлетворение всех своих пяти чувств, отметил он, добавив, что погоня за такой радостью часто приводит людей к депрессии, опустошению, «жутчайшей тоске по радости». Церковь же показывает, что во время праздника «можно радоваться по-другому, что можно после праздника испытывать не похмельную пустоту, а радость, которая побуждает к активной жизни и творчеству, наполняет жизнь смыслом».
С точки зрения свободы выбора то обстоятельство, что в России празднование Нового года и Рождества разделяют 7 дней, можно даже считать «промыслительным»: такое «разделение сакрального и светского устроил Господь», считает о.Филипп. По его словам, «у тех, кто хочет помолиться, есть такая возможность, не замутненная пьяным угаром» и размашистым всенародным празднеством.
Сама же «несостыковка гражданского и церковного календарей», обсуждение которой ежегодно оживляется перед празднованием Рождества, проявляет соотношение светского и духовного в нашем обществе: считается, что светская культура – это «для всех», а православие – это что-то вроде «культуры по интересам». Однако такой подход только разобщает людей, считает священник.
«Если Рождество и Новый год связаны, не нужно стесняться религиозных корней этого (новогоднего – прим. ред.) праздника», -- сказал он. Что же касается собственно календарной проблемы и возможности перехода РПЦ на «новый стиль» (григорианский календарь), то о.Филипп готов поставить перед гражданскими властями контр-вопрос: а не перейти ли им на юлианский календарь – и тогда «все будет на своих местах: сначала мы будем праздновать Рождество, а потом Новый год».
О.Игорь Ковалевский полагает, что сейчас в первую очередь именно на РПЦ возложена «огромная задача просвещения верующих»: речь идет не только о воспитании «культуры празднования» Нового года в период поста, но и в целом о «великой задаче христианизации культуры», которая актуальна как для восточных, так и для западных христиан. Кстати, проблема выхолащивания религиозного содержания Рождественского праздника на Западе также затрагивалась на пресс-конференции. «Надо с прискорбием признать, что Рождество во многих странах Европы стало светским», -- сказал о.Игорь. Признавая этот факт, о.Филипп видит и свидетельства «ответной волны», когда европейские христиане предпринимают усилия, чтобы «вернуть Христа в Рождество».
Источник: Благовест-инфо
→ Археологи раскопали в Назарете дом, в котором могли жить Мария и Иисус
← Рождество мешает Израилю быть еврейским государством