У православных христиан начался Рождественский пост
28.11.2007У православных христиан в среду, 28 ноября, начался один из четырех многодневных постов - Рождественский.
Священнослужители, обращаясь в этот день к прихожанам, подчеркивают, что это - светлый и радостный пост, который готовит верующих к великому празднику Рождества Христова (7 января).
Рождественский пост по продолжительности почти равен Великому посту, но менее строгий. В дни этого поста рыбу можно есть в субботы, воскресения и праздничные дни. За неделю до Рождества рыба не вкушается. Следует воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц (в том числе в составе различных блюд).Воцерковленные люди руководствуются благословением, которое получают на пост у своего духовного наставника.
Цель любого поста - упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души - духу. Поэтому пост - это отказ не только от определенной пищи, но и от вредных привычек и увеселений, это время раздумий и усердных молитв.
Святые отцы Церкви, рассуждая о соблюдении постов, называли себя "не телоубийцами, а грехоубийцами". И на Руси издавна от поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они по возможности усиленно постились в другие дни, воздерживались от развлечений и приносили покаяние в нарушении поста.
Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления - напоминает святитель Иоанн Златоуст. И цель поста не гастрономическая, цель его - помочь людям стать хоть немного более хорошими или хоть немного менее плохими.
В церковных кругах известна одна примечательная история. Как-то к одному старцу пришла женщина, работавшая в системе общепита, и пожаловалась, что по долгу службы ей нужно пробовать все блюда, в том числе и скоромные. На это старец ответил ей: «Все ешьте. Только людей не ешьте».
Именно поэтому первой и главной традицией на Руси, связанной с этими святыми днями, была Традиция благотворительности и дел милосердия. Народная мудрость гласит: "Милостыня - половина дороги к Богу: пост ведет к вратам рая, а милостыня отворяет их".
И наши предки спешили украсить Рождественский пост делами милосердия. Так царь Алексей Михайлович канун Рождества Христова проводил тайно в тюрьмах и богадельнях, посещая страждущих, а также раздавал милостыню.
Простить застарелую обиду и примириться с обидчиком, подавить в себе раздражение, еще раз удержаться и не сказать о ком-то плохо, перебороть себя и все-таки не обсудить коллегу, уделить побольше времени родителям, посмотреть по телевизору только программу новостей - вот такими маленькими шажками и проходится весь путь поста, а когда оступится человек, ведь без Бога душу не очистишь - значит - на исповедь, каяться перед Ним за все ошибки, чтобы потом было легче исполнить все невыполнимое.
Рождественский пост отличается от Великого поста, он не омрачен воспоминанием о трагических событиях из жизни Спасителя - он весь как восходящая и возрастающая радость.
Поэтому к этому празднику на Руси готовились особенно широко. Устраивались ярмарки, а также приготовлялось рождественское дерево. В Северных странах этим деревом стала елка, символизирующая райское дерево, от плодов которого вкусили Адам и Ева, лишив себя тем самым рая и нарушив Заповедь Божию. Отсюда пошла традиция вешать шары на ветки, как образ плодов. Праздник Рождества Христова открывает для христиан возможность вновь вкусить райскую пищу.
Одна из проблем для постящихся в наше время заключается в том, что Рождество празднуется по старому стилю (7 января), а Новый год - по новому (1 января). У людей, строго соблюдающих церковные нормы, существует традиция встречать первые минуты этого светского праздника не звоном бокалов, а молитвой, испрашивая у Бога благ для себя, своей семьи и Отечества в наступающем году.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ежегодно вечером 31 декабря служит в Богоявленском кафедральном соборе Москвы особый, Новогодний молебен. Аналогичные службы совершаются в канун праздника и во многих других храмах.
Установление Рождественского поста относится к ранним векам христианства. С IV века он упоминается в творениях отцов Церкви, в том числе блаженного Августина.
Первоначально Рождественский пост длился около недели. На соборе 1166 года при патриархе Константинопольском Луке и византийском императоре Мануиле христианам было положено держать пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Святитель XIV-XV веков Симеон, архиепископ Фессалоникийский, связывал Рождественский пост и с Ветхим Заветом, и с Новым. Моисей, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях "начертание словес Божиих". "А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти", - писал святитель.
Источник: РИА Новости
→ Риза Господня будет выставлена для поклонения 1 декабря в Храме Христа Спасителя