Сила Крещенской воды в литрах не измеряется!
17.01.2010Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство, не раздумывая, скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день, и чего только не услышишь в очереди за Крещенской водой!
Сразу оговоримся, что этот материал адресован не тем, кто постоянно ходит в храми знаком с церковной жизнью. Скорее, он призван помочь многим из них аргументированно ответить на вопросы менее воцерковленных или совсем невоцерковленных коллег, родственников, знакомых. «Простые вопросы» из разряда тех, что часто можно услышать, мы задали клирику Духосошественского собора города Саратова, преподавателю литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакону Михаилу Беликову.
— В чем особая сила Крещенской воды?
— Благодатные свойства Крещенской, или Богоявленской, воды описываются в чине Великого освящения. Из этого чина следует, что для верующих людей святая вода становится «благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной». Отсюда видны великое значение и великая благодатная сила Богоявленской воды, поэтому она и называется великой Агиасмой — великой святыней.
— Чем эта вода отличается от воды, освященной в другие дни? И почему на праздник Крещения воду освящают дважды — 18 и 19 января? Чем отличается великое водоосвящение от малого — в последнем случае вода менее благодатная?
— Малое водоосвящение может совершаться в любое время по принятой традиции или по желанию верующих, там, где это признается нужным,— в храме, в домах прихожан. Этот чин совершается в воспоминание освящения Ангелом воды в Овчей купели, когда получали исцеление те, кто первыми входили в купель. Установлено три дня, когда этот чин обязательно совершается при богослужении,— 14 августа, в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», а также в среду 4-й седмицы по Пасхе, в день Преполовения Пятидесятницы.
Великое освящение совершается утром после Божественной литургии 18 января и 19 января в память Крещения Господа на Иордане. Обряд Великого водоосвящения возник от древнего обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Сама молитва Богоявленского водоосвящения взята из обряда Крещения и является ее позднейшей переработкой. Потому обряд великого водоосвящения совершался до ХI–XII веков накануне праздника, а не в сам день Богоявления. Затем, когда в восточных церквах распространился Иерусалимский устав богослужения, воду стали святить в соответствии с Иерусалимскими обычаями, дважды — в Крещенский Сочельник и в сам день Богоявления, так как в Иерусалиме с древних времен в праздник освящали воду на Иордане на месте Крещения Господа.
Сама постановка вопроса и предположение, что одна святыня менее благодатна, чем другая, граничат с оскорблением святыни, ибо Бог подает свою благодать истинно верующему человеку без меры. Ее нельзя измерить килограммами или, как в случае со святой водой, литрами. Для одного человека и капли будет достаточно, чтобы получить исцеление, а другой человек и тонну в себя вольет, а толку не будет.
В отношении «большей или меньшей благодати» святой воды можно еще сказать, что сила и действенность благодатных средств освящения, которые предлагает нам Святая Церковь, зависят не от того, что одна святыня «сильнее» или «слабее» другой, а от силы нашей веры, преданности и любви к Богу. Кто имеет веру слабую, не живет по заповедям Божиим, не имеет любви к Нему, не желает следовать по пути христианского благочестия — для того и средства, подаваемые Церковью для укрепления на этом пути, будут бесполезны и бездейственны. А если человек имеет великую веру и великую любовь к Богу, то даже сказанные от сердца несколько слов могут привести его к вечной жизни, как привели в Царство Небесное благоразумного разбойника, который был распят в один день со Спасителем. Каждая святыня преподается Церковью в свое время и со своей определенной целью и способствует нашему духовному возрастанию в меру нашей веры и любви к Богу.
— Говорят, что на праздник Крещения нужно взять воду в семи храмах, но «везде очереди, и я боюсь не успеть». Достаточно ли будет взять воду в трех храмах?
— Издавна с Богоявленской водой связаны определенные суеверия. Помимо древних суеверий, в последнее время прямо на глазах рождаются новые. Еще 15–20 лет назад никто из верующих не слыхал, что воду на Крещение обязательно надо брать в семи храмах. Бессмысленность этого очевидна. А если человек живет в деревне, где только один храм? Что же, он не получит полноты благодати?
Нелепо и смешно, но, вместе с тем, и грустно. Выходит, что человек привык смотреть на храм как на бюро ритуальных услуг. Заплатил деньги, получил без всякого духовного напряжения ту или иную услугу. А поскольку в магазинах всё продают на вес, то и к святыне человек относится как к весовому товару. Такой человек размышляет: «Достаточно ли мне для щей 300 граммов мяса, хотя нужно по-хорошему полкило?» и по аналогии: «Достаточно ли взять воду в трех храмах, если надо вроде бы в семи?». И даже не задумается человек, а какой смысл в этом, почему именно в семи храмах? Абсурд, да еще и грех.
— Правда ли, что можно не ходить в храм, а в 12 часов ночи с 18 на 19 января набрать «святую» воду из любого источника или даже из-под крана?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать одну историю — случай из практики. Одна супружеская пара пришла в храм и попросила священника освятить квартиру. Тот в назначенное время пришел и начал чин освящения. Через некоторое время он обнаружил, что находится в комнате один. Он прошел в соседнюю комнату и увидел, что хозяева сидят и смотрят телевизор. С точки зрения потребительской идеологии, которую, к сожалению, многие люди распространяют и на Церковь, и на церковную жизнь, поступок этих людей логичен: деньги оплачены — услуга оказана, утруждать себя совершенно не нужно.
То же самое видим и здесь: открыл в 12 часов ночи кран, набрал воды, и не нужно прилагать никаких духовных усилий. Но разве этого «комфорта» ждет от нас Спаситель? Для того ли был установлен Им и святыми апостолами праздник Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане, раскрыть свою душу и сердце в богослужении, соединиться в Таинстве Причащения с Господом, открывшим в Своем Крещении тайну Святой Троицы и положившим начало нашего спасения. Только в этом случае мы сможем получить тот дар освящения, которое подается нам и через святую воду. Его нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором.
— Обязательно ли на праздник Крещения купаться в проруби, а если не купаться, не обернется ли это несчастьем?
— Еще одно грубое суеверие, связанное с этим праздником. На Востоке действительно существует такой обычай, основанный на примере палестинских паломников, купающихся в Иордане во всякое время. На Востоке это безопасно для богомольцев, поскольку там не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение — значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения.
В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию способность очищения от этих грехов. Во что превращаются крещенские купания в наше время, стыдно и говорить: толпа пьяной молодежи, мат, курево, спиртное… Верующему человеку там делать нечего.
— Можно ли пить крещенскую воду вместо лекарств, обливаться ею в душе, добавлять в ванну?
— Крещенская вода — святыня, предназначенная, прежде всего, для освящения души. Это не гель для ванной и не аптекарское лекарство. Для излечения недугов святая вода вкушается, отнюдь не отменяя лекарства, назначенные врачом. Как сказано в Священном Писании: Сын мой, в болезни твоей молись Господу… и Он исцелит тебя, оставь греховную жизнь… и от всякого греха очисти сердце… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 10–12). Потому не стоит пить крещенскую воду вместо лекарств.
— Что делать с водой, сохранившейся с прошлого Крещения?
— Ее нужно испить или же употребить с благочестивой целью, например, омыть ею иконы, окропить дом. Просто выливать ее нежелательно.
Подготовила Ольга Новикова
Газета «Православная вера» № 2 (382) 2009 г.
Источник: Православие и современность
→ Новый Патриарх Сербский будет избран «апостольским жребием»
← Патриарх Кирилл: на постсоветском пространстве идет возрождение веры