Арабы-христиане возрождают город, где Иисус сотворил чудо
21.01.2010Куфр-Кана, Израиль. В этом маленьком галилейском городе, где, согласно Евангелию, Иисус превратил воду в вино, деятельный священник надеется сотворить собственное чудо: вдохнуть новую жизнь в христианскую общину, численность которой постоянно сокращается.
У отца Масуда Абу Хатума, заслужившего благодаря своему энтузиазму прозвище "бульдозер", есть несколько идей. Например, он придумал показывать постановку, основанную на евангельском рассказе о том, как Христос превратил воду в вино в Кане Галилейской - сегодняшнем городе Куфр-Кана на севере Израиля.
"Нам нужно как-то привлекать людей", - говорит Абу Хатум. Он носит аккуратно постриженную бороду и большие солнцезащитные очки, и внешне похож не столько на священника, сколько на рок-звезду.
Но ему будет нелегко остановить отток христиан из этого серого, экономически неблагополучного города. Молодежь стремиться уехать отсюда в города покрупнее, такие как Назарет, с более многочисленной христианской общиной, большим количеством рабочих мест и большими шансами найти спутника жизни.
"Наша молодежь уезжает из деревни, они говорят: «Мы не хотим тут умереть». Мы стареем, а они уезжают", - сетует 65-летний Саид Саффури, христианин, оба сына которого уехали.
Миграция и низкий уровень рождаемости привели к значительному уменьшению христианского населения по всему Ближнему Востоку. Израиль с его 123 000 арабов-христиан - одна из немногих стран региона, где численность христиан остается стабильной (в 2009 году она даже увеличилась на 2 000 человек). Но и в Израиле актуальна проблема переселения из села в город, из-за чего маленькие христианские городки, такие как Куфр-Кана, постепенно угасают.
В начале XX века Куфр-Кана была полностью христианской. Позже здесь начали селиться торговцы-мусульмане, а во время арабо-израильской войны 1948 года сюда стекались мусульманские беженцы. Сейчас здесь живут 16 000 мусульман и 4 000 христиан.
Те христиане, что еще остаются в Куфр-Кане, уже обсуждают, что произойдет, когда их община полностью вымрет: будут ли местные мусульмане ухаживать за их святынями, или кто-то из духовенства останется, чтобы делать это?
Взаимоотношения с исламской общиной у них прохладные, но вежливые. Некоторые горожане говорят, что дружат с мусульманами, другие рассказывают, что те хотят выгнать их из города. Но все христиане чувствуют, что они оказались в меньшинстве.
Со стороны Куфр-Кана производит впечатление города, населенного преимущественно мусульманами. Среди бетонных сооружений вы сразу заметите три устремленных к небу минарета, но не увидите церковного шпиля или колокольни.
В одно из последних воскресений, в отделанную мрамором католическую церковь Куфр-Каны пришли всего около 20 верующих, большинство из них - среднего возраста. Примерно столько же людей пришли и в заполненную кадильным дымом и богато украшенную православную церковь, где добровольцы строили витрину для каменных сосудов, которые, как принято считать, использовались на свадьбе, где Христос совершил чудо.
В греко-католическую церковь о. Абу Хатума пришли 40 верующих. И это - достижение энергичного священника. До того как в 2009 году его прислали сюда из Назарета, храм регулярно посещали лишь 10 прихожан.
Получив это назначение, Абу Хатум придумал целую серию мероприятий, призванных оживить общину и вдохновить молодежь на то, чтобы остаться в городе.
На Рождество Абу Хатум соорудил над своей церковью 27-метровую конструкцию, украсил ее мигающими разноцветными огнями и назвал "самой высокой елкой в Святой Земле". "Я бы сделал ее еще выше, но для этого потребовалось бы разрешение", - говорит клирик.
Сооружение ели привлекло съемочную группу израильского телевидения. Абу Хатума также пригласили на местное радио, к радости прихожан, которые говорят, что до этого их церковь не вызывала интереса.
В июле о. Абу Хатум планирует показать спектакль о чуде, совершенном Иисусом в Кане. Еще одним "чудом" должна стать массовая брачная церемония, которую священник хочет провести в октябре.
Но экономические проблемы города работают против его усилий. В Куфр-Кане ничего не производится, и рабочие места есть только в школах, городской администрации, продуктовых магазинах, парикмахерских и ремонтных мастерских.
В городе есть несколько сувенирных лавок, набитых бутылками с вином, которые покупают тысячи туристов, проезжающие через Куфр-Кану каждый год. Но большинство паломнических групп делают здесь лишь короткую остановку, и поток туристов приносит мало выгоды местной торговле, говорит сотрудник муниципалитета Ислам Амара.
Большинство арабских городов Израиля выглядят так же - серые и невзрачные бетонные блоки, и кажутся нищими по сравнению с близлежащими еврейскими городами. Это - результат нескольких десятилетий как "бюджетной дискриминации" со стороны израильского правительства, так и недобросовестной работы собственной администрации арабских поселений.
Арабское меньшинство насчитывает 1,4 млн., или 20% от 7,4 млн. жителей Израиля. Христиане составляют лишь малую часть арабского населения этой страны. Еще 50 000 христиан живут на Западном берегу Иордана и в Газе, вместе с примерно 4 млн. мусульман.
Относительно благополучные города, такие как Назарет и Хайфа, имеют значительное христианское меньшинство и дают возможность молодежи из Куфр-Каны сбежать от скучной деревенской жизни.
И чем больше молодых людей уезжает, те более изолированными от внешнего мира чувствуют себя те, кто остался. "Мы не чувствуем, что нам тут рады", - говорит о своем родном городе 60-летняя Джанетт Элиас. У нее - трое сыновей, двое из которых уже живут в Назарете - городе, где Христос провел детство, расположенном всего в 10 минутах езды от Куфр-Каны.
Молодой прихожанин Ихаб Мукабал рассказывает о своем брате, который надеется найти жилье в расположенном поблизости еврейском городе. "Здесь нет ничего, что могло бы заставить людей остаться", - говорит он.
Запущенное кладбище рядом с церковью о. Абу Хатума - свидетель упадка христианской общины. Самые старые могилы, на которых есть отметка о погребенных, принадлежат близнецам Фаделю и Фадилю Дбайе. Братья родились в 1899 году, когда Куфр-Кана была полностью христианским поселением. Ко времени их смерти (1965 и 1966), христиан и мусульман в городе было примерно поровну.
Сегодня число похороненных на кладбище христиан в два раза превышает количество живых, пришедших на службу в воскресенье.
Диаа Хадид
Перевод "Благовест-инфо"
Источник: Associated Press
→ Избран новый Предстоятель Сербской Православной Церкви
← В корейском Минздраве отключат свет для повышения рождаемости